Слайд 1Малахитовая шкатулка
Технология 4 класс
Презентацию подготовила:
Топчий Людмила Николаевна, учитель технологии.
2015
год
Управление образования администрации города Магнитогорска
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№ 6»
Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 86,
тел.: 26-05-48 e-mail: schтел.: 26-05-48 e-mail: sch6@тел.: 26-05-48 e-mail: sch6@mgnтел.: 26-05-48 e-mail: sch6@mgn.тел.: 26-05-48 e-mail: sch6@mgn.ru
Слайд 2Цель
Узнать что такое малахит.
Почему произведения П.П. Бажова называются сказами.
Существуют ли на самом деле места, описанные в сказах.
Слайд 3Задачи
Собрать сведения о происхождении малахита из книг;
Из сказов П.П.Бажова
выбрать названия мест, в которых происходят события.
Какие полезные
ископаемые человек использует для изготовления предметов искусства?
Что такое имитация?
В каком веке стал известен малахит?
Что изобрели русские мастера?
На карте Урала найти населенные пункты.
Слайд 4Что понадобится на урок.
Картон;
Клей, ножницы, линейка, карандаш;
Пластилин (зеленого, черного, белого
цвета);
Доска для пластилина, стеки;
Нитки.
Слайд 5Сведения об малахите и его происхождении.
Малахит –
Слайд 6В словаре В.И.Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди;
по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это
идет на облицовку изваяний и разных украшений. Малахитовый, к нему относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.
Малахит - этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный так из-за сходства своего цвета с цветов листьев мальвы (по-гречески “малахэ”). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.Бажовым в “Малахитовой шкатулке” и который известен как один из ценнейших поделочных камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды.
Слайд 9В малахитовую шкатулку Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности –
украшения из самоцветных камней. Перед нами сейчас другая «Малахитовая шкатулка»,
и она ничуть не хуже: в ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова, уральского сказочника, настоящего мастера своего дела. Каждый его сказ – это маленькая драгоценная вещь. В ней столько добра и любви к людям. Как интересно он описывает обычаи и приметы старого Урала, его легенды и небылицы…
Слайд 11Самоцветы народной мудрости щедро рассыпаны в сказах Бажова. И удача
первооткрывателя ждёт того, кто задумается над тайной их не тускнеющей
красоты.
Слайд 12Сироткой рос мальчишечка …
У мастера Прокопьича малахитому делу обучался
И с самой Хозяйкой Медной, говорят в народе, знался.
Данила-мастер.
Слайд 14Топнул оленёнок серебряным копытцем
И оставил Дарьюшке на память самоцветных камушков
целое корытце.
Слайд 15Отличие сказа от сказки
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях
и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)
Сказ – жанр эпоса, опирающийся
на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)
Отличительные черты сказа:
Герои – люди обыкновенные.
Фольклорная первооснова.
Присутствие рассказчика – человека из народа.
Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
Слайд 16Могуч и величествен горный Урал
Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь
медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные
камни.
Слайд 17В Петербургском Эрмитаже есть прекрасный малахитовый зал, где находятся огромные
вазы из малахита.
Слайд 18Начертим, вырежем, склеим коробочку из картона.
Изготовим плитки, имитирующие кусочки малахита,
прикрепим их на коробочку.
Оценим результат работы.
Этапы работы
Слайд 212 этап: Украшаем коробочку
Что нам нужно для украшения:
Коробочка
Пластилин (зелёный, белый,
чёрный)
Ниточка
Слайд 243 этап: оцениваем результат
Оцени работу 1-го этапа (изготовление коробочки)
Оцени
работу 2-го этапа (украшение изделия в технике «русской мозаики»)
Оцени всю
работу в целом (доволен ли ты своей работой)
Слайд 25Подведем итоги
Расскажи, как создаются изделия из малахита.
Что такое имитация?
Какой новый
способ работы с пластилином мы освоили?