Слайд 1Тема урока: Роспись ткани в технике «Холодный батик»
Слайд 2
Цели урока:
Образовательные:
Ознакомить учащихся с различными техниками выполнения «холодного
батика», с технологией выполнения техники «Гутта»;
Развивающие:
Продолжить работу по формированию умений:
поиска и анализа информации, формулирования выводов, планирования деятельности, формулирования цели деятельности. Способствовать формированию исполнительских умений, творческих способностей, художественного и эстетического вкуса, применять имеющиеся знания на практике. Способствовать развитию воображения, внимания.
Воспитательные:
Продолжить работу по воспитанию научного мировоззрения, трудолюбия, прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран.
Методы обучения:
По способу передачи и усвоения учебного материала.
Словесные: рассказ, эвристическая беседа
Наглядные: демонстрация презентации
Практические: проблемное обучение, показ трудовых приемов
По характеру познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока: изучение нового материала. Межпредметные связи: история, ИЗО.
Слайд 3История батика
Батик -
искусство ручной росписи ткани
очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще
до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.
Слайд 4Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным
воском – стали применяться для их оформления. Дело в том,
что воск, будучи нанесенным на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик».
Слово «батик» в переводе с яванского означает «рисование горячим воском», отсюда и название техники – «горячий батик».
Слайд 5
Батик был довольно развит и в Египте. В Африке знания
о батике передаются от поколения к поколению, и одни из
лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна.
В Китае и Японии также широко использовался батик – это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).
Слайд 6
Назначение батика
платья, парео, футболки, косынки, шарфы…
Горячий батик
В качестве резерва в
горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого «чантинг» (миниатюрный кувшинчик с удлиненным носиком, который прикреплен к длинной деревянной ручке). Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Горячий батик
К горячему батику также относится техника «Кракле».
Ткань расписанная красками или чистая, покрывается воском в несколько слоев, затем она снимается с рамы и ломается, создавая на восковой поверхности разнообразные трещины. Затем ткань снова натягивается на раму, обезжиривается спиртом, а далее любым темным цветом краски заливаются образовавшиеся трещины.
Холодный батик
В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы
В технике «Холодного батика» используют краски на основе анилина. При этом роль «резерва» выполняет специальный материал. Обычно используют резерв густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина).
Холодный батик
В «Холодном батике» существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие:
– свободная роспись
– роспись с применением резерва
- Техника свободной росписи.
- Узелковая техника («бандан»).
- Техника «Гутта».
Свободная роспись
батик» - свободная роспись
Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют.
Узелковая техника («бандан»). Неожиданные эффекты и все время разные, возникают при работе в этой технике. Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками.
батик»
- роспись с применением резерва
Техника «Гутта». Эта техника была разработана в начале прошлого столетия русскими художниками, работавшими в росписи по шелку. Техника с применением контурного состава, позволяющего четко разграничить цветные участки, гарантирует успех даже начинающим. Наиболее удобный инструмент для нанесения резерва - стеклянная трубочка длиной 14-18 см.
Слайд 15Материалы, необходимые для художественной росписи ткани
Слайд 16Материалы
Кисти
Рамы для росписи
Прочие принадлежности
Слайд 17Правила безопасной работы:
При работе с росписью по ткани необходимо соблюдать
правила:
1. Натягивать ткань на раму осторожно, стараясь не поранить руки.
2. Прикреплять кальку с рисунком к ткани булавками, осторожно. Ни в коем случае не брать булавки в рот. Не пользоваться ржавыми булавками, кнопками.
3. Не подносить емкость с резервирующим составом к открытому огню, плитке или утюгу.
4. При работе с горячим батиком, не пользоваться посудой с прогнутым дном, брать горячую посуду при помощи прихватки.
5. Хранить готовый резерв, разведенные анилиновые красители в закрытой посуде, стеклянных или пластиковых пузырьках.
6. Набирать краситель в палитру при помощи пипетки, а резервирующий состав в стеклянную трубочку при помощи резиновой груши или шприца.
7. Заполнять трубочку резервирующим составом лишь на ¼ ее длины.
8. Аккуратно нужно работать с утюгом при закреплении рисунка.
Слайд 18
Последовательность выполнения практической работы
Подготовить ткань
(для холодного батика чаще всего используют
шелк).
Слайд 19
Создание эскиза на бумаге.
(рисунок на бумаге лучше обвести темным
карандашом, так контур будет хорошо виден через ткань)
Слайд 20Натягиваем ткань на подрамник или пяльцы.
Слайд 21Перенесение рисунка с эскиза на ткань
(аккуратно чтобы не повредить
ткань, закрепите эскиз с помощью швейных булавок, обведите рисунок).
Слайд 22Нанесение контурной линии резервом
(наносите резерв равномерно одной линией, желательно
не отрывая руки. Следите за тем, чтобы не оставалось незамкнутых
контуров).
Слайд 23Работа с краской
(участок рисунка должен заполняться краской равномерно, от
одного угла до другого. Роспись начинается со светлых оттенков к
более темным и насыщенным.
Слайд 24Закрепление краски
После завершения работы, ткань можно снять с рамы
через сутки. Краска закрепляется утюгом, проглаживается вся поверхность рисунка с
изнаночной и лицевой стороны по 3 минуты. (Под ткань с росписью подложить ненужную, чистую тряпку).
Слайд 26
Кроссворд:
По-вертикали:
1. Роспись по ткани.
2. Остров, где батик завоевал особую
популярность, роспись этого острова имеет свои традиционные узоры и технику
нанесения рисунка.
3. Дополнительный декоративный эффект.
По-горизонтали:
1. Ткань, в основном используемая в росписи по ткани.
2. Техника с применением контурного состава, разработанная в начале XX столетия русскими художниками, работавшими в росписи по шелку.
3. Резервирующее вещество, которое используется в технике горячего батика.