Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 47 города Макеевки»
.
Материал подготовлен учителем трудового обучения Захарченко О. А.
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Слайд 2Актуальность опыта
Передо мной встал вопрос:
что я, как учитель трудового обучения, могу сделать, чтобы помочь
ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов.
Слайд 3
Метод проектов дает учащимся:
развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления;
повышение
учебной мотивации;
умение самостоятельно конкретизировать свои знания и ориентироваться в
многообразном информационном пространстве.
Слайд 4
«Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим
его и видоизменяющим свое настоящее».
Л.С.Выготский
Слайд 5выявить способных и творчески одарённых учащихся в области учебного предмета
“Трудовое обучение”
изучить научно-методическую литературу по данной теме
создать условия для формирования
у школьников системы технологических навыков
способствовать повышению качества подготовки учащихся к предметным олимпиадам, творческим конкурсам.
формировать общетрудовые и специальные умения, необходимые для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда
- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.
видение всех взаимосвязей
структуры объекта
Основные задачи опыта
Слайд 6
Основной целью опыта
является создание условий для формирования, развития и
совершенствования творческих способностей учащихся.
Слайд 7Ведущая педагогическая идея опыта:
создание оптимальных условий для
развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности,
формирование исследовательских умений и навыков - основы развития творческих способностей учащихся.
Слайд 8Над данной темой работаю в течение нескольких лет:
2014/2015 учебный год
– выбор темы педагогического опыта, определение содержания, форм и методов
работы.
2015/2016 учебный год – практическая работа, способствующая развитию творческого потенциала учащихся; участие в творческих конкурсах, олимпиадах; мониторинг процесса и промежуточных результатов учащихся; корректировка используемых форм и методов работы.
2016/2017; 2017/2018 учебный год — практическая работа. Мониторинг результатов деятельности учащихся. Описание хода и результатов педагогического опыта.
Слайд 9Побудительными мотивами проектной деятельности могут быть:
1. Потребности («Мне это надо!»)
2.
Интерес («Мне это нравится!»)
3. Способности («Я это могу!»)
4. Убеждения («Я
хочу и смогу!»)
5. Волевые действия («Я должен!»)
Слайд 10
Организационно-подготовительный этап
работы над проектами:
выполнение маркетингового исследования,
определение проблемы,
выбор темы
проекта и обоснование необходимости изготовления проектного изделия (почему?),
определение требований
к проектируемому изделию,
составление плана по организации проектируемого изделия (звёздочка обдумывания),
выполнение мини – исследований,
составление дизайн - спецификации изделия,
сбор первоначальных идей и проработка лучшей идеи.
Слайд 11
Технологический этап.
подбор материалов и инструментов,
технологическая последовательность, составление технологической карты,
организация
рабочего места,
изготовление изделия, соблюдение правил
Слайд 12
Заключительный этап.
эколого-экономическое обоснование выбора изделия,
провести испытание изделия
Проанализировать, что
получилось, а что нет
определение путей реализации и предложения по
совершенствованию идеи
защита проекта.
Слайд 13Оценка защиты осуществляется по следующим критериям:
соответствие содержания доклада проделанной
проектной работе;
• умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения;
• качество проектного изделия;
• практическое использование проектного изделия;
• качество наглядных материалов (логика изложения, грамотность);
• использование знаний из других наук и учебных предметов;
• ответы на вопросы;
• полнота знаний по технологии;
оригинальность решения проекта;
культура речи.
Слайд 14
Алгоритм выполнения проекта.
Выбирая тему проектной работы, подумай, кому она может
понадобиться?
Оцени свои знания: достаточно ли ты знаешь и умеешь, чтобы
выполнить эту работу?
Соотнеси свои желания и материальные возможности семьи.
Составь план работы. Не отчаивайся, если в процессе работы некоторые пункты плана придется убрать или добавить новые: не ошибается только тот, кто ничего не делает!
Собери информацию по интересующей тебя работе. Обработай ее, оставь только то, что интересно тебе, а, значит, будет интересно другим.
Слайд 15Алгоритм выполнения проекта.
Помни! Твоя работа не должна ухудшать экологическое
состояние родного города!
Подумай, как можно использовать отходы, которые останутся после
завершения проекта.
Выполняя проект, не стесняйся спрашивать. Не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать!
Во время работы веди записи. Записывай все: идеи, вопросы, сомнения. Это поможет тебе проанализировать свою работу в дальнейшем.
Закончив проект, улыбнись и порадуйся: ты – молодец!
Подготовься к защите проекта: построй материал так, чтобы тебя было интересно слушать. Удачной защиты!
Слайд 16широко используя различные приемы активизации творческой деятельности и применяя их
в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и
воспитании школьников.
Метод проектов позволит учащимся, используя технологические знания для активного созидательного труда, развить творческие способности, в результате которых созданы общественно-полезные продукты.
Таким образом,
Слайд 17
Литература и интернет-ресурсы:
1. Метод учебного проекта в образовательном учреждении:
Пособие для учителей и студентов вузов. / Н. Ю. Пахомова.
– М.:АРКТИ, 2005. – 112с.
2. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д.ф.-м.н., проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство « Учебная литература», Издательский дом « Федоров», 2006 – 176с.
3. Организация проектной деятельности в школе / С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009 – 189с.
4.Творческие проекты учащихся 5-9-классов общеобразовательных школ: Книга для учителя / Под редакцией В.Д. Симоненко. - Брянск: НМЦ «Технология»,1996-238с.
5. Флягина О. В. Творческие проекты школьников / Школа и производство, №8 2005