Слайд 1 КВМ –
Конкурс Весёлых Мастеров
Подготовила:
учитель технологии
Полухина Т.П.
МКОУ
«Чернская СОШ № 1»
Чернского района Тульской области
"Труд избавляет человека
от трёх зол – скуки, порока и нужды"
Вольтер
Слайд 2ИСТОРИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ
Зарождение столярного ремесла
уходит в
глубь веков.
По остаткам деревянной утвари, найденным при раскопках русских
городищ и курганов, можно заключить, что наши предки уже в глубокой древности умели изготовлять изделия из дерева.
О развитии столярного ремесла можно судить не только по остаткам столярных изделий, но и по инструментам, которыми их изготовляли.
Слайд 3
Столярные инструменты —
инструменты, используемые в столярном деле, для работы с древесиной
и древесными материалами.
Столяр — профессиональный рабочий, ремесленник, работающий
с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на основе дерева. Столяр занимается столярными работами:
изготовлением сложной мебели, дверей, окон, арок, лестниц и других изделий из массива древесины с возможным применением фанерования, шпонирования, ламинирования, без резьбы вручную.
Столяр выполняет более точную, тонкую работу, чем плотник, и не менее, чем резчик (или скульптор) по дереву. Столяр может выполнять уникальные работы по микро моделированию на деревянной основе.
Слайд 5Инструмент столяра
— предмет его неустанной заботы и гордости.
Но набору
инструмента, по его состоянию и внешнему виду можно судить и
о мастере. Наверное нет нужды доказывать, что плохим инструментом нельзя прилично сделать работу даже и при хороших руках,, в то время, как хороший инструмент выручает и не очень опытного мастера. С ним легче приобретаются навыки в работе, приятнее и сам процесс.
Слайд 6 конкурс «РАЗМИНКА»
I команда – ДРОВОСЕКИ
II команда – ПИЛЬЩИКИ
Слайд 8ИСТОРИЯ СТОЛЯРНОГО ДЕЛА
В XI-XII вв. деревянные здания и другие сооружения
на Руси строили плотники, которые назывались древоделами, а внутренним оборудованием
зданий и изготовлением домашней утвари занимались столяры, которые назывались теслярами (от глагола «тесать»). Сохранившиеся от этого периода деревянные предметы свидетельствуют о довольно слабой технике обработки древесины. В это время впервые начали применяться долото, струг, сверло и другие инструменты.
С XIII по XV в. Плотнично - столярное ремесло не претерпело особых изменений. Основными видами плотнично - столярного инструмента оставались топор, тесло и долото.
В XVI-XVII вв. в связи с ростом могущества русского государства в городах расширилось строительство: возводились крепостные стены, строились дворцы, церкви, мосты и другие сооружения. Наряду с ремесленниками появились новые специалисты по обработке дерева - резчики по дереву и др. Резьба по дереву широко применялась при строительстве дворцов и особенно церквей. Подражая орнаментам в изделиях из бронзы и серебра, резчики в этот период создали великолепные образцы резных деревянных изделий.
Слайд 9Загадка
Я у людей всегда в ходу,
Хоть мой характер
крут.
Где надо стукнуть — я приду,
Ведь мой - ударный -
труд.
конкурс «МОЛОТКИ»
Слайд 10
Молоток - небольшой молот,
ударный инструмент, применяемый для забивания гвоздей, разбивания предметов и
других работ.
Из истории:
Древнейший ударный инструмент.
Уже к началу нашей эры люди изобрели практически все виды столярных, слесарных и кузнечных молотков (всего 8 основных видов), и с тех пор внешний вид молотка практически не изменился.
Слайд 12Техника безопасности работы с молотком
1.Работать можно только исправным инструментом,
использовать его надо строго по назначению.
2.Молоток при работе надо держать
на расстоянии 20-30 мм (2-3 пальца) от свободного конца ручки.
3. Нельзя оставлять столярный молоток на краю верстака.
4.Нельзя стоять за спиной человека, работающего молотком.
Слайд 13 конкурс:
«САМЫЙ АКТИВНЫЙ БОЛЕЛЬЩИК»
Их две половинки
Остры, словно шпаги,
Они друг
без дружки
Не сделают шагу.
Но вместе, обнявшись,
Сдружившись навечно,
Спешат помогать нам
Во всём
бесконечно:
И ткань раскроят,
И любые бумаги -
Разрежут, что хочешь,
Стальные две шпаги. Что это?
Слайд 15
конкурс: «ШУРУПОВЕРТЫ»
Головку вертят вёрткому
Тимошечке отвёрткою.
Хоть под ногою дуб,
Помалу –
понемножку,
Но прячет в дубе ножку
Зубастенький …
Слайд 17
конкурс:
«ПРОЧИТАЙТЕ АНАГРАММЫ»
АЗОГОТКВА;
ИЕЕЛДЗИЕ
ОИБЛША
УРАБОИК ;
ОМОЛОТК
;
РЕВОСЛ ;
КАСЕТЕМА ;
КИЛЬПАНИН ;
ТАСКРЕВ .
Слайд 18
конкурс «ПИЛОРАМА»
Ловкость рук и меткость глаз
Нужны каждому из нас.
Слайд 19Пилы (ножовки)
Старинные
Современные
Слайд 20Первым видом механической обработки древесины было лесопиление, появившееся в Голландии
в XI веке. Бревна пилились на так называемых пильных мельницах,
которые представляли собой примитивную лесопильную раму, приводившуюся в движение от ветряной мельницы. Позднее начал внедряться привод лесопильных рам от водяных колес (водяные пильные мельницы).
В России первая пильная водяная мельница была построена Бажениным в 1690 г. около Архангельска, а в 1696 г. там же появилась первая ветряная пильная мельница. При Петре I было построено 30-40 таких мельниц. До появления пильных мельниц в России доски и брусья вытесывались из бревен топором.
Значительное развитие механическое лесопиление получило с начала XIX века в результате внедрения в лесопильную промышленность паровых двигателей и совершенствования лесопильных станков.
В первой половине XIX века были изобретены лущильный и горизонтально-строгальный станки. Это дало возможность получать тонкие слои древесины путем лущения и строгания. Первый фанерный завод был построен в г. Ревеле в 1887 г.
Слайд 21Техника безопасности при работе с пилой (ножовкой)
1.Перед распиливанием
заготовки следует правильно установить ее на верстаке.
2.Работать пилой или
ножовкой надо без рывков и изгибов полотна.
3.Нельзя направлять полотно пилы пальцем. Используйте для этих целей деревянные бруски, специальные упоры.
4.Нельзя держать левую руку близко к полотну пилы.
5.Стружки со столярного верстака убирайте щеткой-сметкой.
Слайд 22конкурс «БЛИЦ-ОПРОС»
Участники за 1 минуту отвечают
на ряд поставленных вопросов.
За каждый правильный ответ
– 1 балл.
Слайд 23 Конкурс «ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ».
Делу время - ……………… потехе час.
Без труда
- …………… не вынешь и рыбку из пруда.
Где терпенье -
………. там и уменье.
Кто мало говорит - ………. тот много делает.
Труд кормит - ………… а лень портит.
Любишь кататься - ……. . люби и саночки возить.
Терпенье и труд - ……… все перетрут.
Семь раз отмерь - ………. один раз отрежь.
Землю красит солнце - …….. а человека труд.
Сделал дело – . . . . . . . . . . . . гуляй смело.
Слайд 25
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Сегодня мы проверили все то,
что вы учили,
Сегодня вы
ответили за то, что не учили,
Смекалку вашу тоже проверили сполна,
И
смеха захлестнула вас бурная волна,
Пришла пора итоги
совместно подводить,
Жюри сейчас об этом нам будет говорить.