Слайд 1Анализ и классификация
профессий
Слайд 2
Цель. Сформировать представление
учащихся о классификации
профессий по основным признакам;
выработать умение анализировать
профессиональную
деятельность на основе указанных
признаков.
Слайд 4Экономика
Сфера материального производства
Непроизводственная сфера
Промышленность Строительство
Сельское и
лесное хозяйство
Транспорт
Связь
Наука, образование, искусство и культура.
Здравоохранение.
Торговля.
Соцобеспечение.
Общественное питание.
Органы госуправления
и правопорядка.
Слайд 7Преобразующие
Изыскательские
Цель труда: распознать, различить, оценить, проверить.
Примеры профессий: контролер, дегустатор, лаборант,
товаровед, эксперт.
Цель труда: обработать, переместить, организовать, преобразовать.
Примеры професcuй: паркетчик, слесарь,
портной, водитель, воспитатель, учитель.
Цель труда: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать.
Примеры профессий: закройщик, разметчик, селекционер, конструктор, художник-оформитель.
Гностические
Классы профессий
Слайд 9
«Человек-техника»
Большинство профессий этого типа связано:
С созданием, монтажом, технических устройств –
инженер, конструктор, слесарь-монтажник и др.
С эксплуатацией технических устройств – токарь,
оператор прокатного стана, швея-мотористка, лаборант-рентгеноскопист и др.
С ремонтом технических устройств – слесарь по ремонту станков с ЧПУ, мастер по ремонту компьютеров и др.
Слайд 10
точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
хорошая координация движений;
хорошо развитoe
техническое и творческое мышление и воображение;
умение переключать и концентрировать внимание.
Психологические
требования
профессий этого типа
к человеку:
Слайд 11Это могут быть:
Тексты на родном и иностранных языках.
Цифры, формулы, таблицы.
Чертежи,
карты, схемы.
Звуковые сигналы
Редактор, корректор, машинистка, делопроиз-водитель, наборщик, телеграфист
Программист, оператор ЭВМ,
экономист, бухгалтер, статистик.
Конструктор, инженер-технолог, чертежник, штурман.
Радист, телефонист, звукоопе-ратор.
«Человек - знаковая система»
Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета труда.
Слайд 12
Психологические требования профессий
этого типа к человеку:
Хорошая оперативная и механическая
память;
Способность к длительной концентрации внимания «на отвлеченном» (знаковом) материале;
Хорошие переключаемость и распределение внимания;
Точность восприятия, умение видеть то,
что стоит за условными знаками;
Усидчивость, терпение.
Слайд 13 «Человек – человек»
Большинство профессий этого типа связано:
С воспитанием, обучением
(учитель, тренер, воспитатель)
С медицинским
обслуживанием (врач, медсестра)
С бытовым обслуживанием (продавец,парикмахер, мастер по ремонту часов)
С информационным обслуживанием (экскурсовод, туроператор)
С защитой общества и государства (адвокат, судья, следователь)
Слайд 14Психологические требования профессий
этого типа к человеку:
Стремление к общению, умение
легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
Устойчивое хорошее
самочувствие при работе с людьми;
Доброжелательность, отзывчивость;
Выдержка, умение сдерживать эмоции;
Способность анализировать поведение
окружающих и свое собственное;
Способность разбираться во взаимоотношениях людей;
Способность владеть мимикой, жестами;
Слайд 15Развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
Умение
убеждать людей;
Способность помнить, держать в уме информацию о многих
людях;
Аккуратность, пунктуальность, собранность.
Слайд 16Большинство профессий этого типа связано:
С созданием, проектированием, художественных произведений
С воспроизведением,
изготовлением изделий по эскизу, образцу (в единичных экземплярах)
С воспроизведением, копированием
художественных произведений в массовом производстве
Писатель, художник, модельер, арxитeктор, скульптор, журналист.
Ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер.
Мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник
«Человек - художественный образ»
Слайд 17Психологические требования профессий
этого типа к человеку:
Художественные способности;
Развитые эстетические
чувства;
Развитое зрительное восприятие;
Наблюдательность, зрительная память;
Наглядно-образное мышление;
Творческое
и воссоздающее воображение;
Знание законов эмоционального воздействия на людей;
Аналитическое, нестандартное мышление.
Слайд 18 «Человек – природа»
Объект труда для представителей этих профессий:
Животные, условия
их роста, жизни.
Растения, условия их произрастания, жизни.
Слайд 19Специалистам этой области приходится:
Изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений
или животных
Выращивать растения, ухаживать за животными
Проводить профилактику заболеваний растений и
животных, бороться с вредителями растений
Агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агротехник, фитопатолог.
Лесовод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод.
Врач карантинной службы, агроном по защите растений, ветеринар.
Слайд 20Психологические требования профессий этого типа к человеку:
Развитое воображение;
Наглядно-образное
мышление;
Хорошая зрительная память;
Точное восприятие (особенно зрительное);
Наблюдательность;
Способность
предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
Поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист обязан обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым к работе в небольших коллективах, иногда в трудных погодных условиях.
Слайд 22Классификация профессий по условиям труда. Выделяются четыре группы профессий:
1. Труд
в условиях обычного (бытового) микроклимата (Б). К этой
группе можно отнести профессии бухгалтера, экономиста, чертежника, учителя и др.
2. Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (О). Примеры профессий: строитель, пожарник, полевод и т. п
Слайд 233. Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на
высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными
производственными вредностями (Н). Примеры профессий: летчик, шахтер, водолаз и т. д.
4.Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (М). К этой группе относятся профессии учителя, врача, инспектора милиции, инженера по технике безопасности и др.
Слайд 24Приведенное деление профессий по условиям труда, конечно, условно. Нередко труд
людей одной и той же профессии протекает в разных условиях,
поэтому приходится ориентироваться на главные из них.
Слайд 26Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (М).
От людей,
работающих по этим профессиям, требуются не только технологические знания, но
и навыки ручного труда, готовность к неожиданным сигналам и событиям, быстрота реакции и предусмотрительность, готовность к экстренным действиям (токарь, швея).
Слайд 27 Профессии, связанные с использованием ручного труда (Р).
Ручные (и
механизированные) инструменты, как и ручное мастерство, совершенствуются. При работе с
ними требуется высокая культура труда, терпеливость, особый интерес к самому процессу, а не только к результату работы (хирург, резчик по камню, столяр, художник).
Слайд 28 Профессии, связанные с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов
(А).
В зависимости от степени автоматизации на долю работающего выпадают
разные функции - от управления агрегатом в целом и его ремонта до наблюдения за работой и вызова при необходимости нужного специалиста(печатник, сталевар).
Профессии, в которых преобладают функциональные средства, орудия труда (Ф).
Для людей, владеющих этими профессиями, характерна способность удерживать в памяти множество правил, сведений, осуществлять самоконтроль и самоуправление (актер, учитель).
Слайд 29Словарь к теме.
Профессия – род трудовой
деятельности, требующей получения
специальной подготовки.
Предмет труда
– объект, на который
направлена трудовая деятельность.
Орудия труда – средства труда,
с
помощью которых осуществляется
воздействие на предмет труда.
Слайд 30Условия труда – условия
протекания трудовой деятельности.
Цель труда – целенаправленное
воздействие на
предмет труда для
достижения определенного
результата.
Слайд 31 «Угадай профессию»
Существенная особенность труда этого
специалиста-
оперативность. Главное назначение – добывать
информацию и передавать ее
своим читателям,
слушателям, зрителям.
Тяжела психологическая нагрузка,
велико чувство ответственности
перед читателем. Хорошего
специалиста отличают
ответственность, независимость
от стереотипов, добросовестность
и объективность.
Слайд 32«Угадай профессию»
Работа протекает с одной стороны – в бытовых условиях,
а с другой – с повышенной моральной ответственностью. От этого
специалиста требуется как всестороннее знание предмета, так и владение различными методиками. Он - организатор и артист, а также-
знаток человеческой души.
Он вовремя пошутит, снимая усталость, удивит неожиданным примером, привлекая внимание.