Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Дубовки Волгоградской
области
404002, г. Дубовка, ул. Советская , 62, тел: 8-258-3-10-67; 8-258-3-43-37
Разработка учебного кейса по теме: «Отделка русского национального костюма вышивкой»
Выполнила:
Дронова Татьяна Анатольевна
МОУ СОШ №1 г.Дубовки
учитель технологии
высшей категории
г.Дубовка 20014г.
Слайд 2Кейс:«Отделка русского национального костюма вышивкой»
Издавна у
разных народов одежда не только защищала от непогоды, нарядный костюм
был также обязательной частью быта крестьян. Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда он родом, какого возраста и сословия, женатый или холостой, чем занимается. В одежде нашли выражение душа народа, его представление о прекрасном.
Описание ситуации
В школе создан хор русской народной песни. В него вошли ученики и их родители. Были сшиты сценические русские народные костюмы. Но в них не хватало декоративной отделки. А какой русский костюм без вышивки?! Ученицы 8-х классов решили оформить изделия русской вышивкой.
Слайд 3Информация
Народный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное
веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана
с историей и эстетическими взглядами создателей. Для костюма характерна разработанность растительных и геометрических мотивов: косые кресты, крючкообразные фигуры, розетки, восьмиугольные звезды, ромбы с загнутыми отростками.
Как видим, мотивов в вышивке немного. Но древние орнаменты и мотивы вышивки со временем постоянно разрабатывались и приобретали декоративный, поэтико-сказочный смысл.
Слайд 4Из истории русского костюма
"Сарафан - собирательный термин, которым называют
длинную распашную
или глухую горничную одежду на плечиках
или пришивных лямках. Предположительно слово "сарафан" произошло от иранского "sarapa" - одетый с головы до ног. Первые упоминания об этом типе одежды в русских источниках относятся приблизительно к 1376 году
Слайд 5Из истории русского костюма
Ещё один вид
сарафана Саян.
Саян был чаще всего синего
цвета . Его особенно любили пожилые и старые женщины, хотя и молодые, очевидно, носили.
Одной из непременных деталей женского туалета являлась рубашка с белыми полотняными рукавами. Их называли подставами, подставками, станухами, станушками. Они были частью комплекта женской одежды.
Слайд 6Из истории русского костюма
Панёва (понёва, понява, поня,
понька) — женская шерстяная юбка, которую носили крестьянки. Представляет собой поясную
одежду из трёх и более частично сшитых кусков ткани из шерсти, специально изготовленных на ткацком стане. Панёва является древним видом женской одежды, её носили в комплексе с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних женщин.
Слайд 7Из истории русского костюма
Фартук — запон, передник, занавеска.
Чаще всего он был длинным, от уровня груди, поскольку считался
своего рода “паспортом” женщины. Вышивка и орнамент содержали зашифрованную информацию о его хозяйке. Ромбы сточками внутри — замужняя женщина, птицы — есть дочери, кони — есть сыновья.
Слайд 8Символика
Символы
Многие знаки-символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому их называли оберегами и наносили на видные места предметов быта и построек, по краям и швам одежды.
Цвет
Красный цвет и золотой - цвет Солнца, Огня;
цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести …
мужской, сильный цвет;
Синий и чёрный - связан с пониманием краткости человеческой жизни;
чаще использовался в одежде пожилых очень людей;
с увеличением возраста человека в его одежде количество черного синего цвета становилось больше;
отрицательный цвет
Белый - чаще всего цвет фона;
мастерицы его называют «землей», поэтому этот цвет олицетворяет землю;
женский, нежный цвет; символизирует чистоту свет, благо.
Слайд 14Инструменты , материалы и приспособления
Пяльцы
Ножницы
Иглы
Наперсток
Утюг
Копировальная бумага
Инструменты и приспособления
Материалы для вышивки
Нитки
Мулине
Шерстяные
Гарус
Ирис
Шелковые
Синтетические
Слайд 19Уточнение задания
1. Выберите вариант идеи.
2. Подберите элементы вышивки с
учетом индивидуальных особенностей фигуры и возраста.
3. Продумайте технологическую последовательность выполнения
вышивки.
Слайд 20Технологический процесс выполнения вышивки
1.
Перевести рисунок на
кальку .
2. Перевести рисунок с кальки на ткань.
На ткань накладывают сначала копировальную бумагу ,а затем копию с рисунка, выполненную с рисунка, выполненную с рисунка, закрепляют булавками, обводят рисунок твердым карандашом.
Слайд 21Запяливают ткань.
Для этого кладут на стол
меньший обруч, накрывают его тканью и прижимают большим обручем. Хорошо
натягивают ткань по долевой и поперечной нити, чтобы не было перекосов.
4. Вышивают рисунок.
Слайд 22
5. Проутюжить вышивку.
Утюжат с изнаночной стороны во влажном состоянии.
Слайд 23Методические рекомендации
Кейс «Отделка русского национального костюма вышивкой»
может быть использован в учебном процессе, позволит повысить интерес к
специальным дисциплинам у обучающихся.Поможет повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, углубленно изучить и закрепить изученный материал, развивать творческие способности.
Слайд 24ГЛОССАРИЙ
НАБОЙКА — холщовая ткань домашнего изготовления с цветным узором, нанесенным
на ткань с помощью специальных набойных досок. В XIX веке
набойка, как правило, была синего цвета (кубовая) с белым или светло-желтым, светло-зеленым узором.
ПОНИТОЧИНА — ткань с шерстяной основой и льняным утком или с льняным утком и шерстяной основой, изготавливалась крестьянами для собственного употребления и на продажу, В XIX веке широко использовалась для шитья верхней одежды. В XIX — первой четверти XX века использовалась для шитья верхней одежды.
ПЕСТРЯДЬ — льняная, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения домашнего изготовления из цветных нитей. Пестрядь была обычно полосатой или клетчатой. В русской деревне она широко использовалась для шитья женских и мужских рубах, сарафанов, портов, употреблялась для подкладки.
НАБОРЕЦ - холщёвое платье с затяжным лифом и широкой сборчатой юбкой
Слайд 25ОРНАМЕНТ – это последовательное повторение отдельных узоров или целой
группы узоров.
Бывает ленточный, сетчатый, центрический или розеточный.
ЛЕНТОЧНЫЙ ОРНАМЕНТ – это украшение середины или края изделия в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы.
РОЗЕТОЧНЫЙ ОРНАМЕНТ – это орнамент, в котором отдельные элементы вписываются в какую-либо геометрическую фигуру.
СЕТЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ – это равномерное заполнение всей поверхности узором. (шов «Крест», гобеленовый шов)
РИТМ – чередование цветовых пятен: главных и второстепенных, насыщенных и ослабленных.
Построение полосы это простейший способ показа ритма в орнаменте.
ЦВЕТ - Холодные и теплые, контрастные и родственные цвета. Давайте вспомним какие цвета к ним относятся и подумаем какие цвета лучше применять в вышивке.(рассказ учителя).
РАППОРТ – это повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент.
КОМПОЗИЦИЯ – это объединение элементов изображения в одно целое, имеющее единую форму и содержание.
При составлении композиции элементы узора располагают симметрично, асимметрично или соблюдая равновесие композиции.
Задание
для самопроверки
1. Какими швами выполняется вышивка русского национального костюма?
А. Украшающими швами;
Б. Счетными швами;
В. Гладью;
Г. Прорезной гладью.
2. Чередование цветовых пятен: главных и второстепенных, насыщенных и ослабленных?
А. Раппорт;
Б. Композиция;
В. Орнамент;
Г. Ритм.
3. Повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент, это….
А. Композиция;
Б. Раппорт;
В. Орнамент;
Г. Ритм.
4. Объединение элементов изображения в одно целое, имеющее единую форму и содержание, это….
А. Ритм;
Б. Симметрия;
В. Орнамент;
Г. Композиция.
5. Вышитый, нитками, лентами или бисером узор на ткани, это….
А. Симметрия;
Б. Вышивка;
В. Аппликация;
Г. Стачивание.
6. Назовите вид композиции.
А. Асимметричная;
Б. Равновесие;
В. Орнамент;
Г. Симметричная.
7. Назовите вид орнамента.
А. Сетчатый;
Б. Ленточный;
В. Геометрический;
Г. Розеточный.
Слайд 28Библиография
Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт. - сост.: Н.
Сосина, И. Шагина. - СПб.: Искусство - СПб ”, 1998.
- 400 с., ил.
Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. - М., 1978. - 142 с.
Просина С. Русский сарафан / С. Просина // Народное творчество. - 2009. - №3. - С.28-31.
https://fotki.yandex.ru/users/hor-j/tags/русский%20народный%20костюм?&p=1
http://bellezza-storia.livejournal.com/230199.html