Слайд 1МОУ «ГИМНАЗИЯ№5»
Машаруева Анна
4 класс, 10 лет
Руководители:
Машаруева Н.В.
Морозова Г.П.
Слайд 4Актуальность:
в современное время куклы используются просто как игрушка,
истинное назначение кукол утеряно. Ведь раньше куклы воспитывали ребёнка, развивали
его и много могли рассказать о жизни наших предков.
Гипотеза:
Возрождение народных традиций, связанных с обрядовой куклой, возможно, если
1. изучить старинные русские обряды;
2. восстановить технологии изготовления русских обрядовых кукол;
3.научить людей использовать куклы с целью воспитания будущих поколений:
Слайд 5Цель:
изучить и восстановить технологии изготовления русских тряпичных кукол и
научить других людей правильно понимать значение кукол, использовать их не
только в игре, но и в воспитании будущих поколений.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения кукол-оберегов.
2. Изучить использование кукол в русских обрядах.
3. выполнить по традиционным технологиям образцы русских обрядовых куко – оберегов.
Слайд 6В настоящее время куклы используются как игрушки или их выполняют
для декорации и выставок. В России существуют целые производства или
промыслы по выпуску таких кукол. Кукол делают из различных материалов. Например : «филимоновские», «дымковские» и «каргопольские» игрушки делают из глины, куклы «на счастье», куклы «панки» – из дерева, куклы делают из соломы и тряпок.
Очень немногие куклы сохранились как обрядовые. Например, кукла «Кострома» или, как её ещё называют – Костробонька, использовалась на празднике Ивана Купалы. Всем хорошо известна Масленица, которую сжигают в конце зимы, как бы прощаясь со злой старухой – зимой. Эти куклы делались из всего, что было под рукой.
Слайд 7 Особенно загадочными и интересными для меня
оказались тряпичные куклы, которые и стали объектом моего изучения.
Тряпичные
куклы были простейшим изображением женской фигуры. Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, а к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба – женское божество. Баба передавалась по женской линии от бабушки к внучке, дарилась на день свадьбы.
В большинстве случаев кукла – это образ женщины, богини и потому имела с ней прямую связь. Женщина давала мужчине куклу, когда тот уходил на войну или просто в дорогу собирался. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.
Слайд 8У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была куколка.
Когда в доме возникали ссоры, куклой выметали «сор из избы.
С самого рождения и до смерти русского человека сопровождали обряды и главную роль в них играли куклы. При рождении ребёнка вся семья садилась и делала «кувадок», которых подвешивали в бане, чтобы они на себя забирали все боли. «Кувадки» делали, когда в доме находился больной.
После излечения эти куклы сжигали.
Слайд 10Когда ребёнок рождался и жил первые недели до крещения ,
мастерили куклу «пеленашку» и клали в колыбельку ребёнку. Считалось, что
в первые месяцы жизни ребёнок наиболее подвержен влиянию злых сил и болезней. «Пеленашка» должна была отвлекать злые силы на себя.
Слайд 11«Вепсская кукла» сопровождала ребёнка с самого детства и до тех
пор, пока не »уходила», то есть не рвалась, портилась. Делалась
она из старых материных вещей, без использования иглы и ножниц. Это для того, чтобы жизнь ребёнка не была резаная и колотая. Эта кукла была оберегом. До рождения ребёнка её клали в колыбельку, чтобы она согревала её, после рождения – она висела над колыбелькой, а когда ребёнок подрастал, он играл куколкой.
Слайд 12Рассматривая старые куклы, мы заметили, что у них отсутствуют ноги
и нет лица. Отсутствие ног объясняется тем, чтобы кукла не
убежала, ведь она тоже член семьи, ею дорожат.
Изображение лица в кукле было строго запрещено. Деревенские женщины считали, что лицо кукле вовсе не нужно: в доме не должно быть лишних глаз. Зрячая кукла опасна для ребёнка.
Глаза, нос, рот, уши – это врата, через которые проникают в наш мир и добрые и злые силы.
Слайд 15 Делать тряпичные куклы меня научила моя мама –
Машаруева Наталья Васильевна. Этому она обучает и детей и взрослых.
Мама проводит « мастер – классы» в городской библиотеке. Мы ходили к ней всем классом и научились делать куклы «День» и «Ночь».
Даже нашим мальчикам понравилось это занятие. Они сделали кукол, не хуже, чем девочки.
Слайд 16Куклы «День» и «Ночь». Одна оберегает хозяев днём, а другая
– ночью.
Слайд 17Вывод:
В ходе исследования я пришла к выводу,
что сначала
Кукла была частью древних ритуалов, но постепенно она
стала просто игрушкой. Её уже не хранят как реликвию и не передают из поколения в поколение.Она только развлекает, доставляет наслаждение. Но ведь кукла должна ещё и учить и воспитывать , и нести тепло человеческих рук. Мы готовы поделиться с каждым, кто хочет научиться делать тряпичные куклы, такие, как «кувадка», «вепсская», «крупеничка» и много других, о которых мы ещё не упоминали.
Слайд 19Использованные материалы:
1. Лунина Г.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры»;
М; ЦГЛ;»Элизе Трейнинг»: 2004г.
2. Дайн Г. «Анатомия тряпичной куклы»; газета
«Исскуство» №7(125) 1-15 апреля 2004г.
3. сайт вИнтернете www/rukukla.ru «Народная игрушка»