Разделы презентаций


Баян - от истоков до современности 6 класс

Содержание

Часть I История баяна

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Подготовила: Толочная Н.В.
пдо ДШИ № 10
г.о.Самара, 2014г.


БАЯН от ИСТОКОВ

до СОВРЕМЕННОСТИ

Подготовила: Толочная Н.В.пдо ДШИ № 10 г.о.Самара, 2014г.БАЯН  от ИСТОКОВ  до СОВРЕМЕННОСТИ

Слайд 2 Часть I История баяна

Часть I

Слайд 3Бая́н — русский язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим

звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным

аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники.

В западной традиции баян с левой аккордовой клавиатурой рассматривается как разновидность кнопочного аккордеона.

Определение Баяна

Бая́н — русский язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым

Слайд 4 Баян - один из наиболее совершенных из существующих в

настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название "баян" встречается в афишах

и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался Шен.

Шен в России был известен очень давно в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что Шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом - гармоникой.

История Баяна

Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название

Слайд 5В 1780 г. петербургский мастер Киршник высказал идею о создании

музыкального инструмента с язычками и указал на способ извлечения звука.
В

1821 г. берлинский мастер Ф. Бушман сконструировал губную гармонику. Такая гармоника представляла собой продолговатую коробку, разделенную на ячейки (камеры), в каждой из которых помещался металлический язычок, настроенный на определенный тон.
В 1822 г. Ф. Бушман добавил к губной гармонике резервуар-мех, сходный по форме с кузнечными мехами. Обе крышки гармоники были соединены вдоль одной из сторон и могли раскрываться и закрываться подобно вееру или крышкам переплета книг.
В 1829 г. русский мастер Демианов, проживавший в Вене, усовершенствовал этот тип гармоники, придав меховой камере современную форму. Он создал основные элементы конструкции, сохранившиеся в основном до настоящего времени: корпус, состоящий из правой и левой крышек с клавиатурами, и меховую камеру.

С этого времени стали изготовлять две основные разновидности инструмента: немецкие и венские гармони

Хронология

В 1780 г. петербургский мастер Киршник высказал идею о создании музыкального инструмента с язычками и указал на

Слайд 6Возникновение баяна
В России определённым толчком в распространении инструмента явилось приобретение

Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники,

после чего он решил открыть гармонную мастерскую.

К сороковым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоник в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний.



Баян своим появлением обязан талантливому русскому мастеру - конструктору Петру Стерлигову. Хроматические гармоники (впоследствии баяны) Стерлигова, начиная с 1905 по 1915 г. столь быстро совершенствовались, что и сегодня по их последним образцам делаются фабричные инструменты.

Возникновение баянаВ России определённым толчком в распространении инструмента явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830

Слайд 7Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант – гармонист Яков Федорович

Орланский-Титаренко. Мастер и виртуоз назвали инструмент в честь легендарного русского

музыканта, сказителя и певца Бояна — «баяном». Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян — инструмент ныне настолько популярный, что нет нужды говорить о том, как он выглядит.

Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант – гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко. Мастер и виртуоз назвали инструмент в

Слайд 8Виды гармоник
К середине XIX в. кустарное производство гармоник получило широкое

распространение в Тульской, Новгородской, Вологодской и Вятской губерниях, а уже

в 80-х годах данный промысел развился в Петербурге, Тверской, Волынской, Московской, Сибирской, Ярославской, Нижегородской, Костромской, Орловской губерниях.

Череповецкая, Елецкая и Тульская гармоники

Виды гармоникК середине XIX в. кустарное производство гармоник получило широкое распространение в Тульской, Новгородской, Вологодской и Вятской

Слайд 9Тульская гармоника
Первые гармоники, изготовляемые в России местными кустарями, были однорядные

Тульская гармоникаПервые гармоники, изготовляемые в России местными кустарями, были однорядные

Слайд 10Саратовская гармоника
Саратовская гармоника по строю и количеству звуков (8-10 клавиш)

была близка тульской. Для левой руки была добавлена третья клавиша

(подголосок). Некоторые саратовские гармоники имели в басовой партии четыре клавиши и два колокольчика. Четвертая клавиша располагалась на задней стенке басовой ручки, а колокольчики - спереди ручки: один на верхнем и другой на нижнем концах.
Саратовская гармоникаСаратовская гармоника по строю и количеству звуков (8-10 клавиш) была близка тульской. Для левой руки была

Слайд 11Череповецкая гармоника
Череповецкие гармоники (черепашки) отличались от тульских крайне малыми размерами

и тем, что кнопки басовой клавиатуры размещались непосредственно на стенке

корпуса. Эти гармоники (рис. 3) получили широкое распространение в конце XIX. начале XX в.

Активным пропагандистом черепашек был известный русский гармонист П. Невский.
Череповецкая гармоникаЧереповецкие гармоники (черепашки) отличались от тульских крайне малыми размерами и тем, что кнопки басовой клавиатуры размещались

Слайд 12Ливенская гармоника
Работая над усовершенствованием гармоник, мастера Орловской губернии сконструировали гармонику,

значительно отличавшуюся от прежних. Такая гармоника по месту изготовления (г.

Ливны) была названа ливенкой
Характерная особенность этой гармоники заключалась в том, что при разжиме и сжиме меха каждая клавиша давала один и тот же звук.
Ливенская гармоникаРаботая над усовершенствованием гармоник, мастера Орловской губернии сконструировали гармонику, значительно отличавшуюся от прежних. Такая гармоника по

Слайд 13Сибирская гармоника
В 70-80-е годы XIX в. гармонный промысел Вятской губернии

в связи с улучшением качества голосовых планок и хорошей выработкой

всех деревянных частей, а также высоким качеством отделки стал конкурировать с гармонным промыслом Тульской и других губерний.
Сибирская гармоникаВ 70-80-е годы XIX в. гармонный промысел Вятской губернии в связи с улучшением качества голосовых планок

Слайд 14Первая хроматическая гармоника Н. И. Белобородова
В 1870 г. новый инструмент

был создан.
В гармонике Белобородова (рис. 6) правая клавиатура состояла

из двух рядов. Двенадцать клавиш первого ряда, расположенных ближе к сетке, были похожи на черные клавиши фортепиано.
Таким образом, можно утверждать, что первая хроматическая гармоника была создана русским музыкантом Н. И. Белобородовым в Туле на 20 лет раньше, чем в Западной Европе.
Первая хроматическая гармоника  Н. И. БелобородоваВ 1870 г. новый инструмент был создан. В гармонике Белобородова (рис.

Слайд 15Елецкая рояльная гармоника
Примерно в эти же годы в городе Ельце

Орловской губернии появились гармоники, клавиатура которых располагалась по принципу фортепьяно

Елецкая рояльная гармоникаПримерно в эти же годы в городе Ельце Орловской губернии появились гармоники, клавиатура которых располагалась

Слайд 16Известность
Примерно в 1892 г. такая гармоника уже была известна в

России. Совершенствование этого инструмента в России привело к созданию трех

основных разновидностей баянов:

с готовым аккомпанементом (фиксированными аккордами - мажорными и минорными трезвучиями и септаккордами)
с выборным аккомпанементом (исполнитель сам набирает нужные аккорды)
с готово-выборным аккомпанементом (сочетающим фиксированные и выборные аккорды).

Последний вид баяна наиболее удобен, хотя на нем более сложно играть, чем на баяне с готовым аккомпанементом.

В 50-60-е года 20 века появляется новое поколение баянистов, чье творчество поднимает искусство игры на баяне на новую художественную высоту. Это Ю. Казаков, А. Беляев, В. Бесфамильнов, В. Галкин, Э. Митченко, А. Полетаев.

ИзвестностьПримерно в 1892 г. такая гармоника уже была известна в России. Совершенствование этого инструмента в России привело

Слайд 17Баянист Анатолий Полетаев
Анатолий Полетаев принадлежал к тем лидерам, которые создавали

современный музыкальный инструмент и соответствующий репертуар.
Лучшие баяны того времени,

такие как "Россия" и "Юпитер", изготовлялись в Москве на государственной фабрике при творческом участии Полетаева.
Эти инструменты индивидуальной сборки отличались высоким качеством звучания, некоторыми особенностями сборки, например, вместо трех рядов они имели четыре или пять рядов кнопок, два ремня вместо одного. На одном таком баяне для удобства игры регистры, которых было до семи штук, переключались не пальцами, а подбородком.
Все эти технические новшества и изобретения стоили весьма дорого, и музыканты шутили, что "для приобретения этого народного инструмента надо собирать деньги со всего народа". Его стоимость соответствовала цене одной или даже двух легковых автомашин!
Баянист Анатолий ПолетаевАнатолий Полетаев принадлежал к тем лидерам, которые создавали современный музыкальный инструмент и соответствующий репертуар. Лучшие

Слайд 18Владимир Владимирович Бесфамильнов
Владимир Бесфамильнов – удивительное явление в украинской музыкальной

культуре. Легендарный баянист-виртуоз, который по многим показателям достоин занесения в

книгу рекордов Гиннеса. Его общий трудовой стаж, подтверждённый документально, – 73 года (начал работать в семилетнем возрасте), из них почти 60 – активной концертной деятельности.
Выступления на республиканском (Киев, 1956 г.), всесоюзном (Москва, 1957 г.) и международных конкурсах в Москве (1957 г.), в Брюсселе (1958 г.) и Вене (1959 г.) принесли музыканту заслуженные победы и звание лауреата.
Владимиру Бесфамильнову первым среди солистов-баянистов присвоены почётные звания Заслуженный артист Украины (1969 г.) и Народный артист Украины (1988).

Владимир Владимирович БесфамильновВладимир Бесфамильнов – удивительное явление в украинской музыкальной культуре. Легендарный баянист-виртуоз, который по многим показателям

Слайд 19Виктор Фёдорович Гридин
Советский и российский баянист-виртуоз, композитор, дирижёр, народный артист

РСФСР (1987).

Внёс большой вклад в развитие баянного исполнительства в России,

художественный руководитель Государственного ансамбля «Россия».

Виктор Фёдорович ГридинСоветский и российский баянист-виртуоз, композитор, дирижёр, народный артист РСФСР (1987).Внёс большой вклад в развитие баянного

Слайд 20Юрий Иванович Казаков
советский российский баянист, педагог. Народный артист СССР (1985).
Общественная

деятельность: Член правления Всесоюзного музыкального общества, председатель комиссии по народным

инструментам ВМО, член художественного совета Министерства культуры СССР, художественного совета Центрального радио и телевидения, художественных советов творческой мастерской инструменталистов-исполнителей и Москонцерта, правления музыкальных деятелей ССОДа, председатель правления Совета ветеранов войны и труда Москонцерта.
Юрий Иванович Казаковсоветский российский баянист, педагог. Народный артист СССР (1985).Общественная деятельность: Член правления Всесоюзного музыкального общества, председатель

Слайд 21Фридрих Робертович Липс
Российский баянист немецкого происхождения. Народный артист Российской Федерации

(1994)
Липс — автор двух книг: «Искусство игры на баяне» и

«Об искусстве баянной транскрипции», а также многочисленных статей по проблемам баянного искусства. Книги и статьи изданы в России и за рубежом в переводе на немецкий и английский языки.
Ф. Липс выступал в крупнейших концертных залах мира (БЗК — Москва, Сантори-холл — Токио, Линкольн-центр — Нью-Йорк, Джон Кеннеди-центр — Вашингтон, Концертгебау — Амстердам) со многими выдающимися музыкантами: Г. Рождественским, В. Спиваковым, Г. Кремером, Ю. Башметом, В. Гергиевым, Р. Кофманом, Йо-Йо Ма и др.

Фридрих Робертович ЛипсРоссийский баянист немецкого происхождения. Народный артист Российской Федерации (1994)Липс — автор двух книг: «Искусство игры

Слайд 22Николай Иванович Ризоль
Выдающийся советский, украинский баянист, музыкант-виртуоз, педагог, композитор, профессор

(1973 г.) кафедры народных инструментов Национальной музыкальной академии Украины, народный

артист УССР (1982 г.).
Ризоль — преподаватель Киевской консерватории (с 1973 г. профессор). За много десятилетий педагогической деятельности в Киевской консерватории им. П. И. Чайковского, профессор Николай Иванович Ризоль воспитал более 100 музыкантов-баянистов, и они с честью держат марку его исполнительской школы по всему миру
Николай Иванович РизольВыдающийся советский, украинский баянист, музыкант-виртуоз, педагог, композитор, профессор (1973 г.) кафедры народных инструментов Национальной музыкальной

Слайд 23Юрий Шишкин

Лауреат Международных конкурсов, заслуженный артист РФ, профессор Харьковской и

Шанхайской консерватории, организатор многочисленных концертов и фестивалей.
Лауреат международных конкурсов в

Германии (Клингенталь, 1988), Америке (Канзас-Сити, 1990), Италии (Кастельфидардо, 1991). Всего за период с 17 до 28 лет он принял участие в 10 конкурсах различного уровня, на 7 из которых одержал победу.
Юрий Шишкин является на сегодняшний день одним из самых востребованных музыкантов. Впечатляет не только география его гастролей, куда входят страны и континенты, но и уровень его программ.

Юрий ШишкинЛауреат Международных конкурсов, заслуженный артист РФ, профессор Харьковской и Шанхайской консерватории, организатор многочисленных концертов и фестивалей.Лауреат

Слайд 24Известные исполнители
Бесфамильнов, Владимир Владимирович (род. 1931)
Вострелов, Юрий Алексеевич (род. 1947)
Гридин,

Виктор Фёдорович (1943—1997)
Завадский, Игорь Борисович (род. 1966)
Золотарёв, Владислав Андреевич (1942—1975)
Казаков,

Юрий Иванович (род. 1924)
Липс, Фридрих Робертович (род. 1948)
Орланский-Титаренко, Яков Фёдорович (1877—1941)
Ризоль, Николай Иванович (1919—2007)
Романько, Виктор Алексеевич (род. 1953)
Семёнов, Вячеслав Анатольевич (род. 1946)
Темнов, Виктор Иванович (род. 1934)
Шаров, Олег Михайлович (род. 1946)
Шалаев, Анатолий Андреевич (1925—1997)
Шишкин, Юрий Васильевич (род. 1963)
Яшкевич, Иван Адамович (1923—2000)
Известные исполнители Бесфамильнов, Владимир Владимирович (род. 1931)Вострелов, Юрий Алексеевич (род. 1947)Гридин, Виктор Фёдорович (1943—1997)Завадский, Игорь Борисович (род.

Слайд 25 Часть II Самарская баянная школа Аллы Михайловны Кац

Часть II

Слайд 26Алла Михайловна Кац
Родилась в Западной Украине
2 года училась в музыкальной

школе Армавира
В Краснодаре училась в музыкальном училище
C 1966г. работает в

Самаре возглавляет кафедру музыкальных инструментов Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, профессор, заслуженный работник культуры РФ.

«Первая запись в моей трудовой книжке датирована 1 сентября 1958 года – принята преподавателем по классу фортепиано и баяна. Работали с 8 утра и до 10 вечера – желающих учиться музыке было очень много!»

Алла Михайловна КацРодилась в Западной Украине2 года училась в музыкальной школе АрмавираВ Краснодаре училась в музыкальном училищеC

Слайд 27
В копилке Аллы Михайловны свыше

90 лауреатских дипломов, которые завоевали её ученики на международных конкурсах

и фестивалях.
Имена многих из них уже стали для Самары легендами :
Сергей Войтенко и Дмитрий Храмков
Михаил Русаков
Александр Туболец
Кирилл Мальков
Сергей Адайкин
Николай Сафин

Достижения
«Мне радостно, что все мои ребята заняты своим делом!»

В копилке Аллы Михайловны свыше 90 лауреатских дипломов, которые завоевали её

Слайд 28Ежегодный фестиваль самодеятельного народного творчества "Расцвела под окошком белоснежная вишня»

Международный фестиваль баянной музыки "Виват, баян", охватывающего города Франции и

десять городов Самарской области
Ансамбль "Гармоника" (рук. - А. М. Кац)

Организатор конкурсов, фестивалей, коллективов:

Ежегодный фестиваль самодеятельного народного творчества

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика