Слайд 1МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА ВУЗА
Родиков А.С., к.п.н., доцент кафедры ОиСП НВГУ
Слайд 2План
Понятие «конкурентоспособность выпускника» в профессиональном образовании России.
Факторы, оказывающие влияние на
востребованность конкурентоспособных специалистов.
Теоретическая модель конкурентоспособного выпускника.
Деловая игра «Модель конкурентоспособного выпускника».
Направления
деятельности по формированию конкурентоспособного выпускника в условиях НВГУ.
Слайд 3Понятие «конкурентоспособность выпускника»
в истории профессионального образования России
Слайд 4Майкл Юджи́н По́ртер
профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы
автор понятия «конкурентоспособность»
(1980 г.)
Слайд 5Российские учёные, занимавшиеся проблемой подготовки конкурентоспособного выпускника вуза
Андрианов Владимир Дмитриевич, первый
заместитель Председателя Правительства РФ
=================================
Фатхутдинов Раис Ахметович, профессор кафедры
«Теории и практики конкуренции» Московской
финансово-промышленной академии
П.П. Вощекин, М.И. Гельвановский, И.М. Лифиц, Ю.В. Зарубина, Л.Г. Миляева, Ю.В. Прушинский, Г.Н. Соколова, И.А. Спиридонов и др.
Слайд 6ГРУППЫ ТРАКТОВОК ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА»:
как значимый показатель рейтинга вуза;
как
результат качества профессиональной деятельности сотрудников вуза, «конечный продукт деятельности вуза,
поставляемый на рынок труда»;
как способность работника к индивидуальным достижениям в труде, представляющим вклад в достижение целей организации, предприятия;
качество профессиональной подготовки, соответствующее меняющимся потребностям работодателя в функциональном качестве труда.
Слайд 7Конкурентоспособный выпускник - субъект профессиональной деятельности, реализующий свой личностный потенциал
в условиях насыщенного рынка труда и удовлетворяющий быстро изменяющиеся потребности
работодателей и общества, готовый к конкурентным действиям
Слайд 8
ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ВОСТРЕБОВАННОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Глобализация.
Информационная революция.
Общество знаний.
Слайд 9Происходит утрата привязки социальных процессов к физическому пространству и формируется
«глобальный культурный поток». Это процесс, определяемый преобладанием культуры над экономикой
и политикой.
Теоретик глобализации Роланд Робертсон утверждает, что главным в процессе глобализации является превращение мира в «единое социокультурное место»,, то есть мир сжимается, становится единым, лишенным существенных барьеров и происходит экспансия «общечеловеческих ценностей».
Слайд 10Глобализация
В результате глобализации мы все перестаём быть уникальными
"Российская газета" -
Федеральный выпуск №4995 (171) от 11 сентября 2009 г.
Усиление конкуренции в
условиях нарастающей глобализации вынуждает деловые круги все более активно вмешиваться в процесс образования и предъявлять выпускникам свои требования. В частности, главной задачей образования, по мнению представителей деловых кругов, должно стать обеспечение непрерывной подготовки «человеческого ресурса» к рентабельному использованию в постоянно меняющихся условиях.
Слайд 11Информационная революция
Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая
роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных
факторов роста
Определяющее влияние на конкурентноспособность специалиста оказывает сегодня информационная революция.
Слайд 12Сегодня можно говорить о становлении принципиально новой среды обитания –
автоматизированной инфосферы. Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход
от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания.
Слайд 13Общество знаний
Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как
основного фактора экономического развития.
Продуктом информационной революции стало так называемое «общество
знаний».
Современный этап развития мировой экономики определяется знаниями в форме идей и технологий. Это формирует новые образовательные парадигмы и стандарты качества.
Темпы инноваций за последнее время ускорились, увеличились мощность и быстродействие компьютеров.
Сегодня только те, кто владеет информацией и технологиями ее использования и переработки, могут резко улучшит свои экономические показатели.
Слайд 14Сегодня способность общества формировать, распространять и применять знания имеет решающее
значение. «Образование через всю жизнь», становится нормой жизни.
Обновление информации
происходит столь стремительно, что некоторые зарубежные вузы вынуждены вводить «срок годности» на свои дипломы (5-7 лет).
Слайд 15Деловая игра
«Модель конкурентоспособного выпускника»
Слайд 16ГРУППА 1
ОБУЧАЮЩИЕСЯ
ГРУППА 2
ПЕДАГОГИ
ГРУППА 3
РАБОТО-ДАТЕЛИ
Слайд 17Деловая игра
«Модель конкурентоспособного выпускника»
1-й ЭТАП
Вам необходимо в соответствии с
заданной ролью подумать и назвать 5 качеств, характеризующих конкурентоспособного выпускника
вуза. Обязательно необходимо обосновать свой выбор. Вы можете начать свой ответ с тех фраз, которые находится у вас на листе.
В ходе обсуждения, вы можете воспользоваться списком качеств личности, характеризующих конкурентоспособного выпускника.
Запишите выбранные вами качества личности выпускника на листках бумаги и подготовьте выступление (2-3 минуты).
Слайд 18Модель конкурентоспособного выпускника
Л.М. Митина определяет конкурентоспособность как интегральное свойство, совокупность
личностных качеств, позволяющих специалисту быть более успешным на рынке труда
по сравнению с другими, обладающими аналогичной подготовкой
Митина Лариса Максимовна - доктор психологических наук, профессор - - автор более 120 научных работ по психологии развития личности .
Слайд 19Б. Д. Парыгин определяет конкурентоспособность как «комплексное свойство, имеющее свои
ресурсы (психофизическое здоровье, возраст, внешность, способности, талант, уровень интеллекта, запас
энергии) и нравственные аспекты (иерархия ценностей, система верований, наличие запретов и личных ограничений)» [Практикум по социально-психологическому тренингу / под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 2000. С. 51-52].
Основные ее составляющие - профессионализм, психологическая готовность к участию в конкуренции и социальные особенности.
Борис Дмитриевич Парыгин - основоположник научной социальной психологии, советский и российский философ и психолог. Доктор философских наук, профессор.
Слайд 20Конкурентоспособная личность, это не только высокое качество результатов ее деятельности,
но и ее способность выстоять и победить в конкурентной борьбе.
В. И. Андреевым выделяет десять стержневых и приоритетных качеств конкурентоспособной личности :
четкость целей и ценностных ориентации,
трудолюбие,
творческое отношений к делу,
способность к риску,
независимость,
способность быть лидером,
стремление к непрерывному саморазвитию,
стрессоустойчивость,
стремление к непрерывному профессиональному росту,
к высокому качеству конечного продукта своего труда».
Андреев Валентин Иванович – профессор Института психологии и образования
Слайд 21Конкурентоспособный специалист — это специалист, способный достигать поставленные цели в
разных, быстро меняющихся ситуациях за счет владения методами решения большого
класса профессиональных задач и наличия определенных личностных качеств.
Слайд 22Базовые компоненты идеальной модели конкурентоспособной личности:
мотивационно-потребностные,
деловые,
организационно-волевые,
общекультурные,
нравственные качества,
интеллект,
психологические,
коммуникативная структура самосознания.
Слайд 23ФЗ РФ от 2912.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
РФ"
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно
значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Слайд 24Результаты анкетирования студентов НВГУ
Что значит быть
конкурентоспособным выпускником?
Владеть ЗУН по
профессии (специальности).
Быть востребованным на рынке труда.
Быть адаптированным в обществе.
Быть инициативным,
готовым к участию в модернизации экономики.
Обладать позитивными чертами характера.
Найти достойное место в жизни.
Слайд 25Качества, определяющие конкурентоспособность специалиста
современная образованность;
высокая нравственность, предприимчивость;
способность самостоятельно
принимать решения в ситуации выбора;
готовность к сотрудничеству;
мобильность, динамизм,
конструктивность;
готовность к межкультурному взаимодействию;
гибкость и профессиональная мобильность;
умение презентовать себя;
владение методами решения большого класса профессиональных задач;
способность справляться с различными профессиональными проблемами;
уверенность в себе;
ответственность, ориентация на успех, готовность постоянно обогащать свой опыт и др.
Слайд 26Базовые элементы модели конкурентоспособного специалиста
Элемент 1 - структура культуры
специалиста.
Элемент 2 - требования к структуре личности специалиста.
Элемент
3 - требования к умениям, навыкам и способам деятельности.
Слайд 27Структура культуры специалиста
Владение культурой речи и коммуникативными навыками определяет уровень
его духовного, общекультурного и интеллектуального развития.
Готовность к изменяющимся условиям,
умение адаптироваться и реализовывать свой потенциал.
Знание иностранных языков, особенностей невербальной коммуникации и символики других народов.
16 % студентов считают, что межкультурная коммуникативно-профессиональная компетентность обеспечивает рост проф. карьеры, но 84 % опрошенных выражают неудовлетворенность своим уровнем.
Слайд 28Требования к структуре личности будущего специалиста
Ответственность за самого себя и
стремление к самостоятельности. Необходим анализ собственных интересов, ценностей, представлений, с
одной стороны, и построение жизненной перспективы - с другой.
Наличие жизненных планов и их соотношения с возрастной нормой.
Слайд 29Требования к умениям, навыкам и способам деятельности
Общительность, склонность к
взаимодействию с людьми, широта взглядов, богатое воображение, склонность к теоретическим
рассуждениям и экспериментированию, готовность к новому и необычному (17,2 % студентов).
Проявление в поступках логичности, точности и объективности, ориентация на активный и творческий образ жизни, уверенность в своих способностях, хладнокровие и трезвый расчет (5.1 %).
Высокий уровень социальной и профессиональной мобильности (18,9%).
Исследования показывают, что общительность связано с высоким уровнем материальных притязаний, но и одновременно с низкой ценностью образования и содержания труда. Таких студентов 81.1 %.
Слайд 30ВЫВОДЫ
Теоретической модели конкурентоспособного специалиста не соответствует большинство выпускников вуза.
Их профессиональный
выбор является необоснованным и опирается на показатели престижности профессии.
Социокультурной
теоретической модели конкурентоспособного специалиста соответствует не более 17.0 % студентов
Слайд 31Конкурентоспособность личности специалиста
Это способность специалиста выдерживать конкуренцию на рынке
труда.
Конкурентоспособный специалист - это работник-профессионал, способный на рынке труда предложить
себя как товар и спросить за это достойную цену, обеспечивающую благополучие ему и его семье. Конкурентоспособный специалист - это тот, в ком сегодня есть потребность в обществе (востребованность).
Слайд 32Список литературы
Гундарь О. Н. Лидерство в образовании // Качество образования
как социальная проблема: мат. рег. науч. конференции (21 марта 2002).
Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. С. 33-36.
Зенина Д. Цель или средства? // Высш. образование в России. 2002. № 2. С. 87-92.
Образовательная политика на современном этапе: из доклада Государственному Совету РФ // Высш. образование в России. 2002. № 1. С. 20-30.
Пузиков В. Инвестиционный потенциал образования // Высш. образование в России. 2001. № 2. С. 10-17.
Скок Г. Б. К проблеме качества образования // Качество образования: концепции, проблемы оценки, управления. Ч. 1. Тез. Всерос. науч.-метод. конф. Новосибирск, 1998. C. 20-28.
Слайд 33Деловая игра
«Модель конкурентоспособного выпускника»
2-Й ЭТАП
ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС
Что необходимо изменить
в образовательном процессе, чтобы подготовить конкурентоспособных выпускников НВГУ?
Слайд 34Спасибо за активную работу!
Предолжения просим присылать
по адресу
rodikov-as@yandex.ru