Слайд 1Какой быть школе в эпоху нанотехнологий…
Эпштейн М.М.
2010
Слайд 2Школа эпохи «нано»
Можно по–разному относиться к вдруг ставшему популярным в
нашей стране бренду «нано», но….
Слайд 3Но?!....
это явление связано с серьезными достижениями в фундаментальной науке;
для него
требуется несколько иной строй мышления, и способ взаимодействия ученых и
практиков, чем ныне массово принятый – междисциплинарный, командный, инновационный, более внимательное отношение к «тонким материям, структурам» и последствиям (в т.ч. гуманитарным) вмешательства в них;
Слайд 4Но?!...
оно ведет за собой совершенно иные – современные – технологии,
для реализации в практике теоретических идей необходимо современное производство,
с
внедрением достижений нано-индустрии будет меняться технологическое мышление человечества (с некоторой долей осторожности можно говорить о такой же «революции» как в ситуации с «компьютерной революцией»)…
Слайд 5Каковы основные характерные отличия «наноподхода» в науке и производстве?
Работа на
микроуровне, изменения в котором влияют на макропроцессы.
Междисциплинарность, пограничность, необходимость диалога,
многообразия.
Выстраивание инновационного комплекса – взаимоувязанных действий науки, производства, бизнеса…
Слайд 6Второй шанс
Сейчас у нас есть шанс в момент еще только
зарождения новой эпохи («нано-эпохи») попробовать, «зацепившись» за передовую науку, производство,
экономику, вытащить на новый уровень все наше образование (и первым делом - образование учителей).
Слайд 7Что означает для педагогики переход на -уровень «нано-технологии»?
1. Внимательное
вглядывание в социокультурную ситуацию конкретного ребенка, школы… и учет возможных
микро-основ, глубинных оснований, ядер и изменений в них для макро-последствий.
Слайд 8Что означает для педагогики переход на -уровень «нано-технологии»?
2. Использование «сильных
методов», работающих на более глубоком уровне, чем просто поверхностно информирующие
занятия (внимание к личностной мотивации, заинтересованности, осмысленности – проживание, проигрывание, практико-ориентированность, личностная осмысленность).
Слайд 9Что означает для педагогики переход на -уровень «нано-технологии»?
3. Точечное применение
«энергоемких», дорогостоящих процедур – приносящих позже серьезные эффекты… (например, однажды
заинтересовавшись чем-то – дальше ребенок во многом уже сам сможет изучить предмет. Значит, может быть, стоит потратить бОльшие ресурсы на то, чтобы ребенок заинтересовался.. …)
Слайд 10Что означает для педагогики переход на -уровень «нано-технологии»?
4. Мультидисциплинарность, межпредметность,
свободное и ответственное изобретательство, пограничность, диалогичность - как в содержании
образовательной программы, так и в ведении педагогических исследований. В т.ч. умение перестроить свой взгляд, общаться с Другим, принимать и понимать его…
Слайд 11Что означает для педагогики переход на -уровень «нано-технологии»?
5. Признание ценности
многообразия, в т.ч. влияние многообразия коллектива на развитие личности (в
частности – стремление к построению «обучаюшегося сообщества»).
Слайд 12Что означает для педагогики переход на -уровень «нано-технологии»?
6. Признание права
меньшинства (в т.ч. если и использование стандартов, то с максимально
«плавающими» границами).
Слайд 13Что означает для педагогики переход на -уровень «нано-технологии»?
7. Внимание к
экологическим и этическим границам технологий.
Слайд 14Что означает для педагогики переход на уровень «нано-технологии»?
8. Поддержка инноваций
за счет выстраивания деятельности инновационных комплексов вокруг исследователей, работающих с
ними педагогов, школ, современных производств…
Слайд 15Какой должна быть современная школа,
желающая соответствовать вызовам «эпохи нано»?
Школа
добротных базовых учебных программ с акцентом на естественнонаучное образование, но
с учетом настоящего и будущего социокультурного контекста разработок и использования высоких технологий.
Слайд 16Какой должна быть современная школа,
желающая соответствовать вызовам «эпохи нано»?
школа
выбора учащимися собственных образовательных маршрутов, а также проектов, связанных с
изучением перспективных научных исследований и их экономического потенциала.
Слайд 17Какой должна быть современная школа,
желающая соответствовать вызовам «эпохи нано»?
школа,
ориентированная на изучение истории естествознания и роли личной, общественной инициативы,
меценатства в развитии отечественной науки и производства.
Слайд 18Какой должна быть современная школа,
желающая соответствовать вызовам «эпохи нано»?
школа,
моделирующая социальную практику менеджмента инноваций в науке и образовании, а
также популяризацию (например, через СМИ и Музей науки) достижений и перспектив в сфере нанотехнологий
Слайд 19Какой должна быть современная школа,
желающая соответствовать вызовам «эпохи нано»?
общеобразовательная
школа для всех, использующая в своей практике метод проектов, погружения,
междисциплинарные, межпредметные, надпредметные программы, уделяющая много внимания исследованиям, экспериментам, лабораторной работе, практической деятельности учащихся на базе современного производства.
Слайд 20Какой должна быть современная школа,
желающая соответствовать вызовам «эпохи нано»?
школа
реального социального партнерства с учреждениями и представителями науки и бизнеса
(«нанобизнеса») в России и за рубежом,
Слайд 21Какой должна быть современная школа,
желающая соответствовать вызовам «эпохи нано»?
школа,
принципиально по-разному выстраивающая образование в различных возрастных группах: 7-10 лет,
11-13 лет, 14-15, 16-18 лет.
Слайд 22Какой должна быть современная школа,
желающая соответствовать вызовам «эпохи нано»?
такой
школы принципиальной является идея моделирования, пронизывающая всю ее образовательную программу
– от содержания таких предметов как математика, биология, физика… до лабораторных работ и практик, использования ролевых, деловых игр в средней школе, и участия в конкретном производственном процессе в старших классах (например, в частности, введения робототехники в учебную программу средней школы).