Слайд 2Основные вопросы темы
Общая характеристика методов обучения
Методы словесного сообщения и закрепления
технико-технологических знаний
Наглядно-демонстрационные методы
Методы практической работы учащихся
Критерии отбора методов обучения
Инструктаж, его
виды
Слайд 3Под методами обучения понимаются способы
совместной деятельности
учителя и учащихся,
направленные на овладение учащимися знаниями,
умениями, навыками, на их воспитание
и развитие.
Под методами обучения понимаются способы
совместной деятельности
учителя и учащихся,
направленные на овладение учащимися знаниями,
умениями, навыками, на их воспитание и развитие.
Слайд 4Классификация методов обучения
По источнику знаний
По дидактическим
целям
По уровню
познавательной
активности
1.
Словесные
2. Наглядные
3. Практические
(Лордкипанидзе Д.О.,
Верзилин Н.М.,
Галант Е.Я.)
1. Методы сообщения
новых
ЗУН
2. Методы
закрепления ЗУН
3. Методы контроля
и самоконтроля ЗУН
(Есипов В.П.)
1. Объяснительно-
иллюстративные
2. Репродуктивные
3. Продуктивные
(Лернер И.Я.,
Скаткин М.Н.)
Слайд 5По уровню познавательной активности
Объяснительно-иллюстративные методы – учитель разными средствами и
приемами организует осознанное восприятие учащимися готовой информации.
Инструктивно-репродуктивные методы – учитель
конструирует задания на воспроизведение, подбирает упражнения, а ученики репродуцируют (воспроизводят) действия.
Продуктивные (методы проблемного обучения) – исследовательский, частично-поисковый (эвристический), проблемного изложения
Слайд 6По источнику получения знаний
СЛОВЕСНЫЕ
НАГЛЯДНО-
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ
Рассказ, объяснение
Беседа
Работа с литературой
Письменное
инструктирование
Демонстрация
наглядных пособий
Показ
трудовых приемов
Самостоятельное
наблюдение
Обучающие
упражнения
Тренировочные
упражнения
Лабораторно-
практические работы
Применение
экранных и ТСО
Слайд 7Методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний
Рассказ – повествовательное изложение
описательного, фактического учебного материала. Применяется при сообщении сведений, не требующих
раскрытия сущности отдельных технических явлений и процессов.
Объяснение – изложение учебного материала, при котором раскрывается сущность новых технических понятий и закономерностей.
Беседа – диалог между учителем и учащимся, посредством которого учащиеся побуждаются к осмыслению и воспроизведению усвоенных знаний, к обобщению изученного материала.
Контрольно-проверочная беседа
Эвристическая беседа
Работа с литературой
Слайд 8Типы продуктивных вопросов
На сравнение:
В чем сходство и различие …?
Что общего
между…?
Сравните и сделайте вывод о …?
На установление причинно-следственных связей:
Что послужило
причиной …?
Что произойдет, если …?
На определение цели действия, явления, процесса:
Каково назначение …?
Для чего выполняется …?
На установление значения того или иного явления, процесса:
Какое влияние оказывает …?
Какое значение имеет …?
На объяснение, обоснование, доказательство:
Чем объяснить …?
Как доказать, что … ?
На выводы и обобщения:
Какой вывод можно сделать …?
В чем сущность …?
Слайд 9Требования к устному изложению знаний учителем
Литературная и техническая грамотность;
Логическая стройность;
Образность,
выразительность, наглядность;
Эмоциональность по форме и содержанию;
Живая разговорная манера, естественность и
непринужденность;
Четкость и ясность произношения, «чистота» речи;
Умеренная мимика и жестикуляция;
Умелое владение голосом – тембр, интонация, высота;
Оптимальная громкость и скорость; умение варьировать ими в ходе изложения;
Умелое использование пауз и смысловых акцентов.
Слайд 10Наглядно-демонстрационные методы Демонстрации могут быть:
Динамическими
показ приемов работы,
показ действующей
модели и
т.п.
Статическими
показ неподвижных объектов,
плакатов, схем и т.п.
Натуральными
инструменты,
приборы,
детали,
образцы материалов, изделий и т.п.
Изобразительными
плакаты,
макеты,
схемы,
диаграммы и т.п.
Слайд 11Демонстрация (показ) трудовых приемов
При демонстрации трудовых приемов необходимо обратить внимание
на:
Рабочую позу;
Пользование инструментом;
Характер рабочих движений:
скорость,
сила,
темп и ритм,
координированность,
точность,
пластичность
Слайд 12Процесс показа трудовых приемов
Показ приемов
слитно,
в нормальном
рабочем темпе
Показ
приемов
слитно,
в нормальном
рабочем темпе
Показ приемов в
замедленном темпе,
с остановками в характерных
моментах;
расчленение
приема на элементы и показ
отдельных трудовых движений
Слайд 13Правила показа трудовых приемов
Обеспечение хорошей видимости (место показа, освещенность, расположение
учащихся);
Сочетание демонстрации приемов с демонстрацией наглядных пособий, инструкционных и технологических
карт ТСО;
Контроль восприятия учащимися показываемого;
Правильное сочетание демонстрации и слова мастера.
Слайд 14Методы практической работы учащихся
Упражнение – целенаправленное повторение действий с применением
правильных приемов работы, исправлением допущенных ошибок и стремлением достичь лучшего
результата.
Обучающие упражнения – кратковременные упражнения (5-15 минут) при изучении каждой новой операции.
Тренировочные упражнения – выполнение практических работ при изготовлении различных изделий.
По содержанию различают упражнения:
По организации рабочего места
Наладке инструмента
Усвоению первоначальных трудовых приемов
По совершенствованию умений и навыков
Слайд 15
Лабораторные работы выполняются с целью практического ознакомления со свойствами обрабатываемых
материалов, с устройством инструментов, оборудования.
Инструкция к лабораторной работе:
Тема работы, ее
цель
Необходимое оборудование и инструменты
Теоретические сведения по теме работы
Порядок выполнения работы
Форма отчета
Контрольные вопросы
Слайд 16Критерии отбора методов обучения
Закономерности и вытекающие из них принципы обучения;
Цели
и задачи обучения;
Содержание учебного материала;
Учебные возможности учащихся;
Возможности преподавателей (мастеров), их
опыт, знания, подготовленность, личные качества;
Особенности внешних условий (УМБ).
Слайд 17Инструктаж как совокупность методов обучения
Вводный инструктаж направлен на организацию практической
работы учащихся. Цель – раскрыть учащимся содержание трудовой деятельности в
предстоящей практической работе.
Текущий инструктаж - проводится во время выполнения учащимися практической работы. Его задача – непосредственное направление и корректирование деятельности учащихся о выполнению учебно-трудового задания.
фронтальный
индивидуальный
Заключительный инструктаж – проводится по окончании практической работы. Его цель – подвести итоги работы и сделать ее анализ, вскрыть причины допущенных ошибок, объяснить способы их устранения.
Слайд 18Структура вводного инструктажа
объяснение характера и назначения предстоящей на занятии работы;
разбор
чертежей, схем, технических требований, демонстрация образцов (эталонов) предстоящих учебных работ;
ознакомление
учащихся с материалами, инструментами, приборами, приспособлениями, которые будут применяться на занятии;
объяснение и показ наиболее рациональных приемов, способов и последовательности выполнения заданий, а также способов контроля качества работы;
Слайд 19
рассмотрение типичных ошибок, способов их предупреждения и устранения;
объяснение и показ
способов рациональной организации рабочих мест при выполнении заданий;
рассмотрение правил безопасности
труда учащихся;
закрепление и проверка усвоения учащимися материалов вводного инструктажа; дополнительные повторные пояснения и показ приемов и способов работы;
выдача заданий и распределение учащихся по рабочим местам.
Слайд 20Правила индивидуального текущего инструктирования учащихся
четко определять цель деятельности школьников (упражнения,
самостоятельные работы), добиваться осознания ее учащимися;
вникать в работу каждого учащегося,
не упуская из поля зрения работу всей группы;
постоянно развивать у ребят способности самостоятельно анализировать свой труд, находить ошибки, причины их появления, способы устранения и предупреждения;
побуждать учащихся к самоконтролю, обеспечивать высокое качество их работы;
Слайд 21
наблюдать за учащимися незаметно, не вмешиваться без крайней необходимости в
их работу;
не давать готовых указаний, как исправить ошибку, добиваться, чтобы
школьники сами поняли, осознали ее, нашли способ исправления;
помощь ребятам оказывать своевременно;
не доделывать работу за учащихся, так как это может приучить их к безответственности;
поощрять творческий подход школьников к выполнению задания;
Слайд 22
постоянно приучать учащихся к планированию своего труда;
не зависимо от периода
обучения, особое внимание уделять контролю правильности применяемых трудовых приемов и
способов;
постоянно воспитывать у детей высокую культуру труда;
следить за рациональным использованием рабочего времени, добиваться высокой производительности труда;
обеспечивать правильный режим труда и отдыха учащихся;
проявлять принципиальность и строгость в требованиях к выполнению учащимися правил организации труда, рабочего места, техники безопасности.
Слайд 23Основные вопросы заключительного инструктажа
сообщение о достижении цели урока;
подведение итогов
и анализ выполнения учебно-производственных заданий классом
и ученическими бригадами;
разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения;
анализ выполнения учащимися правил безопасности, организация труда и рабочих мест;
подведение итогов соревнований между учащимися и ученическими бригадами;
сообщение оценок;
сообщение темы следующего урока, выдача домашнего задания.
Следует вовлекать всех учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока.
Слайд 24Формы инструктажей
Устный инструктаж – это описание учителем порядка и приемов
работы.
Письменное инструктирование – письменная инструкция к работе.
Письменно-графическое инструктирование – технологические
карты