Разделы презентаций


Отделка русского национального костюма вышивкой

Содержание

Кейс:«Отделка русского национального костюма вышивкой» Издавна у разных народов одежда не только защищала от непогоды, нарядный костюм был также обязательной частью быта крестьян. Одежда могла многое рассказать

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Дубовки Волгоградской

области
404002, г. Дубовка, ул. Советская , 62, тел: 8-258-3-10-67; 8-258-3-43-37
 
 



Разработка учебного кейса по теме: «Отделка русского национального костюма вышивкой»
 
 
 

Выполнила:
Дронова Татьяна Анатольевна
МОУ СОШ №1 г.Дубовки
учитель технологии
высшей категории
 
 
 
 
 
 
г.Дубовка 20014г.
 
 
 
 
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Дубовки Волгоградской области404002, г. Дубовка, ул. Советская , 62,

Слайд 2Кейс:«Отделка русского национального костюма вышивкой»
Издавна у

разных народов одежда не только защищала от непогоды, нарядный костюм

был также обязательной частью быта крестьян. Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда он родом, какого возраста и сословия, женатый или холостой, чем занимается. В одежде нашли выражение душа народа, его представление о прекрасном.

Описание ситуации
 
В школе создан хор русской народной песни. В него вошли ученики и их родители. Были сшиты сценические русские народные костюмы. Но в них не хватало декоративной отделки. А какой русский костюм без вышивки?! Ученицы 8-х классов решили оформить изделия русской вышивкой.
 

Кейс:«Отделка русского национального костюма вышивкой»     Издавна у разных народов одежда не только защищала

Слайд 3Информация
Народный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное

веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана

с историей и эстетическими взглядами создателей. Для костюма характерна разработанность растительных и геометрических мотивов: косые кресты, крючкообразные фигуры, розетки, восьмиугольные звезды, ромбы с загнутыми отростками.
Как видим, мотивов в вышивке немного. Но древние орнаменты и мотивы вышивки со временем постоянно разрабатывались и приобретали декоративный, поэтико-сказочный смысл.


ИнформацияНародный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий

Слайд 4Из истории русского костюма
"Сарафан - собирательный термин, которым называют

длинную распашную
или глухую горничную одежду на плечиках

или пришивных лямках. Предположительно слово "сарафан" произошло от иранского "sarapa" - одетый с головы до ног. Первые упоминания об этом типе одежды в русских источниках относятся приблизительно к 1376 году
Из истории русского костюма

Слайд 5Из истории русского костюма
Ещё один вид

сарафана Саян.
Саян был чаще всего синего

цвета . Его особенно любили пожилые и старые женщины, хотя и молодые, очевидно, носили.
Одной из непременных деталей женского туалета являлась рубашка с белыми полотняными рукавами. Их называли подставами, подставками, станухами, станушками. Они были частью комплекта женской одежды.
Из истории русского костюма    Ещё один вид сарафана Саян.    Саян был

Слайд 6Из истории русского костюма
Панёва (понёва, понява, поня,

понька) — женская шерстяная юбка, которую носили крестьянки. Представляет собой поясную

одежду из трёх и более частично сшитых кусков ткани из шерсти, специально изготовленных на ткацком стане. Панёва является древним видом женской одежды, её носили в комплексе с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних женщин.
Из истории русского костюма   Панёва (понёва, понява, поня, понька) — женская шерстяная юбка, которую носили крестьянки.

Слайд 7Из истории русского костюма
Фартук — запон, передник, занавеска.

Чаще всего он был длинным, от уровня груди, поскольку считался

своего рода “паспортом” женщины. Вышивка и орнамент содержали зашифрованную информацию о его хозяйке. Ромбы сточками внутри — замужняя женщина, птицы — есть дочери, кони — есть сыновья.
Из истории русского костюма  Фартук — запон, передник, занавеска. Чаще всего он был длинным, от уровня

Слайд 8Символика
Символы

Многие знаки-символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому их называли оберегами и наносили на видные места предметов быта и построек, по краям и швам одежды.

Цвет

Красный цвет и золотой - цвет Солнца, Огня;
цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести …
мужской, сильный цвет;
Синий и чёрный - связан с пониманием краткости человеческой жизни;
чаще использовался в одежде пожилых очень людей;
с увеличением возраста человека в его одежде количество черного синего цвета становилось больше;
отрицательный цвет
Белый - чаще всего цвет фона;
мастерицы его называют «землей», поэтому этот цвет олицетворяет землю;
женский, нежный цвет; символизирует чистоту свет, благо.

Символика        Символы

Слайд 9Сюжеты вышивки

Сюжеты вышивки

Слайд 10Сюжеты вышивки

Сюжеты вышивки

Слайд 11Сюжеты вышивки

Сюжеты вышивки

Слайд 12Сюжеты вышивки

Сюжеты вышивки

Слайд 13Сюжеты вышивки

Сюжеты вышивки

Слайд 14Инструменты , материалы и приспособления
Пяльцы
Ножницы
Иглы
Наперсток
Утюг
Копировальная бумага
Инструменты и приспособления
Материалы для вышивки
Нитки

Мулине
Шерстяные
Гарус
Ирис
Шелковые
Синтетические

Инструменты , материалы и приспособленияПяльцыНожницыИглыНаперстокУтюгКопировальная бумагаИнструменты и приспособленияМатериалы для вышивкиНиткиМулинеШерстяныеГарусИрисШелковыеСинтетические

Слайд 19Уточнение задания
 
1. Выберите вариант идеи.
2. Подберите элементы вышивки с

учетом индивидуальных особенностей фигуры и возраста.
3. Продумайте технологическую последовательность выполнения

вышивки.

Уточнение задания 1.  Выберите вариант идеи.2. Подберите элементы вышивки с учетом индивидуальных особенностей фигуры и возраста.3. Продумайте

Слайд 20Технологический процесс выполнения вышивки
1.
Перевести рисунок на

кальку .


2. Перевести рисунок с кальки на ткань.

На ткань накладывают сначала копировальную бумагу ,а затем копию с рисунка, выполненную с рисунка, выполненную с рисунка, закрепляют булавками, обводят рисунок твердым карандашом.
Технологический процесс выполнения вышивки1.    Перевести рисунок на кальку .  2. Перевести рисунок с

Слайд 21Запяливают ткань.
Для этого кладут на стол

меньший обруч, накрывают его тканью и прижимают большим обручем. Хорошо

натягивают ткань по долевой и поперечной нити, чтобы не было перекосов.

4. Вышивают рисунок.

Запяливают ткань.    Для этого кладут на стол меньший обруч, накрывают его тканью и прижимают

Слайд 22
5. Проутюжить вышивку.
Утюжат с изнаночной стороны во влажном состоянии.


5. Проутюжить вышивку.Утюжат с изнаночной стороны во влажном состоянии.

Слайд 23Методические рекомендации
  Кейс «Отделка русского национального костюма вышивкой»

может быть использован в учебном процессе, позволит повысить интерес к

специальным дисциплинам у обучающихся.Поможет повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, углубленно изучить и закрепить изученный материал, развивать творческие способности.
Методические рекомендации    Кейс «Отделка русского национального костюма вышивкой» может быть использован в учебном процессе, позволит

Слайд 24ГЛОССАРИЙ

НАБОЙКА — холщовая ткань домашнего изготовления с цветным узором, нанесенным

на ткань с помощью специальных набойных досок. В XIX веке

набойка, как правило, была синего цвета (кубовая) с белым или светло-желтым, светло-зеленым узором.
ПОНИТОЧИНА — ткань с шерстяной основой и льняным утком или с льняным утком и шерстяной основой, изготавливалась крестьянами для собственного употребления и на продажу, В XIX веке широко использовалась для шитья верхней одежды. В XIX — первой четверти XX века использовалась для шитья верхней одежды.
ПЕСТРЯДЬ — льняная, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения домашнего изготовления из цветных нитей. Пестрядь была обычно полосатой или клетчатой. В русской деревне она широко использовалась для шитья женских и мужских рубах, сарафанов, портов, употреблялась для подкладки.
НАБОРЕЦ - холщёвое платье с затяжным лифом и широкой сборчатой юбкой

ГЛОССАРИЙ НАБОЙКА — холщовая ткань домашнего изготовления с цветным узором, нанесенным на ткань с помощью специальных набойных

Слайд 25ОРНАМЕНТ – это последовательное повторение отдельных узоров или целой

группы узоров.


Бывает ленточный, сетчатый, центрический или розеточный.
ЛЕНТОЧНЫЙ ОРНАМЕНТ – это украшение середины или края изделия в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы.
РОЗЕТОЧНЫЙ ОРНАМЕНТ – это орнамент, в котором отдельные элементы вписываются в какую-либо геометрическую фигуру.
СЕТЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ – это равномерное заполнение всей поверхности узором. (шов «Крест», гобеленовый шов)
РИТМ – чередование цветовых пятен: главных и второстепенных, насыщенных и ослабленных. Построение полосы это простейший способ показа ритма в орнаменте.
ЦВЕТ - Холодные и теплые, контрастные и родственные цвета. Давайте вспомним какие цвета к ним относятся и подумаем какие цвета лучше применять в вышивке.(рассказ учителя).
РАППОРТ – это повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент.
КОМПОЗИЦИЯ – это объединение элементов изображения в одно целое, имеющее единую форму и содержание.
При составлении композиции элементы узора располагают симметрично, асимметрично или соблюдая равновесие композиции.


ОРНАМЕНТ – это последовательное повторение отдельных узоров или целой  группы узоров.

Слайд 26 

Задание

для самопроверки
 
1. Какими швами выполняется вышивка русского национального костюма?
А. Украшающими швами;
Б. Счетными швами;
В. Гладью;
Г. Прорезной гладью.
2. Чередование цветовых пятен: главных и второстепенных, насыщенных и ослабленных?
А. Раппорт;
Б. Композиция;
В. Орнамент;
Г. Ритм.
3. Повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент, это….
А. Композиция;
Б. Раппорт;
В. Орнамент;
Г. Ритм.
4. Объединение элементов изображения в одно целое, имеющее единую форму и содержание, это….
А. Ритм;
Б. Симметрия;
В. Орнамент;
Г. Композиция.
5. Вышитый, нитками, лентами или бисером узор на ткани, это….
А. Симметрия;
Б. Вышивка;
В. Аппликация;
Г. Стачивание.
6. Назовите вид композиции.

А. Асимметричная;
Б. Равновесие;
В. Орнамент;
Г. Симметричная.
7. Назовите вид орнамента.
А. Сетчатый;
Б. Ленточный;
В. Геометрический;
Г. Розеточный.

 

Слайд 28Библиография
 
Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт. - сост.: Н.

Сосина, И. Шагина. - СПб.: Искусство - СПб ”, 1998.

- 400 с., ил.
Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. - М., 1978. - 142 с.
Просина С. Русский сарафан / С. Просина // Народное творчество. - 2009. - №3. - С.28-31.
https://fotki.yandex.ru/users/hor-j/tags/русский%20народный%20костюм?&p=1
http://bellezza-storia.livejournal.com/230199.html
 

Библиография Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт. - сост.: Н. Сосина, И. Шагина. - СПб.: Искусство -

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика