Разделы презентаций


Русские умельцы

Национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Презентация выполнена для прохождения программы «Русские умельцы»

Презентация выполнена для прохождения программы «Русские умельцы»

Слайд 2Национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно

много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь

крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.

А какие наряды надевали в праздники?
Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты — тем богаче считался хозяин дома и тем больший почет был хозяйке.

Национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории

Слайд 3Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины

и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от

рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом.

В южнорусском женском костюме или понёвном комплексе самой главной деталью была понёва.
Понёва — это прабабушка современной юбки. Понёва непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем «навершник» и завершал костюм головной убор.
В понёвном комплексе особенно ярко выражен многослойный характер русского костюма.
Этот тип костюма считается более древним по сравнению с сарафановым комплексом.
 
 

Хвалят на девке шелк, когда на самой девке есть толк.

Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую

Слайд 4Праздничный девичий костюм включал в себя «передник» или, по-другому, «запон»,

«занавеска», «нагрудник» — так называли его в разных районах России.

Передник всегда щедро украшался вышивкой и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Недаром старое слово «красный» означало одновременно и красивый. Красный цвет кроме того считался магическим.
Известно, что магические свойства красного цвета древние народы связывали с цветом огня и солнца, и именно поэтому красный цвет был символом спасения и знаком преграды для злых сил, сил тьмы и ночи. Одежда с орнаментом красного цвета должна была отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

По одежке встречают, по уму провожают.

Праздничный девичий костюм включал в себя «передник» или, по-другому, «запон», «занавеска», «нагрудник» — так называли его в

Слайд 5

Одеждой замужней женщины в некоторых районах России был «навершник» —

верхняя наплечная одежда, как правило из домотканой шерстяной ткани, сшитой

по типу укороченной рубахи.
Сейчас мы подобную одежду назвали бы демисезонной, поскольку одевали ее обычно осенью или весной и носили поверх рубахи, поневы и передника.
Навершник всегда старались как-то украсить — вышивкой, аппликациями из дорогих тканей, блестками. Навершник не подпоясывали.
Повседневная женская крестьянская обувь мало отличалась от мужской, женщины обычно носили лапти с онучами, а на праздники обували бескаблучные сапоги из цветной кожи, которые часто украшались вышивками.

У бабы рубашки- те же мешки: рукава завяжет да чего хочешь положи.

Одеждой замужней женщины в некоторых районах России был «навершник» — верхняя наплечная одежда, как правило из домотканой

Слайд 6Северорусский костюм или, как его еще называют, женский сарафановый комплекс

был широко распространен в северных и центральных губерниях. Главной и

самой известной частью этого костюма являлся сарафан. Его носили на Руси в будни и в праздники начиная с XIV века.
Изготавливался сарафан из холста, домотканного сукна, крашеных и фабричных тканей, шелка или парчи.
Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.

Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.

Северорусский костюм или, как его еще называют, женский сарафановый комплекс был широко распространен в северных и центральных

Слайд 7Я праздничный девичий наряд вместе с парчовым или шелковым сарафаном,

кокошником, поясом и украшениями входили и так называемые душегреи —

«епанечки», «коротены» — коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики.
А в ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи, которые делали из дорогих нарядных тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полосой.

Девичья коса- всему миру краса.

Я праздничный девичий наряд вместе с парчовым или шелковым сарафаном, кокошником, поясом и украшениями входили и так

Слайд 8Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые

времена являются рубаха и порты (штаны).
Без рубахи не мог

обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличие состояло лишь в качестве материала и отделки.
Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой или с мелким набивным рисунком.
Праздничную одежду расшивали цветными шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Так, нагрудные узоры (передцы) вдоль разреза по центру груди защищали сердце и легкие, наплечные (вошвы) охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Порты были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти.

Друг лучше старый,
а платье новое.

Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Без

Слайд 9Для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Во

времена, когда главным средством передвижения были лошади, для путника незаменима

была одежда из овчины.
Из овчины шили полушубки мехом вовнутрь и тулупы. Полы тулупа заходили одна на другую, а подвязывали его ярким поясом. На полушубках часто выкладывали орнамент из кусочков кожи и разноцветной тесьмы по подолу и по краю рукавов.
В дальней дороге тулуп служил и подстилкой, и подушкой, и одеялом. В холодную пору важно было ноги держать в тепле и поэтому ни один путник не хотел бы остаться в метель без валенок, а если мороз лютовал больше обычного, то опытные ямщики имели про запас даже меховую обувь.

Шуба тепла и мохната- жить вам легко и богато.

Для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Во времена, когда главным средством передвижения были лошади,

Слайд 10Армяк — крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в

виде кафтана.
Душегрея — женская короткая одежда без рукавов,

которую одевали в прохладную
погоду, иногда отточенная мехом с застежкой спереди.
Зипун — крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.
Китайка —хлопчато­бумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в синий цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр.

Кожух — верхняя одежда из вывернутой кожи, надеваемая зимой поверх шубы. Косоворотка — мужская рубаха с особым покроем ворота. Его разрез располагался не посере­дине груди, а сбоку.
Крашенник — специалист, умелец в покраске тканей. Краску делали на растительной основе, ис­пользуя зверобой, васи­лек, чернику, листья бузины, кору ольхи, шелу­ху лука и многое другое.
Кумач — хлопчато-бумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет
Кушак, или пояс —обязательный и очень важный атрибут женской и мужской одежды.

Словарик

Армяк — крестьянская верхняя одежда из толстого сукна  в виде кафтана. Душегрея — женская короткая одежда

Слайд 11В давние времена пояса выполняли много разных функций — служили

показателем благо­состояния своего владельца, оповещали о принадлежности к тому или

иному сословию, а также являлись наградой и подарком, передавались по наследству.
Онучи —кусок холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги, поверх которого одевали лапти и перевязывали веревками.
Позумент — золотая, серебрянная или мишурная тесьма, золототканная лента, повязка, обшивка.
Рубище — грубая, толстая будничная одежда.
Сафьян — тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз и овец.
Сермяга— так называли грубое сукно, а человека, одетого в крестьянскую одежду из грубого неокра­шенного домотканного сукна — сермяжным.
Телогрея — женская верхняя одежда, кото­рая от душегреи отличалась наличием рукавов, более темным колером и отсутствием меховой отделки.
Убрус — нарядный женский головной убор, свадебная фата.

В давние времена пояса выполняли много разных функций — служили показателем благо­состояния своего владельца, оповещали о принадлежности

Слайд 12Презентация выполнена учителем технологии Журавлевой М.И.
Литература
Русский народный костюм, изд. «Мозаика-Синтез»,

2004

Презентация выполнена учителем технологии Журавлевой М.И.ЛитератураРусский народный костюм, изд. «Мозаика-Синтез», 2004

Теги

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика