Слайд 1Научно-практический семинар
Тема: «Инновационные педагогические технологии в системе уроков изобразительного
искусства и черчения».
Слайд 2
Главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит
на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования в котором личность ученика
находится в центре внимания педагога. Учение, познавательная деятельность, а не преподавание, являются ведущими в тандеме «учитель – ученик».
Слайд 3
Проведем анализ традиционного и личностно-ориентированного подхода к
обучению по следующим принципам:
Принцип педагогического общения;
Принцип опережения в обучении;
Принцип опорных
сигналов в обучении;
Принцип самоанализа в обучении.
Слайд 4
Принцип педагогического общения
Слайд 5
Принцип опережения в обучении
Слайд 6
Принцип опорных сигналов в обучении
Слайд 7
Принцип самоанализа в обучении
Слайд 8 Школа должна создать условия для формирования
личности. Эта задача решаема не только посредством содержания образования, но
и через использование новых педагогических технологий. Только широкое внедрение
новых технологий позволит изменить саму парадигму образования.
Слайд 9В словаре иностранных слов дается следующее определение технологии. В переводе
с греческого Techne – искусство, мастерство, умение и -логия –
совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта.
В толковом словаре этот термин определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.
Слайд 10Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств.
Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология – это
содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М.Монахов).
Слайд 11Из приведенных определений можно вычленить следующие признаки технологии: процессуальный двусторонний
характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся; совокупность приемов, методов; проектирование
и организация процесса; наличие комфортных условий. Однако, на наш взгляд, здесь не полно учитывается управленческий аспект.
С позиции управления образовательный процесс представляет собой сочетание управленческой деятельности учителя и самоуправления ученика в целостном управленческом цикле как взаимодействия участников образовательного процесса. Отмеченное дает нам основание для следующего определения понятия «образовательная технология».
Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Слайд 12Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
ЗУН+СУД
Познавательные и
творческие способности.
Технология проблемного обучения.
Технология игрового обучения.
Технология интенсификации обучения на основе
схемных и знаковых моделей учебного материала.
Технология проведения учебной дискуссии.
Слайд 13 Технологии дифференцированного обучения
ЗУН+СУД
ЗУН+ эстетически-нравственное развитие.
Технология внутриклассной дифференциации
(Н.П. Гузик).
Технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов).
Технология уровневой дифференциации
(В.В. Пикан).
Слайд 14Технологии индивидуализации обучения
ЗУН+СУД
Адаптивная система обучения (А.С. Границкая)
Технология индивидуализированного обучения (И. Унт)
Технология
обучения на основе индивидуально-ориентированного учебного плана (В.Д. Шадриков)
Технология проектного обучения.
Технология программированного
обучения.
Информационная технология обучения.
Технология коллективного способа обучения (В. Дьяченко).
Технология модульного обучения.
Технология проблемно-модульного обучения.
Технология В.М. Монахова
Слайд 15
Реализация идеи личностно-ориентированного обучения направлено на стремление воспитать
свободную личность, сделать ученика центром внимания учителя, в ходе педагогического
процесса предоставить ученику возможность активной познавательной деятельности через творчество и самостоятельную целенаправленную деятельность.
Слайд 16Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям
являются:
Обучение в сотрудничестве
Метод проектов
Разноуровневое обучение
Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению
Все
методы предусматривают возможность рефлексии.
Слайд 17Разноуровневое обучение
Условие возникновения: перегрузка детей с последующим отрицательным отношением к
образовательному процессу.
Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение с опорой на
зону ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
Результат: - максимальное использование своих возможностей
- учитель уделяет внимание на учащихся разных категорий
Условия эффективности: учет особенностей субъектного опыта учащихся
особенностей личностно-смысловой сферы
Психического развития (памяти, мышления, восприятия)
Уровня обученности (знания, способы деятельности)
Подготовка материала предусматривает планирование в содержание и результат нескольких уровней, выбор которых определяется составом класса и требованиями стандарта
Принципы: добровольный выбор учеником уровня усвоения материала
(не ниже стандарта)
взаимопомощь
самостоятельная работа в индивидуальном темпе
взаимообучение, взаимопроверка
коррекционная работа по устранению пробелов
Слайд 18Обучение в сотрудничестве
Целевые установки:
-переход от педагогики требований к педагогике
доверительных отношений
-гуманно-личностный подход к ребенку
-единство обучения и воспитания
Концепция сотрудничества:
Ученик –
субъект деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не должен стоять над другим.
Сотрудничество в отношениях «ученик-учитель» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы( содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).
В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическим и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей и т. д.)
Слайд 19Метод проектов
Н.Г.Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном
выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых
теоретических знаний
Цель проектного обучения:
создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
научить пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
способствовать приобретению коммуникативных умений, работая в различных группах;
развивать исследовательские умения ( выявление проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивать системное мышление.
теоретические позиции проектного обучения
в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Слайд 20Этапы работы над проектом
- Разработка проектного задания
Выбор темы проекта
Выделение подтем в тем проекта
Формирование творческих групп
Подготовка материалов
к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы
Определение форм выражения итогов проектной деятельности
- Разработка проекта
- Оформление результатов
- Презентация
- Рефлексия