Слайд 1Геодезические работы при строительстве ЛЭП
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
http://prezentacija.biz/prezentacii-po-stroitelstvu/
Слайд 2Содержание
Общие сведения
Особенности изысканий трасс ЛЭП
Выбор направления воздушных линий
Условия выбора
направления трассы
Камеральный выбор трассы
Полевое обследование
Полевое трассирование ЛЭП
Наземный метод
Нивелирование трассы
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО
СТРОИТЕЛЬСТВУ
http://prezentacija.biz/prezentacii-po-stroitelstvu/
Слайд 3Общие сведения
Линии электропередач (ЛЭП) разделяются на кабельные (подземные) и воздушные.
Кабельные линии, как более дорогостоящие, в основном прокладывают на застроенных
территориях.
По воздушным линиям (ВЛ) передается ток высокого напряжения на значительные расстояния. В зависимости от напряжения воздушные ЛЭП подразделяют на линии до 35 кВ, от 35 до 500 кВ, свыше 500 кВ.
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
http://prezentacija.biz/prezentacii-po-stroitelstvu/
Слайд 4К линиям связи относят:
междугородные, внутрирайонные и городские телефонные линии;
сети радиофикации;
радиорелейные линии.
Линии связи также могут быть кабельными
и воздушными.
Слайд 5Основными элементами воздушных линий являются
опоры, провода, изоляторы.
Опоры разделяют
на анкерные и промежуточные.
Слайд 6Анкерными называют такие опоры, которые принимают на себя все усилия
от натяжения провода.
Среди анкерных опор выделяют угловые опоры, сооружаемые
в вершинах углов поворота трассы, и специальные опоры, устанавливаемые на переходах через широкие или высокие препятствия.
Анкерный пролет, т. е. расстояние между смежными анкерными опорами, принимают равным 5-7 км.
Слайд 7Промежуточные опоры только поддерживают провода, натянутые между анкерными опорами.
Опоры
бывают деревянные, металлические и железобетонные.
Слайд 8Интервал расстояния (горизонтальное проложение) между двумя соседними опорами (пролет) составляет:
для
линий с напряжением 110-150 кВ - 200-300 м;
для линий
с напряжением 220-500 кВ - 300-400 м;
для линий с напряжением 750 кВ —-350-450 м.
Слайд 9
Для линий электропередач требуется соблюдение габаритного приближения проводов.
Слайд 10Минимально допустимое расстояние от нижних проводов до поверхности земли или
до какого-либо сооружения называют вертикальным габаритом приближения.
Слайд 11Минимально допустимое расстояние от крайних проводов до боковых объектов называют
горизонтальным габаритом приближения.
Слайд 12Это расстояние в обе стороны от крайних проводов создает так
называемую охранную зону, в пределах которой запрещается вести строительные работы,
разрабатывать карьеры, складировать материалы и т.д.
Слайд 16Допустимая величина вертикального габарита приближения:
для линий с напряжением 220-500
кВт :
а) в ненаселенной местности 7-8 м;
б) в труднодоступной местности
6-7 м.
для линий напряжением 750 кВ - соответственно принимают 12 и 10 м.
Слайд 17Наименьший горизонтальный габарит приближения должен быть:
для ЛЭП до 500
кВ не менее 20-30 м;
для ЛЭП 750 кВ -
40 м.
Слайд 18Вертикальный габарит приближений на линиях связи составляет 2,5-8,5 м.
Максимально
допустимые сближения между линиями связи и другими воздушными линиями, контактной
сетью электрифицированных железных дорог, растительностью регламенти-руются соответствующими инструк-циями и должны составлять 1-25 м.
Слайд 19Расстояния между параллельно расположенными высоковольтными линиями (ВЛ) или высоковольтной линией
и линией связи должно быть не менее высоты наиболее высокой
опоры на данном участке.
Для линий 500 и 750 кВ это расстояние составляет 50 и 100 м.
Слайд 20Особенности изысканий трасс ЛЭП
Выбор направления воздушных линий
Слайд 21Выбор больших магистральных трасс ВЛ производится в период технико-экономического обоснования.
Направление небольших трасс может быть выбрано при подготовке технического задания
на проектирование.
Слайд 22Технические изыскания трассы ЛЭП выполняют по выбранному и утвержденному направлению.
Эти изыскания начинаются с изучения материалов выбора трассы и проверки
документов согласования.
Слайд 23Начальным пунктом ЛЭП обычно является гидротехническая, тепловая и атомная электростанции,
конечным пунктом - крупный территориально-промышленный комплекс.
Слайд 24Между начальным и конечным пунктами трасса ЛЭП должна проходить по
возможности кратчайшим расстоянием, в благоприятных топографических и инженерно-геологических условиях, чтобы
ее строительство и эксплуатация требовали минимальных затрат.
Однако при этом следует учитывать требования основ земельного и водного законодательства.
Слайд 25Условия выбора направления трассы
Надо стремиться к расположению опор на высоких
точках профиля, чтобы обеспечить наибольший средний пролет и снизить стоимость
линии.
При пересечении болот проектируют ЛЭП на свайных опорах.
ЛЭП с высшим напряжением должны пересекать ЛЭП с низшим напряжением сверху.
Слайд 26Условия выбора направления трассы
Опоры на прямых участках размещаются с таким
расчетом, чтобы был обеспечен допустимый габарит провода над землей и
пересекаемыми объектами.
При изысканиях линий электропередач обязательно необходимо принимать во внимание габариты приближения проводов.
Слайд 27Условия выбора направления трассы
При изысканиях трасса ЛЭП обходит:
аэродромы (не
ближе 4 км),
населенные пункты с плотной застройкой,
промышленные предприятия,
заповедники,
курортные зоны,
места с большой сетью воздушных линий.
Опоры ЛЭП стремятся расположить на землях несельскохозяйственного назначения или в угодьях худшего качества.
Слайд 28Условия выбора направления трассы
Желательно, чтобы трасса как можно меньше пересекала
водотоки, ущелья, инженерные сооружения.
Места пересечений с водотоками выбирают на
прямолинейных участках реки с высокими устойчивыми берегами и узкой поймой.
Угол пересечения трассы с препятствиями должен быть близок к прямому и во всяком случае не меньше 45°.
При этом на переходах через водные преграды и поймы не рекомендуется делать углы поворота и использовать специальные переходные опоры в качестве угловых.
Слайд 29Условия выбора направления трассы
В горных районах стремятся трассу расположить на
устойчивых склонах, избегая вершин водоразделов, чтобы уменьшить влияние на линии
ветровых нагрузок и гололеда.
По возможности приближают трассу к существующим дорогам и учитывают возможности подъезда к опорам трассы.
Слайд 30Условия выбора направления трассы
Пересечение трассой дорожных магистралей выбирают в местах,
где дорога проходит в выемках или на нулевых отметках, с
целью уменьшения высоты переходных опор, и стремятся совместить углы поворота трассы с переходными опорами.
Слайд 31Условия выбора направления трассы
При пересечении и сближении ВЛ с железными
дорогами расстояние от основания опоры ВЛ до габарита приближений строений
железной дороги или до оси контактной сети электрифицированных дорог должно быть не менее высоты опоры плюс 3 м.
Слайд 32Условия выбора направления трассы
При пересечении воздушной линии с автомобильной дорогой
наименьшее расстояние от основания опоры до бровки земляного полотна дороги
допускают равным высоте опоры. При параллельном их следовании это расстояние увеличивается на 5 м.
Вертикальное расстояние от провода до полотна дороги должно быть не менее 8-9 м для ВЛ напряжением 220-500 кВ и 14 – м для ВЛ напряжением 750 кВ.
Слайд 33Условия выбора направления трассы
При пересечении лесных массивов ширина просек должна
составлять не менее расстояния между крайними проводами плюс высота деревьев
с каждой стороны от крайних проводов.
Слайд 34Условия выбора направления трассы
При прохождении через лесопарки, природные заповедники, лесозащитные
полосы и другие ценные лесные массивы расстояние от проводов до
кроны деревьев может быть уменьшено до 4 м для ВЛ 150 -220 кВ и до 6 м для ВЛ 750 кВ.
Земельная площадь, находящаяся под воздушными линиями, остается у землепользователей. Изъятию подлежат только участки, занимаемые опорами. На период строительства линии ширина отводимой полосы составляет 15 - 30 м.
Слайд 35Изыскания воздушных линий связи (междугородных, внутрирайонных и городских телефонных линий,
сетей радиофикации, радиорелейных линий) аналогичны изыскания ЛЭП.
Линии связи обычно
прокладывают вдоль существующих железных и автомобильных дорог, где возникает много пересечений. Поэтому при проектировании и изысканиях необходимо особое внимание уделять габаритам приближений.
Слайд 36Камеральный выбор трассы
Для камерального выбора возможных направлений ЛЭП производят сбор
и изучение сведений о районе изысканий:
топографических карт мелких и крупных
масштабов,
землеустроительных планов,
материалов аэрофотосъемки,
инженерно-геологических, гидрологических и метеорологических данных,
месторождениях полезных ископаемых,
карьерах строительных материалов,
а также сведений о существующих и проектируемых в районе изысканий инженерных сооружений и др.
Слайд 37Камеральный выбор трассы
При камеральной обработке материалов на топографические карты наиболее
крупного масштаба наносят:
выходы (коридоры) от начальной и конечной подстанции,
варианты больших переходов через водотоки,
уточненные данные по проектируемым и строящимся предприятиям и населенным пунктам,
Слайд 38Камеральный выбор трассы
уточненные данные по инженерным коммуникациям, запо-ведникам,
уточненные данные
по ценным сельскохозяйственным угодьям,
уточненные данные по местам с неблагоприятными естественными
условиями.
Слайд 39Камеральный выбор трассы
В горных районах и на территории со сложной
ситуацией при выборе трассы используют имеющиеся материалы аэрофотосъемки.
С учетом этих
данных намечают варианты трассы ВЛ.
Слайд 40Камеральный выбор трассы
На основе технико-экономического сравнения вариантов выбирают наиболее экономичное
и надежное в эксплуатации направление воздушной линии, которое согласовывается с
федеральными и муниципальными организациями.
Намеченную трассу прорабатывают с примерной расстановкой опор и подготавливают данные для ее обследования в натуре.
Слайд 41Полевое обследование
При полевом обследовании трассы на местности уточняют топографические и
геологические условия камерально разработанного направления.
Вдоль трассы производят инженерно-геологическое рекогносцировочное
обследование, особенное исследование выполняют в местах с неблагоприятными физико-геологическими условиями.
Слайд 42Полевое обследование
При полевом обследовании основное внимание обращают на:
выбор переходов
через крупные водотоки,
выбор пересечений и сближений с инженерными сооружениями
и коммуникациями,
выбор подходов к электростанциям и подстанциям,
выбор обходов горных районов и мест с неблагоприятными геологическими условиями,
выбор положения трассы на других наиболее трудных и сложных участках.
Выбранные створы переходов и пересечений закрепляют на местности грунтовыми знаками.
Слайд 43Полевое обследование
При обследовании ведется специальный журнал, в котором изображается и
описывается:
схема трассы,
закрепление трассы,
привязка фиксированных точек к местным
предметам.
Этот журнал используется в дальнейшем при технических изысканиях.
Слайд 44Полевое обследование
Одновременно с обследованием производят согласование трассы с землепользователями и
органами, осуществляющими государст-венный контроль за использованием земель и охраной недр,
а также с заинтересован-ными организациями, в ведении которых находятся инженерные сооружения и коммуникации.
При этом согласовании возможно некоторое корректирование трассы.
Слайд 45Полевое трассирование ЛЭП
Полевое трассирование ЛЭП выполняют в обычном порядке:
разбивают
пикетаж,
проводят съемку вдоль трассы по 50 м с каждой стороны
магистрального хода.
Слайд 46Полевое трассирование ЛЭП
Особенность разбивки пикетажа при трассировании ЛЭП в том,
что полностью отпадает необходимость в разбивке кривых и учете домера
и, следовательно, расстояние между соседними вершинами поворотов или створными точками будет равно разности их пикетажного значения.
Слайд 47Полевое трассирование ЛЭП
Одновременно с разбивкой пикетажа:
производят съемку в крупном
масштабе площадок подстанций, монтерских пунктов и ремонтных баз,
обследуют проходящие
в районе трассы дороги и карьеры стройматериалов,
при отсутствии дорог намечают места, по которым с наименьшими затратами они могут быть построены.
Слайд 48Полевое трассирование ЛЭП
Под площадки для сооружений на трассе ЛЭП выполняют
съемку в масштабе 1:1000 - 1:5000.
Площади съемки могут составлять
5-20 га.
Съемки целесообразно выполнять электронными тахеометрами!!!!!!!!
Слайд 49Полевое трассирование ЛЭП
Технические изыскания небольших трасс, проходящих в слабо
пересеченной местности, выполняют наземными методами.
При изысканиях больших трасс, прокладываемых
в сложных условиях, применяют аэрометоды.
Слайд 50Перенос проекта на местность осуществляют по данным привязки основных точек
к контурам или по координатам.
Поскольку для ЛЭП расстояния между
этими точками могут достигать десятка километров, то прямые участки вешат. Для это разработаны специальные способы. Створные точки выбирают в пределах прямой видимости в среднем через 700 м, но не более 1 км.
Наземный метод
Слайд 51В отличие от других трасс линия электропередач состоит только из
прямых участков, с поворотами в вершинах углов.
Поэтому углы поворотов
должны выбираться в местах, удобных для сооружения опор, т. е. геологически устойчивых и расположенных вдали от растущих оврагов.
Слайд 52На трассах воздушных линий продольные профили составляют по плюсовым точкам,
которые располагаются на характерных перегибах рельефа местности, на поворотах трассы
и в местах пересечений естественных препятствий или искусственных сооружений.
Слайд 53Поэтому при изысканиях воздушных линий весьма эффективен беспикетный способ трассирования.
Слайд 54При пересечении трассой инженерных сооружений и водотоков измеряют величину угла
пересечения и производят крупномасштабную тахеометрическую съемку полосы с высотой сечения
рельефа 0,5-1 м.
На дорожных магистралях нивелируют головки рельсов или ось покрытия автодороги;
на водотоках определяют отметки уровня высоких вод и ледохода.
Слайд 55Аэрометод
Вдоль выбранного направления трассы ВЛ производят маршрутную аэрофотосъемку в масштабе
1:12 000 - 1:15 000, а в горных районах 1:8000
- 1:10 000.
Площадки и большие переходы снимают в масштабе 1:4000 - 1:6000.
Слайд 56Аэрометод
Намеченная на топографических картах трасса ВЛ уточняется по фотосхемам, стереопарам,
а при необходимости и фотопланам.
При развитии пространственной фототриангуляции и
стереообработки аэрофотоснимков определяют координаты углов поворота, створных точек, точек переходов через препятствия, а также вычисляют пикетаж трассы и высоты пикетных точек, данные привязки для выноса трассы в натуру.
Слайд 57Аэрометод
В результате фотограмметрических работ составляют:
план и профиль трассы,
крупномасштабные
планы площадок и переходов, коридоров примыкания ВЛ,
намечают трассы временных
дорог к опорам в горной местности.
Слайд 58Аэрометод
Углы поворота и створные точки фотограмметрически разработанной трассы выносят в
натуру по данным привязки к контурам местности или пунктам геодезического
обоснования.
Так как вследствие ошибок фотограмметрических измерений вынесенные створные точки могут быть несколько смещены от прямой линии, соединяющей вершины углов поворота трассы, то при помощи теодолита производится строгое введение вынесенных точек в створ и их закрепление.
Слайд 59Нивелирование трассы
Нивелирование трассы ВЛ выполняется с целью составления продольного
профиля, по которому проектируют положение и высоту опор, обеспечивающих расчетный
габарит приближений проводов.
При этом требуется, чтобы ошибки из-за обобщения (спрямления) рельефа при выборе характерных плюсовых точек не превышали 0,3 м.
Очевидно, что этому требованию должна соответствовать точность нивелирования.
Слайд 60Нивелирование трассы
Так как допуск на определение вертикального габарита достаточно свободен
(около 25 см), возможна замена геометрического нивелирования по трассе тригонометрическим.
Слайд 61Нивелирование трассы
В равнинной местности, а также на больших переходах через
водотоки, на пересечениях дорог, в застроенных местах производят техническое нивелирование
по пикетажу трассы ВЛ.
В горных районах и сильно пересеченной местности можно прокладывать по трассе тахеометрические ходы.
Слайд 62При пересечении существующих линий электропередач и линий связи дополнительно:
измеряют
расстояние от трассы до смежных опор пролета,
определяют высоты верхних
и нижних проводов и тросов на этих опорах и смежных с ними,
в месте пересечения, производят съемку профиля пересекаемого пролета.
Нивелирование трассы
Слайд 63Определение высот проводов и тросов производится методом тригонометрического нивелирования или
наземной фототеодолитной съемки с обеспечением измерения с ошибкой не более
0,15 м.
Для контроля высоты определяют с двух независимых станций с допустимым расхождением между ними до 0,20 м.
Нивелирование трассы
Слайд 64Определение высоты провода или троса, считая его недоступным (сам-то).
Слайд 65Поперечные профили разбивают и нивелируют на участках, где поперечное превышение
между осью воздушной линии и проекцией на местность крайних проводов
превышает 0,4м.
Длина поперечников в каждую сторону от оси в зависимости от напряжения линии составляет 10-20 м (для ВЛ 220-750 кВ).
Точность определения отметок по поперечным профилям должна быть такой же, как и на продольном профиле по оси трассы.
Нивелирование трассы
Слайд 66Через каждые 8 - 10 км устанавливают на трассе железобетонные
или деревянные реперы.
Установку железобетонных реперов приурочивают к переходам через
крупные водотоки и к местам расположения больших площадок.
Нивелирование трассы
Слайд 67При трассировании одновременно двух линий электропередач, идущих параллельно одна другой,
необходимо через каждые 3-5 км замыкать нивелирные ходы между одноименными
точками трассы (углами поворота или створными точками), чтобы проверить правильность вешения и точность линейных и высотных измерений.
В этом случае реперы устанавливают общие для двух линий, располагая их примерно посредине между ними.
Нивелирование трассы
Слайд 68При уравнивании ходов между пунктами государственной нивелирной сети сначала по
средним превышениям из двух ходов определяют отметки установленных реперов, а
затем между отметками этих реперов увязывают ходы по обеим линиям.
Нивелирование трассы
Слайд 69При использовании тахеометрического метода нивелирования совмещают работы по проложению хода
со съемкой полосы местности.
Тахеометрический ход прокладывают путем двусторонних измерений расстояний
и превышений в прямом и обратном направлениях.
Углы наклона определяют при двух положениях круга.
Нивелирование трассы
Слайд 70Точки хода выбирают с расчетом обеспечения съемки рельефа и ситуации
вдоль трассы. Иногда прокладывают сначала основной («каркасный») ход по створным
и угловым точкам со сторонами 500 - 1000 м с измерением линий с относительной погрешностью не более 1/800. Съемочные ходы привязывают к пунктам основных сетей.
При использовании тахеометрического метода определяют одновременно габариты приближений.
Нивелирование трассы
Слайд 71Планово-высотная привязка ходов по трассе производится не реже чем через
15 - 20 км. Невязки хода не должны превышать:
а) теодолитно-нивелирного хода
линейная
- 1/800,.
высотная - 5 , см;
б) тахеометрического хода
линейная - 1/300,
высотная при углах наклона до 6° - 30 см;
высотная при углах наклона более 6°- 50 см,
где L - длина хода, км.
Нивелирование трассы
Слайд 73Для многовариантного трассирования используются цифровые модели местности (ЦММ).
Основной исходной
информацией для построения ЦММ являются:
аэрофотосъемка полосы трассирования;
геодезическое обоснование
полосы трассирования;
материалы крупномасштабной инженерно-геологической съемки и т. д.
Выбор оптимальной трассы производится на ЭВМ в достаточно узкой полосе (500-1500 м).
Нивелирование трассы
Слайд 74Инженерно-геологические и гидрологические работы
Для комплексного изучения и оценки природных условий
трассы производят маршрутную инженерно-геологическую крупномасштабную съемку полосы шириной около 300
м и обследуют водные объекты, используя материалы аэрофотосъемки прошлых лет и специального залета.
Инженерно-геологическая разведка и детальные гидрологические изыскания переходов необходимы для обеспечения проектирования оснований опор.
Слайд 75Инженерно-геологические и гидрологические работы
Для этого предварительный проект расстановки опор выносят
в натуру, производят разведочное бурение под каждую опору, изучают в
месте перехода режимы уровней воды и ледохода, деформаций русла и поймы, скорости течения и др. Одновременно снимают планы участков под опоры в масштабе 1:500 с высотой сечения рельефа 0,5 м с указанием геологических выработок и знаков креплений центров опор.
Слайд 76Разбивка проектного положения опор в натуре
Основными документами проекта для разбивки
центров опор являются:
рабочий план и профиль воздушной линии и
переходов,
данные по привязке трассы к местным предметам и пунктам геодезической сети.
Слайд 77Разбивка проектного положения опор в натуре
На плане показывают расположение всех
опор с обозначением их типа, пикетажа и номера.
На угловых
опорах дополнительно указывают величину угла поворота.
На пересекаемых трассой элементах ситуации подписывают высоты препятствий.
На продольном профиле показывают места установки опор и величины пролетов.
Слайд 79Разбивка проектного положения опор в натуре
Разбивка опор производится по их
пикетажному значению от ближайших закрепленных точек (вершин
углов поворота и створных точек) или по створу линии, задаваемому теодолитом.
Слайд 80Разбивка проектного положения опор в натуре
Расстояния от закрепленных точек до
опор и между опорами измеряют дальномером с введением в каждый
пролет поправок за наклон местности и контролируют привязкой к закрепленным знакам.
Отклонения измеренных расстояний между опорами от заданных в проекте не должны превышать 1/200 длины пролета. Полученная невязка распределяется на ближайшие пролеты.
Слайд 81Разбивка проектного положения опор в натуре
При попадании опоры в неудобное
для установки место она может быть сдвинута по оси линии
до 3 м (без согласования с проектной организацией).
Смещение одной или двух опор пролета на величину, удлиняющую его более чем на 3 м, производится с разрешения проектной организации.
Слайд 82Разбивка проектного положения опор в натуре
При использовании аэрометодов для вынесения
проекта трассы дополнительно используют аэрофотоснимки и фотосхемы с нанесенными створными
контурными точками и углами поворота.
Слайд 83Разбивка проектного положения опор в натуре
В процессе установки центров опор
производится контрольное определение минимального габарита провода (МГП) над землей или
пересекаемыми сооружениями в местах, указанных в проекте.
Слайд 84Геодезическое сопровождение строительства ЛЭП
Геодезические работы, которые выполняют при строительстве линий
электропередачи и связи заключаются: 1) в определении фактического габарита приближения
проводов,
2) при монтаже опор с помощью теодолита производят выверку их вертикальности,
3) в процессе установки центров опор производится контрольное определение минимального габарита провода (МГП) над землей или пересекаемыми сооружениями в местах, указанных в проекте.
Слайд 85Геодезическое сопровождение строительства ЛЭП
Выверка вертикальности монтажа опор (сам-то).
Слайд 86 По завершении строительства выполняют исполнительную съемку построенной воздушной линии,
при этом промеряют расстояния между отдельными опорами и проверяют соблюдение
габаритов приближения проводов и вертикальность установки опор.
Слайд 87Наглядную картину строительства линии со всеми ее сооружениями дает проведенная
вдоль трассы маршрутная аэрофотосъемка. На аэрофотоснимках хорошо видны отдельные опоры,
подстанции, переходы через реки, овраги, дороги, просеки и другие элементы ситуации.