Слайд 1Кожевенное производство в России.
Выполняла ученица: 9 класса «Т» Гимадеева Диляра.
Слайд 2Кожевенное производство — выработка различных сортов кож из сырых шкур.
Существует три основных этапа превращения шкуры животного в кожу. В
результате подготовительных операций — свежевания и очистки — дерма — выработка различных сортов кож из сырых шкур. Существует три основных этапа превращения шкуры животного в кожу. В результате подготовительных операций — свежевания и очистки — дерма превращается в недубленый полуфабрикат — голье, обладающее микроструктурой и химическими свойствами необходимыми для производства конкретного вида кож. Затем при дублении закрепляется структура голья. Отделочные операции проводятся для придания дублёному полуфабрикату необходимых свойств (гигиенических, технологических, физических и проч.) и заданного внешнего вида.
Слайд 3История
Сама по себе кожа — материал, который люди начали обрабатывать и
использовать одним из первых. Изначально ни о какой «художественной» обработке
не могло быть и речи, но человеку свойственно стремление украсить себя и свой быт, поэтому уже в эпоху неолита простейшая одеждаСама по себе кожа — материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Изначально ни о какой «художественной» обработке не могло быть и речи, но человеку свойственно стремление украсить себя и свой быт, поэтому уже в эпоху неолита простейшая одежда из шкур заменяется (у народов не знавших ткачества) одеждами из кожи и меха. Тогда же появляются первые декоративные приёмы — гравировка и аппликация. Но даже открытие ткачества не вытеснило кожу из быта — ремниСама по себе кожа — материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Изначально ни о какой «художественной» обработке не могло быть и речи, но человеку свойственно стремление украсить себя и свой быт, поэтому уже в эпоху неолита простейшая одежда из шкур заменяется (у народов не знавших ткачества) одеждами из кожи и меха. Тогда же появляются первые декоративные приёмы — гравировка и аппликация. Но даже открытие ткачества не вытеснило кожу из быта — ремни, сумкиСама по себе кожа — материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Изначально ни о какой «художественной» обработке не могло быть и речи, но человеку свойственно стремление украсить себя и свой быт, поэтому уже в эпоху неолита простейшая одежда из шкур заменяется (у народов не знавших ткачества) одеждами из кожи и меха. Тогда же появляются первые декоративные приёмы — гравировка и аппликация. Но даже открытие ткачества не вытеснило кожу из быта — ремни, сумки, обувьСама по себе кожа — материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Изначально ни о какой «художественной» обработке не могло быть и речи, но человеку свойственно стремление украсить себя и свой быт, поэтому уже в эпоху неолита простейшая одежда из шкур заменяется (у народов не знавших ткачества) одеждами из кожи и меха. Тогда же появляются первые декоративные приёмы — гравировка и аппликация. Но даже открытие ткачества не вытеснило кожу из быта — ремни, сумки, обувь, доспехи (а с открытием бронзы — поддоспешные рубахи) кажется, что они были всегда и у всех народов.
В то же время происхождение материала придавало ему и сакральное значение. В книге «Фольклор в Ветхом заветеВ то же время происхождение материала придавало ему и сакральное значение. В книге «Фольклор в Ветхом завете» Джеймс Джордж Фрэзер описывает древние семитские и африканские ритуалы, в которых кожаные кольца и браслеты являются ключевыми элементами. Индейцы Южной Америки до сих пор верят в магическую силу кожаных амулетов, а австралийские аборигены делают волшебные ловушки сновидений из выделанных и разрисованных шкурок летучих мышей. Подобное применение кожи мы находим и у других народов.
Например, Д. Г. СавиновНапример, Д. Г. Савинов в статье «Первичные материалы и стильНапример, Д. Г. Савинов в статье «Первичные материалы и стиль саяно-алтайских изображений раннескифского времени», описывая находки Пазырыкских курганов утверждает, что кожаНапример, Д. Г. Савинов в статье «Первичные материалы и стиль саяно-алтайских изображений раннескифского времени», описывая находки Пазырыкских курганов утверждает, что кожа использовалась «…не только для изготовления бытовых и хозяйственных предметов, но и (в силу своей доступности, пластичности и способности давать четкие плавные силуэты) для создания художественных изделий в ритуальной практике древнего населения, (…) в условиях мерзлоты сохранились многочисленные изображения из кожи». Видимо этой «сакральностью» и «энергетичностью» кожи в сочетании с пластичностью и практичностью можно объяснить тот факт, что на протяжении всей истории человечества кожа применялась не только как сугубо технический, но и художественный материал. Соответственно, по мере развития религии и искусства в целом, развивалось и художественная обработка кожи.
Слайд 4Ловушка сновидений. Атрибут обрядовой практики народов Северной Америки
Слайд 5Натуральная кожа обладает уникальными свойствами, которые позволяют использовать ее для
изготовления самых разных вещей. Но что именно определяет такой широкий
спектр возможностей этого материала? Почему и сейчас процесс превращения шкуры животного в кожу, и кожи в изделие не всегда понятен, а иногда имеет просто мистический характер? Причина, видимо, в том, что шкура животного — это сложная биологическая система. Она служит для защиты живого организма от воздействия внешней среды, является органом осязания, регулятором температуры тела и обмена веществ.
Приемы выделки кожи у разных народов отличались. Для предохранения шкуры животного от гниения и разрушения применялись разные способы дубления. Один из самых древних — выдерживание шкуры в дыму сжигаемых растений (альдегидное дубление). Кочевники смазывали шкуры жиром и мозгом животного, а индейцы втирали в кожу смесь из яиц и жира. Затем кожу отмывали в проточной воде и разминали гладкими камнями округлой формы. Это приемы жирового дубления. В Индии и у народов Севера, для дубления кожи использовали отвары и настои из веток и листьев растений — это пример растительного дубления. В Азии применялся способ квасцового дубления с использованием смеси муки, соли, яичного желтка и алюминиевых квасцов. В зависимости от происхождения и способа дубления получаются кожи с различными свойствами.
Слайд 6Классификация кож.
Шорно-седельные кожи вырабатывают комбинированным или синтановым дублением из шкур
крупного рогатого скота, лошадей и свиней. Это толстые, тяжелые, довольно
жесткие кожи, из которых изготовляют в основном ремни.
Юфть - кожа комбинированного дубления. Вырабатывается из тех же, но более тонких шкур, что и шорно-седельная. Эта кожа в отличие от шорно-седельной более мягкая, водоустойчивая.
Слайд 7Опоек - мягкая, эластичная, плотная и прочная кожа с нежной
лицевой поверхностью и мелкой, почти незаметной мереей. Получают опоек из
шкур телят крупного рогатого скота в возрасте до 6 месяцев. Опоек - один из лучших видов кожевенного сырья.
Выросток получают из шкур телят крупного рогатого скота в возрасте до года. Эта кожа толще опойка, такая же тягучая, но менее прочная. По внешнему виду отличается от опойка более грубой лицевой поверхностью, крупным рисунком мереи и большим количеством дефектов.
Полукожник получают из шкур животных крупного рогатого скота в возрасте до 1,5 лет. По внешним признакам близок к выростку, но поскольку отличается большей толщиной, в процессе выработки подвергается распиловке.
Слайд 8Яловка и бычок вырабатывают из шкур молодых коров (нетелей) и
бычков старше 1,5 лет. По своим свойствам и внешнему виду
близки к полукожнику.
Шевро и козлину вырабатывают хромовым дублением из козьих шкур. Кожи шевро отличаются меньшими размерами, так как их вырабатывают из шкур молодых животных, и более красивым внешним видом. Шевро и козлина имеют своеобразный красивый рисунок мереи в виде мелких зерен, обладают достаточной прочностью, плотностью и тягучестью.
Шеврет - кожа хромового дубления из шкур овец. По внешнему виду аналогичен шевро, но отличается большой тягучестью, меньшими плотностью и прочностью. Лицевой слой шеврета непрочен, при носке легко отделяется и сдирается.
Слайд 9Свиная кожа по внешнему виду резко отличается от других кож
грубой крупнозернистой поверхностью со сквозными отверстиями от удаленной щетины. Эти
кожи жестки, недостаточно эластичны и быстро намокают.
Замша - кожа жирового дубления из шкур оленя, лося, опойка, овец, диких коз. Кожа имеет густой невысокий двусторонний ворс, который придает ей бархатистый вид. Замша обладает мягкостью, повышенной тягучестью, высокими гигиеническими свойствами, устойчивостью к действию воды. Изделия из замши можно мыть в мыльном растворе без ущерба для их качества.
Велюр вырабатывают из хромовых кож (опойка, выростка, полукожника, шевро, козлины, шеврета, свиных) с многочисленными и глубокими лицевыми дефектами. Кожу шлифуют со стороны бахтармы для получения ворса, что делает ее похожей на замшу. Однако в процессе носки велюр быстро загрязняется и теряет внешний вид. Велюр нельзя стирать, а при чистке он начинает лосниться. Окрашивают велюр преимущественно в черный, коричневый и темно-красный цвета.
Слайд 10Нубук - хромовая кожа светлых тонов со слегка подшлифованной лицевой
поверхностью. Вырабатывают его из опойка, выростка, реже из полукожника. От
велюра отличается более низким ворсом.
Лайка получается из шкур собак, ягнят и козлят алюминиевым дублением. Эти кожи могут быть белыми или окрашенными, обладают повышенными мягкостью, эластичностью и тягучестью, красивым внешним видом. Однако у этих кож низкая водостойкость, после намокания и высыхания они становятся жесткими.
Лаковые кожи вырабатывают на основе хромовых кож - шевро, козлины, опойка и др. Для получения лаковой поверхности кожи покрывают масляным лаком или полиуретановыми смолами. У этих кож может быть черная, цветная, гладкая или нарезная лицевая поверхность. Наиболее распространены лаковые кожи с полиуретановым покрытием, так как они обладают более высокими эксплуатационными свойствами.
Спилок получается при продольной распиловке толстых кож. Он не имеет естественного лицевого слоя и в процессе выработки отделывается под велюр или выпускается с искусственным гладким или нарезным лицом.
Слайд 11Характеристика ассортимента кож
Натуральная кожа.
Разнообразие кожи очень велико. Свойства кожи
и её назначение зависят от особенностей сырья и техники обработки.
Существует
общее деление кож на четыре класса по назначению кожи для обуви, шорно-седельные кожи, технические кожи, одежно-галантерейные. Внутри каждого класса кожи разделяются на группы и типы в соответствии с более узким назначением. [6]
Кожи для обуви делятся на две группы:
1-я группа - кожи для верха обуви: типы - кожи для тяжелой обуви (юфть обувная, юфть сандальная), кожи для легкой обуви (кожа хромового дубления, замша) и кожи подкладочные для верха обуви;
2-я группа - кожи для низа обуви: типы - кожи для винтово-шпилечных и кожи для ниточно-клеевых методов крепления.
Шорно-седельные кожи делятся на две группы:
1-я группа - кожи для людского и конского снаряжения: типы - кожи типа Л (кожи для людского снаряжения); кожи типа К (кожи для конского снаряжения); кожи типа КС (кожи для крыльев и сидений седел); кожи типа П (кожи для путлищ; шорно-седельная юфть, предназначенная для мелких деталей людского и конского снаряжения);
2-я группа - кожи для упряжи (сыромять трех типов - ремневая, гужевая и сшивочная).
Технические кожи включают три группы:
1-я группа - кожи для приводных ремней; 2-я группа - кожи для деталей машин; 3-я группа - кожи для других технических целей.
Одежно-галантерейные кожи подразделяют на две группы кож: 1-я группа - кожи для одежды и головных уборов; 2-я группа - кожи галантерейные (перчаточные, для галантерейных и дорожных изделий).
Кроме общей классификации кож существует их разделение по видам сырья, по методам дубления, способу и характеру отделки, конфигурации, толщине, площади.
Кожи для верха обуви предназначены для изготовления деталей верха обуви разных видов. Они должны быть мягкими, эластичными и формоустойчивыми. К кожам для верха тяжелой обуви (винтово-шпилечных методов крепления) относится юфть обувная, толщина которой находится в пределах 1,5-3 мм. Требования, предъявляемые к этому типу кож: способность сохранять форму, приданную обуви при ее изготовлении, т.е. обладать определенной тягучестью и пластичностью. Она должна быть полной, мягкой, устойчивой к многократным растяжениям и изгибам, обладать достаточной паро- и воздухопроницаемостью.
Слайд 13Искусственная кожа.
Искусственные кожи (ИК) - это широкий круг композиционных полимерных
материалов, применяемых для изготовления обуви, одежды, головных уборов, галантерейных изделий,
а также многочисленных материалов и изделий технического назначения и призванных как восполнить дефицит натурального сырья, и прежде всего натуральной кожи, так и предоставить относительно дешевые материалы для различных применений, зачастую с уникальными и специфическими свойствами.
Будучи на 50-75% дешевле, чем натуральная, искусственная кожа обладает сравнимыми функциональными характеристиками и идентичным внешним видом. Натуральные материалы очень чувствительны к разнообразным внешним факторам, требуют дорогостоящей подготовки и обработки и часто имеют довольно большие колебания в качественных показателях. К тому же натуральная кожа нуждается в специальном уходе, что совершенно не требуется для высококачественных искусственных кож, даже при их интенсивной и многолетней эксплуатации.
В России первая резиновая фабрика была открыта в Петербурге в 1832 году, то есть еще до создания принципов вулканизации каучуков. Первыми изделиями из кожеподобных искусственных материалов можно считать резиновую обувь с верхом из ткани, пропитанной раствором каучука. К концу XIX века в России существовало уже несколько фабрик по производству различных искусственных материалов, и тогда же появились первые привилегии (патенты), относящиеся к созданию ИК.
В действующую в настоящее время в России классификацию ИК положены их эксплуатационные потребительские свойства. Из нескольких существующих классификаций выберем основные - по технологическому признаку (или характеру производства) и назначению.
По характеру производства различают мягкие искусственные и синтетические кожи, синтетические материалы для низа обуви, искусственные жесткие кожи типа картона. По назначению выделяют галантерейные, обувные, одежные, обивочные, декоративно-хозяйственные, технические, переплетные материалы и клеенку. Кроме того, материалы можно классифицировать и по виду применяемого для их изготовления полимера и тогда различают материалы на основе полиуретанов (ПУ), поливинилхлорида (ПВХ), полиамидов (ПА), нитроцеллюлозы (НЦ), термоэластопластов (ТЭП), каучуков или их смесей.
По строению и структуре ИК могут быть пористыми, монолитными и пористо-монолитными, одно - и многослойными, безосновными и на волокнистой основе, армированными и т.п. По условиям эксплуатации ИК можно разделить на обычные, морозо-, тропико-, огне-, кислото-, щелоче-, водо-, жиро-, масло-, озоно-, бензо-, термо - и раздиростойкие, виброгасящие, шумозащитные, электропроводящие, антистатические и т.д. По цвету различают черные и цветные материалы. По виду волокнистой основы: на ткани, на трикотаже, на нетканых материалах, на бумаге.
Мягкие искусственные кожи - это композиционные полимерные материалы, получаемые обработкой волокнистых основ различными полимерными композициями: расплавами, растворами, дисперсиями, пластизолями (полимерные пасты, представляющие собой дисперсии полимеров в пластификаторах) и т.п. Выпускают такие материалы самого различного назначения в виде рулонов и листов. В зависимости от назначения создают ИК различного строения (одно - и многослойные) и структуры (пористые, монолитные, пористо-монолитные).
Слайд 15Химическая отделка и красильно-жировальные процессы
додубливание (используются соединениям хрома, синтаны, другие
специальные средства); крашение (используются различные красители, органические и минеральные кислоты);
жирование (используются жиры, масла, эмульгаторы, аммиак)
Слайд 16Экономика.
По состоянию на 2010 год объем производства российской кожевенной отрасли
в денежном выражении составляет 15 млрд рублей. В натуральном выражении
– 2,5 млрд кв дм (1,5 % мирового производства кож). В России работает 41 кожевенный завод (против 70 в советское время), на производстве занято 18 тыс. человек