Слайд 1
Овладение общетрудовыми и специальными умениями посредством групповых форм работы
на уроках технологии
Выступление подготовила
Косенко Анна Николаевна
учитель технологии
МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский
Слайд 2 Специальные (профессиональные) умения необходимы в первую очередь для выполнения
профессиональных задач и приобретаются в профессиональных учебных заведениях.
Общетрудовые и
специальные умения и навыки
Слайд 3 К общетрудовым умениям относятся умения, необходимые три вида труда, составляющие
основу общей трудоспособности; к ним относятся: умение планировать деятельность, организовывать
последовательность действий по решению задачи, умение приложить волевые усилия и довести начатое дело до конца , контролировать свои действия и свое состояние в работе.
Слайд 4 Включают в себя ряд правильных и следующих друг за
другом в определенной последовательности приемов. Советская психология выделяет четыре основные
группы умений, формирование которых у школьников является важной задачей учителя трудового обучения:
Общетрудовые умения
Слайд 51. Двигательные умения связаны с овладением рациональными приемами выполнения той
или иной рабочей операции и характеризуются такими факторами, как темп,
ритм, координация или согласованность движений, устойчивость их, двигательная меткость и т. п.
Слайд 62. Сенсорные умения основываются на способности человека по своим ощущениям
судить о качестве протекания отдельных технологических процессов, результатах обработки изделий
и т. п.
Слайд 73. К технологическим умениям, которые вбирают в себя двигательные и
сенсорные, относится овладение приемами правильного обращения с орудиями труда, пользование
технологической документацией.
Слайд 84. Организационные — это умения правильно распределять время при выполнении
отдельных рабочих операций, планировать и контролировать свою работу, содержать в
порядке рабочее место и др. Овладение ими требует развития умственных (сообразительности, наблюдательности) и волевых качеств, выдержки, настойчивости в достижении цели, аккуратности.
Слайд 9Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при
которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (3-5 учащихся)
для совместного выполнения учебного задания.
Групповая форма
Слайд 10Принципы групповой работы:
класс разбивается на несколько групп от 3 до
6 человек;
каждая группа получает свое задание, которое может быть
одинаковое для всех либо дифференцированное;
внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
Слайд 11Требования к учебному материалу:
Задание должно быть таким, чтобы его можно
было расчленить на отдельные подзадачи;
Содержание материала не должно быть легким,
желательно проблемным.
Слайд 12Преимущества групповой работы:
грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение
психического и физического здоровья учащегося;
формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
для решения большинства задач необходима работа всей группы;
какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
не дает возможности спрятаться, задействованы все;
вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.
Слайд 13Функции учителя:
объяснение цели предстоящей работы;
комплектование групп;
комментарий к заданиям
для групп;
контроль за ходом групповой работы;
попеременное участие в
работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.