Слайд 1Тема №1 «Классификация и общее устройство тракторов»
Занятие №1 «История создания
тракторов»
Цель занятия: ознакомить учащихся с историей создания тракторов .
Метод:
рассказ с показом.
Материальное обеспечение: доска, мел ,
плакаты ,мультимедийный проектор, компьютеры.
Подготовил: учитель технологии Агафонов С.П.
МОУ «Скороднянская СОШ»
Слайд 2Из истории отечественного тракторостроения
Слайд 3Что такое трактор?
. Среди большого числа машин, используемых в народном
хозяйстве, тракторы занимают одно из первых мест. Они помогают механизировать
процессы в сельскохозяйственном производстве, служат для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, для транспортных целей, рытья канав, корчевки пней и многих других работ.
Слайд 4Знаменитый механик-самоучка изобрел трехколесную "коляску-самокатку" с двумя ведущими и одним
направляющим колесами. В этой коляске изобретатель применил целый ряд механизмов
и устройств, которые встречаются в современном тракторе: коробку передач, рулевое управление, роликовые подшипники, тормоза, маховик и др.
Кулибин Иван Петрович 1791 год.
Слайд 5Трактор конструкции Ф.А.Блинова
Трактор Блинова имел паровой двигатель и двухгусеничную
паровую систему. Все агрегаты устанавливались на раме. Вертикальный котел располагался
в центральной части рамы. В качестве топлива использзовалась сырая нефть. Два бака: для топлива и воды, были закреплены на передней части рамы. Силовой агрегат состоял из двух тихоходных паровых машин, обеспечивающих прямой и реверсивный ход при переключении кулисного механизма. Оригинальная двухгусеничная ходовая система Блинова состояла из двух гусеничных лент, пары ведущих и пары направляющих колес, а также двух колес, расположенных между ними и выполняющих функции опорных катков и поддерживающих роликов. Оси всех колес имели жесткое соединение с рамой.
Слайд 6Русский трактор конструкции Я.В.Мамина 1903 года.
Выдающийся русский изобретатель Я.В.Мамин ученик
Ф.А.Блинова разработал и изготовил две модели мощностью 25 и 45
л.с. с колесной ходовой системой под общей маркой "Русский трактор". Это был первый в России колесный трактор более простой конструкции и более надежный по сравнению с гусеничным. На этом тракторе впервые был установлен двигатель внутреннего сгорания, значительно более легкий, экономичный и простой в эксплуатации по сравнению с паровым. Двигатель этого трактора работал на сырой нефти
Слайд 7Тракторы Карлик и Гном конструкции Я.В.Мамина
В начале 20-х годов
Я.В.Мамин занялся разработкой конструкции трактора для обработки небольших крестьянских наделов.
Общим для этих тракторов было использование оригинальных калоризаторных двигателей с повышенной степенью сжатия.
Слайд 8Трактор "Коломенец-1» 1922 год
На Коломенском заводе тракторостроение
началось с изготовления копии американского трактора «Могул» был создан более
простой и удобный трактор "Коломенец-1". Основным топливом была сырая нефть. Были разработаны три модификации, различавшиеся мощностью двигателя, наличием радиатора, увеличенным числом передач. Назначение: - для работы с прицепными машинами общего назначения и для привода стационарных машин. Изготовитель: - Коломенский машиностроительный завод, г. Коломна
Слайд 9Трактор "Запорожец» 1922год
Созданный для обработки небольших крестьянских
наделов с учетом реальных отечественных условий и изготовленный из доступных
материалов трактор был прост в производстве и эксплуатации. Двухтактный одноцилиндровый двигатель калоризаторного типа работал на сырой нефти. Это был самый простой из выпускавшихся в начале 20-х годов трактор.
Слайд 10Трактор "Фордзон - Путиловец" 1924 год
В начале своего развития отечественная
тракторостроительная промышленность перенимала опыт у ведущих зарубежных тракторостроительных фирм, имевших
в массовом производстве отработанные конструкции тракторов. Поэтому в начале 20-х годов в качестве прототипа был выбран самый распростроненный в мире трактор "Фордзон" американской фирмы Форд. Этот трактор выпускался на одном из крупнейших машиностроительных предприятий - заводе "Красный Путиловец". Трактор имел компановку, которая впоследствии стала называться классической для колесных тракторов: два задние колеса - ведущие, а два передние - направляющие.
Этот трактор впервые в мировом тракторостроении имел безрамный остов. Конструкция впервые была рассчитана на массовое производства, что обеспечивало его низкую стоимость.
Слайд 11Трактор СХТЗ - 15/30 1931год
Трактор создавался как основное средство для
механизации сельского хозяйства в 30-е годы. В качестве прототипа был
выбран один из лучших в мире тракторов американский "Интернешнл - 15/30". В процессе создания трактора СХТЗ 15/30 конструкция зарубежного прототипа была изменена применительно к отечественным условиям, стандартам и материалам. Для производства тракторов в короткие сроки были построены два крупнейших в мире тракторостроительных завода - Сталинградский и Харьковский, с общей производственной мощностью 100000 тракторов в год.Трактор СХТЗ 15/30 имел классическую компановку с рамным остовом.
Слайд 12Тракторы "Сталинец-60" (С-60), "Сталинец-65" (С-65) 1933год
Назначение:
- для работы с
прицепными с /х машинами, в т.ч. с приводом от вала
отбора мощности, а также для привода стационарных машин.
Изготовитель:
- Челябинский тракторный завод.
Трактор C-60...C-65
Годы выпуска 1932-1937.
Слайд 13Тракторы "Универсал" 1934год
Назначение:
- для междурядной обработки пропашных культур
с прицепными и навесными машинами.
Изготовители:
- завод "Красный Путиловец",
Ленинград (1934-40),
- Владимирский тракторный завод (1944-55).
Общее количество вып. тракторов ................................211500
Мощность двигателя, л.с. (кВт)......................................22 (16,2)
Эксплуатационная масса У-2, кг.........................................2108
Число передач вперед/назад...................................................3/1
Диапазон скоростей движения вперед, км/ч................3,9-8,1
Слайд 14Тракторы Г-50, Г-75, З-90
Тракторы Г-50, Г-75, З-90 Харьковского паровозостроительного
завода.
В качестве прототипа при разработке на ХПЗ был взят
трактор ВД-50 немецкой фирмы "Ганомаг", в конструкцию которого были внесены изменения. Для обеспечения заданной мощности при работе на керосине, а не на бензине, как у прототипа, была изменена конструкция двигателя. Кроме основной модели мощностью 50 л.с. позже стали выпускать модификации, предназначенные, в основном, для транспортных работ. Топливом для модифицированных двигателей служил бензин.
Назначение:
- для работы с 6- 8-корпусным плугом и другими прицепными машинами общего назначения, а также для привода стационарных машин и для транспортных работ.
Слайд 15Пахотный трактор СХТЗ – НАТИ 1937 год
1937 год. Сталинградский и
Харьковский тракторные заводы перешли на выпуск гусеничных тракторов СТЗ-НАТИ и
ХТЗ-НАТИ общего назначения. Эти тракторы имели карбюраторный двигатель мощностью 37 кВт, работавший на керосине, и четырехскоростную коробку передач, которая позволяла получать скорость от 3,82 до 8,04 км/ч. Мощность на крюке составляла 25 кВт. Поскольку модели тракторов, выпускаемых обоими заводами, не различались по конструкции, их именовали объединенной маркой СХТЗ-НАТИ. ХТЗ с 1938 по 1941 год параллельно с тракторами СХТЗ-НАТИ выпускал часть тракторов ХТЗ-Т2Г с газогенераторными установками, работавшими на древесном топливе.
Слайд 16Пахотные тракторы ДТ-54, ДТ-54А 1944 год.
Назначение: - для работы с
4-х 5-тикорпусным плугом и другими прицепными с /х машинами, в
т.ч. с приводом от вала отбора мощности. Изготовитель: - Сталинградский тракторный завод (1949-63), - Харьковский тракторный завод (1949-61), - Алтайский тракторный завод (1952-79).
Общее количество вып. тракторов ................................957900
Мощность двигателя, л.с. (кВт)......................................54 (39,6)
Эксплуатационная масса , кг...............................................5400
Число передач вперед/назад...................................................5/1
Диапазон скоростей движения вперед, км/ч...............3,6-7,9
Слайд 17Тракторы КД - 35, КДП – 35 1947 год
Назначение:
- КД-35 для работы с 3-х 4-хкорпусным плугом и другими
прицепными машинами общего назначения, - КДП-35 для посева, междурядной обработки пропашных культур. Изготовитель: - Липецкий тракторный завод.
Трактор............................................................КД-35..............КДП-35
Годы выпуска.............................................1947-60............1950-58
Общее количество вып. тракторов ..................................113600
Мощность двигателя, л.с. (кВт)........................................37 (27,2)
Эксплуатационная масса , кг.....................3700...................3950
Число передач вперед/назад....................................................5/1
Диапазон скоростей движения вперед, км/ч.................3,8-9,1
Слайд 18Универсально-пропашной трактор МТЗ-2 1953год.
Назначение: - для выполнения работ по уходу
и уборке пропашных культур с прицепными и навесными машинами; на
пахоте легких почв, предпосевной обработке, посеве и уборке зерновых культур, а также на транспортных работах и для привода стационарных машин. Изготовитель: - Минский тракторный завод (1954-58) - Южный машиностроительный завод, Днепропетровск (1954-58).
Общее количество вып. тракторов ...................................148800
Мощность двигателя, л.с. (кВт)............................................37 (27)
Эксплуатационная масса, кг...................................................3280
Число передач вперед/назад......................................................5/1
Диапазон скоростей движения вперед, км/ч.................0,5-13,9
Слайд 20Тракторы 60-80 гг.
Назначение:
- для основных сельскохозяйственных работ с навесными,
полунавесными и прицепными машинами, может также применяться
на строительных, промышленных
и мелиоративных работах.
Изготовитель:
- Волгоградский тракторный завод ( ДТ-75 с 1962, ДТ-75М с 1966) –
Павлодарский тракторный завод (ДТ-75М с 1968).
Слайд 23Тракторы последнего поколения
Хтз-150-09