Слайд 1Покупательский спрос
Исследование методом фокус-группы по выявлению молока пользующегося спросом у
покупателей на рынке молочной продукции
Проводит мастер
производственного
обучения Куклева Л.В.
Слайд 2Темы для обсуждения
Покупательский спрос;
Виды покупательского спроса;
Виды изучения покупательского спроса;
Фокус-группа;
Практическая работа.
Слайд 3Виды покупательского спроса
Неудовлетворенный спрос – это спрос на товары, которые
в данный момент в продаже отсутствуют. Изучение неудовлетворенного спроса дает
возможность принять все меры для того, чтобы товары, пользующиеся спросом населения, всегда были в продаже. В данном случае идет речь о спросе на достаточные товары, по тем или иным причинам временно отсутствующие в магазине. Его изучение осуществляют с помощью книги учета неудовлетворенного спроса, методом анкетного опроса, с помощью книги отзывов и предложений.
Слайд 4Виды покупательского спроса
Формирующийся спрос – это спрос на новые
товары, складывающийся под воздействием рекламы. В развитии этого спроса большая
роль отводится торговым работникам. Они должны пропагандировать новые товары, объяснять их свойства, питательную ценность, рассказывать о способах приготовления различных блюд и т.д. Для этого организуют выставки-продажи, покупательские конференции, выставки-просмотры, продажу контрольной (опытной) партии товаров, выставки с дегустацией товаров.
Слайд 5Выставки продаж и конференции покупателей
Для изучения формирующего спроса организуют выставки,
выставки-продажи, очные и заочные покупательские конференции. В течении определенного периода
(10-20 дней) заранее обусловленного, магазин организует выставку-продажу отдельных товаров. В организации выставок, как правило принимают участие представители промышленности. Отзывы о товарах покупатели оставляют в листах учета спроса или сообщают в объявлениях.
Обычно устраивают дегустацию блюд, приготовленных из малоизвестных или не пользующихся спросом продуктов (например «соя»).
Слайд 6 Регистрация замечаний и пожеланий покупателей и спрос покупателей.
Наиболее
простыми методами изучения неудовлетворенного спроса покупателей являются регистрация его продавцами
в специальных тетрадях, а также записи покупателей в книгах отзывов и предложений или заполнение ими специальных листков. Информация по поводу отсутствия в продаже необходимых им товаров служат основой для ведения журнала учета неудовлетворенного спроса. Анализируя данные этого журнала, администрация магазина принимает меры: обеспечивает завоз в магазины необходимых товаров. Для того, чтобы установить число покупателей, которые не смогли купить нужный им товар, в крупных магазинах один-два раза в год проводятся специальные анкетные опросы. В результате такого опроса выявляется, сколько покупателей обращается за данным товаром, а сколько – нет. Выдачу анкет, консультации по их заполнению и прием заполненных анкет должны проводить работники магазина. Для заполнения анкет в магазине должны быть установленные специальные столы и вывешено красочно-оформленное обращение к покупателям с просьбой изложить свои предложения по вопросам, имеющимся в анкете.
Слайд 8Учет продажи товаров
имеет большое значение для определения реализованного спроса.
Наблюдение за ходом продажи конкретных товаров позволяет определить их количество,
необходимое магазину для удовлетворения спроса населения. Учет продажи товаров проводят, как правило, выборочно. Вначале определяют, по каким товарам и за какой период следует его провести. Для учета продажи повышенного спроса берут данные об их движении за 5-10 дней, остальных товаров – за 20-30 дней. Большую помощь в изучении покупательского спроса оказывает сравнение хода реализации товаров с предыдущим периодом и с тем же периодом прошлого года (особенно по товарам, подверженным сезонным изменениям спроса).
Слайд 10Виды покупательского спроса
Реализованный спрос – это спрос на проданные
товары. Изучение реализованного спроса помогает установить объем и структуру товаров,
необходимый на следующий период. Его изучают по товарным и кассовым чекам, по товарным ярлыкам, методом ежедневной регистрации проданных товаров, по журналу изучения спроса покупателей, балансовым методом, с помощью контрольно-кассовых машин, автоматизированных систем оптического считывания, позволяющие получить детальную информацию о продаже товаров в ассортименте при расчете с покупателями.
Слайд 12Тема вторая
метод исследования фокус-группа:
Фокус-группа – известный метод исследования качества и
потребления товаров.
Что же это такое? Это группа людей из
8-12 человек, под руководством опытного руководителя, которые обсуждают проблему в течение 2-4 часов. Впервые метод фокус-групп использовали в 1944 году социологи Р. Мертон и Р. Кендам (США).
Фокус-группа – качественный метод исследования, который дает в первую очередь ответы на вопросы «почему?» и «как именно?», его главная цель выявить у «потребителя» очень важную информацию изучаемой проблемы.
Слайд 13Фокус-группа
Руководит – модератор
(руководитель)
Состоит 8-12
человек
Обсуждают –
проблему
Ответ:
Полученная информация
Выявление –
маркетинговое
решение
Слайд 14Тема третья
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОМ ФОКУС-ГРУППЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ МОЛОКА ПОЛЬЗУЮЩЕГОСЯ
СПРОСОМ У ПОКУПАТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ МОЛОЧНОЙ ПРОПРОДУКЦИИ
1.часть - анкета №
1 - обсуждение проблем молока (10 мин). Это вводная часть беседы, во время которой налаживается контакт с участниками фокус-группы.
2.часть - закрытое тестирование (20 минут). Предлагаем участникам попробовать все марки молока без объявления их названия. Пользуясь стандартом, записать результаты в анкету №
3.часть - открытое тестирование. Предлагаем участникам попробовать все марки молока, объявляя их название. Оценить варианты упаковки молока по 5-ти бальной шкале.
4. Вывод.
Слайд 15Примеры из жизни
МЕРЧЕНДАЙЗЕР - это специалист по продвижению продукции в
розничной торговле. По результатам еженедельных исследований менчендайзер представляет в отдел
маркетинга фирмы отчет, в котором отражает изменение ситуации на рынке продаж данного вида продукции: наличие или отсутствие спроса, цены, устанавливаемые конкурентами на подобные товары.
Слайд 17Анкета № 1
1. Напишите, пожалуйста, какие ассоциации приходят к вам
в голову, когда говорят «Хорошее молоко» (Укажите не более трех
характеристик)_______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
2. Напишите первую марку молока, которая приходит к вам в голову: _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Напишите, пожалуйста, как часто вы употребляете молоко в течение:
а) последнего месяца_________________________________________________________________
б) за последнюю неделю_______________________________________________________________
Слайд 18Анкета № 2
Оценка качества молока
Слайд 19Анкета № 3 (открытое тестирование)
Что вселяет в вас уверенность?
Слайд 20Следующие шаги
Оцените по пятибалльной системе:
1) Какая упаковка вам
понравилась и почему? №1, №2 или №3.
2) Что
бы вы убрали или добавили к упаковке и почему? №1, №2 или №3.
3) На сколько привлекательными вам кажутся упаковки? №1, №2 или №3.
Спасибо за участие!
Слайд 21Тест
1. Кто изучает покупательский спрос на предприятиях торговли?
а) продавцы-кассиры;
б) охрана торгового предприятия;
в) товароведы.
2. Напишите
основные формы изучения покупательского спроса.
3. Для какого вида покупательского спроса используется метод изучения «учета продажи товаров».
4. Наиболее простым методом изучения неудовлетворенного спроса является …
5. С какой целью проводят выставки-продажи, покупательские конференции?
6. Фокус-группа – это …
7. Назовите количество участников фокус-группы.