Слайд 1Основные понятия проектного обучения
«Метод» от греч. "путь исследования или познания;
учение"
«Проект» от лат. "брошенный вперед; построение образа; промысливание того, что
необходимо сделать"
«Метод проектов» "познание через построение образов"(учащийся "строит образ" решения проблемы и стремясь его реализовать познает все необходимое для этого)
Слайд 2Основные понятия проектного обучения
Проектное обучение - обучение, предполагающее освоение учащимися
знаний и умений в процессе разработки и реализации проектов
Метод проектов
- гибкая дидактическая система организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию учащихся в деятельности и развитие их личности
Слайд 3Концептуальные основы метода проектов
Сущность идеи метода проектов –
стимулировать интерес учащихся к обучению путем организации их самостоятельной деятельности,
постановки перед ними проблем и задач, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений
Слайд 4Концептуальные основы метода проектов
Цель метода проектов – развитие
самостоятельности, познавательных и творческих способностей учащихся, их умений ориентироваться в
информационном пространстве и осваивать способы познания
Слайд 5Концептуальные основы метода проектов
Процесс обучения на основе метода
проектов предполагает творческое решение учащимися конкретной проблемы, предусматривающее с одной
стороны использование разнообразных методов познания, и с другой – интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии и т.д.
Слайд 6Концептуальные основы метода проектов
Результат обучения учащихся по методу
проектов должен быть «осязаем», т.е. если это теоретическая проблема, то
ее конкретное решение, если практическое – то конкретный материальный продукт
Слайд 7Основные принципы обучения на основе метода проектов
принцип системной организации педагогического
процесса, предполагающий взаимодействие педагога, учащихся и социума в ходе выполнения
проектов;
принцип деятельностной основы обучения («обучение посредством делания» (Дж.Дьюи)), предполагающий активное включение учащихся в процессы разработки и реализации проектов, а также рефлексию проектировочной деятельности;
принцип интеграции содержания обучения и способов деятельности;
принцип соответствия организации учебного процесса логике общей структуры преобразовательной деятельности.
Слайд 8Основные условия применения метода проектов
Существование некой значимой проблемы,
требующей решения
путем исследовательского
(творческого) поиска и применения
интегрированного знания
Значимость предполагаемых результатов
(практическая, теоретическая, познавательная)
Применение
исследовательских (творческих)
методов при проектировании
Структурирование и планирование этапов выполнения проекта
Самостоятельная деятельность учащихся
в ситуации выбора
Слайд 9Основные понятия учебного проектирования
УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - специфическая теоретико-практическая деятельность учащихся,
реализуемая в процессе работы над проектом.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ - творческая, самостоятельная
работа учащегося от выбора проблемы до ее практического разрешения, выполненная под руководством педагога.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.
РУКОВОДИТЕЛЬ проекта — педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы или индивидуального исполнителя.
КОНСУЛЬТАНТ — педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам.
КООРДИНАЦИЯ проекта — способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой.
Слайд 10Этапы выполнения учебных проектов
Планирование
проектной
деятельности
Постановка социально значимой
проблемы
Поиск необходимой
информации
Разработка
продукта
Презентация
продукта
Оценка и анализ
проекта
Слайд 11Этапы выполнения учебных проектов по предмету «Технология»
Краткая
формулировка
задачи
Исследования
Требования к
изделию
Выработка
идей
Выбор и
проработка
одной идеи
Изготовление
Проверка и
оценка
Потребности
Слайд 12Характеристики учебного проекта
ЦЕЛЬ проекта — модель желаемого конечного результата.
ЗАДАЧИ проекта
— это выбор путей и средств для достижения цели.
ЭТАПЫ
проекта — основные периоды работы проектной группы.
СТРУКТУРА проекта — последовательность этапов учебного проекта.
ПРОДУКТ проектной деятельности — разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта — публичное предъявление результатов проекта.
ЗАЩИТА проекта — наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая дискуссию.
РЕЗУЛЬТАТЫ проекта: 1) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) развитие личностных качеств учащегося, формирование у него определенных компетентностей.
ПОРТФОЛИО (ПАПКА) проекта — подборка всех рабочих материалов проекта.
Слайд 13Виды учебных проектов
исследовательский
творческий
игровой
информационный
прикладной
монопредметный
межпредметный
надпредметный
индивидуальный
групповой
телекоммуникационный
Слайд 14Роли педагога при организации проектной деятельности
Энтузиаст - повышает мотивацию учащихся,
поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели;
Специалист -
обладает знаниями и умениями в нескольких, но не во всех! — областях;
Консультант - организует доступ к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам;
Руководитель - помогает планировать время;
Координатор - согласует деятельность участников проекта;
Эксперт - дает четкий анализ промежуточных и итоговых результатов проекта.
Слайд 15Развивающие эффекты проектной деятельности
1.Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой
недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения
поставленной задачи?
2.Исследовательские умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию
в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта;
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
3.Умения работы в сотрудничестве:
умения коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
Слайд 16Развивающие эффекты проектной деятельности
4.Менеджерские умения:
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
умение принимать
решения и прогнозировать их последствия;
навыки анализа собственной деятельности
5.Коммуникативные умения:
умение
инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
6.Презентационные умения:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Слайд 17Негативные эффекты групповой проектной деятельности
эффект социальной лености
маскируется нежелание учащегося
заниматься проектной деятельностью, «размывается ответственность» участников проекта в группе
эффект огруппления
(«выравнивания») мышления
в целях поддержания «группового духа» некоторые члены группы склонны присоединяться к точке зрения наиболее влиятельных участников, создавая иллюзию единомыслия внутри группы
эффект неоптимальной самодостаточности
желание повысить свой статус в группе мотивирует некоторых участников проекта к принятию ответственности за результаты проектирования на себя, что ограничивает других членов группы
эффект квазиактивности
высокая активность одного или нескольких участников группового проекта, может негативно повлиять на деятельность группы как целостного образования
эффект деструктивного конфликта
проектная деятельность, предполагающая рассмотрение различных вариантов решения проблемы проекта, в группе может привести к противостоянию участников, отстаивающих собственные позиции
Слайд 18Проблемы использования метода проектов в образовательной практике
переоценка результатов проекта и
недооценка его процесса
превращение проекта в реферат
слабая подготовка учащихся к самостоятельному
труду
упрощенное понимание учебного проектирования, как некоего алгоритма, точно соблюдая этапы которого можно автоматически достичь поставленных целей
организация выполнения учащимися одного проекта в учебном году в качестве итоговой контрольной работы
недостаточность времени на использование метода проектов
формальная организация проектной деятельности учащихся, когда они первоначально разрабатывают продукт проекта по образцу, а затем оформляют проектную папку
Слайд 19Эффективность использования
метода проектов в преподавании
школьных дисциплин
Низкая эффективность метода
проектов на предметах, формирующих у учащихся систему специальных и общеучебных
знаний и умений:
родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика
Проектную деятельность рекомендуется организовывать во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
Высокая эффективность метода
проектов на предметах,
ориентированных на формирование у учащихся компетентностей:
иностранные языки, информатика, изо, технология, граждановедение, экология
Проектную деятельность рекомендуется организовывать как в классно-урочной, так и во внеклассной деятельности.
Слайд 20Проект в образовании
Проект — это особая философия образования
Проект — это
метод обучения
Проект (проектирование) — это содержание обучения
Проект —
это форма организации учебного процесса.
Школа будущего — школа проектов?