Слайд 1Проблемно-ситуативный анализ
Или
Case-study
Слайд 2 Теоретико-практические основания метода
проблемно-поисковый анализ;
прагматическое обучение;
ориентацию на создание ситуаций
выбора (обучение с учетом вариативности);
обучение через анализ собственного опыта.
Слайд 3Обучающий цикл Д.Колба как теоретическое основание метода
изучение конкретной ситуации (ориентации
на конкретный опыт);
анализ ситуации (рефлексия, осмысление);
формирование выводов, оценок, обобщения (концептуализация
опыта);
разработка плана управленческих действий (активное экспериментирование).
Слайд 4Case-study – конкретные ситуации для обучения
конкретные ситуации (КС) представляют собой
описание действительных событий в словах, цифрах, образах, действиях. КС –
это «срез» процесса, фиксация его динамики в определенных временных границах в целях постановки обучающегося перед выбором путей и способов дальнейшего решения проблемы или определением перспективных тенденций развития ситуации
Слайд 5Case-study – конкретные ситуации для обучения
КС – это «срез» процесса,
фиксация его динамики в определенных временных границах в целях постановки
обучающегося перед выбором путей и способов дальнейшего решения проблемы или определением перспективных тенденций развития ситуации
Слайд 6Чем кейс отличается от проблемной ситуации?
кейс не предлагает обучающимся проблему
в открытом виде; участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из
той информации, которая содержится в описании кейса.
содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую управленческую модель его реализации.
Слайд 7
Общие подходы к конструированию кейсов
реальность событий
представление событий в динамике на
протяжении определенного временного отрезка, четкое определение хронологии события;
Слайд 8Общие подходы к конструированию кейсов
ситуация описывается в событийном стиле, с
широким применением конкретных образов, метафор, в ней должна присутствовать «определенная
интрига», выступающая дополнительным источником мотивации к образовательному процессу
Слайд 9Общие подходы к конструированию кейсов
достаточность материала для его последующего анализа;
возможность
выделения в ситуации управленческой проблемы, представляющей интерес для обучающихся и
порождающей новое знание в области того или иного аспекта содержательной программы
Слайд 10Методические рекомендации к кейсу
рассматриваются примерные вопросы по данному кейсу;
определена
целевая группа, цели преподавания;
представлен анализ проблем и их концептуальное
обоснование;
предлагается конкретная методика работы с группой.
Слайд 11Происхождение кейсов
Большинство учебных ситуаций основывается на исследованиях автора «кейса», то
есть его посещении конкретной организации.
Используется реальная информация о деятельности фирмы.
В качестве дополнительной или альтернативной информации могут быть использованы материалы, опубликованные в печати (газеты, журналы, другие издания).
Слайд 12Виды кейсов для системы повышения квалификации
классический кейс - развернутое описания
ситуаций, содержащее от 5 до 500 страниц информации;
сокращенными описаниями
конкретных ситуаций, в которых предельно конкретизирована учебная проблема;
кейс, представленный в форме видеоматериала;
описание случая из жизни, произошедшего с кем-либо из участников семинара;
случай, возникший в процессе обучения;
повторный случай, то есть – анализ принятого решения по конкретной ситуации.
Слайд 13Виды учебной деятельности
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК;
АНАЛИЗ, ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ;
ПОСТРОЕНИЕ КРИТЕРИЕВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ;
ВЫРАБОТКА КОНКТРУКТИВНЫХ
ИДЕЙ;
ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Слайд 14Возможные учебные действия на базе кейса
выявление причин, источников, движущих сил
процесса, содержащегося в конкретной ситуации;
структурирование, построение моделей описания ситуации;
анализ и
сопоставление отдельных данных в описании КС;
выявление проблемы, содержащейся в КС;
построение сценариев возможного развития КС;
Слайд 15Возможные учебные действия на базе кейса
выработка критериев и показателей разрешения
проблемы;
разработка методов возможного решения проблемы;
разработка практических управленческих действий по решению
проблемы;
построение описания аналоговых КС из собственной управленческой практики.
Слайд 16Дополнительные возможности кейса в учебном процессе
Мотивация участников семинара
Иллюстрация конкретной идеи
или метода
Аргументация утверждения
Слайд 17Кейс-метод на практике
Предварительный индивидуальный анализ кейса
Анализ кейса в малых
группах (выявление проблемы)
Групповая дискуссия по спорным вопросам кейса
Слайд 18Кейс-метод на практике
Проектирование, моделирование (критерии, идеи, проекты решений) – индивидуально
и в малых группах
Защита проектов в группе в соответствии с
выработанными критериями
Итоговый анализ процесса работы (групповой или индивидуальный)
Слайд 19Преимущества метода. Участники учатся системному мышлению
рассматривать любую ситуацию во
всех ее составляющих и взаимосвязях;
выявлять движущие силы и этапы протекания
любого процесса;
строить структурные модели в отношении любой ситуации;
понимать, что в становлении любой системы может наступать момент, когда ее развитие может существенно измениться;
различать управляемые процессы и те процессы, управление которыми затруднено;
«выходить за рамки системы» для того, чтобы понять подлинную причину происходящего или увидеть возможное решение
Слайд 20Риски при работе с кейсами
кейсы очень трудно «сочинять», качественный кейс
требует серьезных исследований, особой культуры изложения;
с кейсами трудно работать, тьютор
должен обладать значительным опытом в применении кейсов, работа с одним и тем же кейсом в разных аудиториях может протекать совершенно по-разному;
Слайд 21Риски при работе с кейсами
при работе с кейсами участники семинара
могут испытывать существенные затруднения, неудачи в ходе аналитической работы могут
снижать мотивацию;
Слайд 22Риски при работе с кейсами
свободные дискуссии, которые применяются в группе
– могут увести участников от проблемы к решению других вопросов,
показавшихся аудитории более интересными;
работа с кейсом требует существенных затрат времени, в условиях его постоянного дефицита – велик риск замены кейс-метода иллюстративной составляющей.
Слайд 23Цели и задачи проекта:
Создание пакета кейсов к действующему комплексу
учебно-методических пособий для повышения квалификации администраторов системы профессионального образования.
Слайд 24Структура апробируемых кейсов
Введение
Текст кейса
Информационные Приложения
Методические рекомендации
Глоссарий
Библиография для тьютора