Слайд 1Эффективное поведение на рынке труда
Слайд 2Рынок труда – вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющих
фирмам удовлетворять потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен
на заработную плату и другие выгоды
Важнейшая функция рынка труда – распределение и перераспределение трудовых ресурсов по сферам и отраслям общественного производства. Выступая как соотношение спроса и предложения труда, рынок труда отражает тенденции в развитии занятости населения
Слайд 4Эффективное поведение на рынке труда рассматривается как способность оперативно решать
актуальные социально-профессиональные задачи, такие как: поиск работы (или другой формы
трудовой занятости), трудоустройство (создание собственного дела), обоснование своих возможностей при собеседовании с работодателем, успешная адаптация на рабочем месте и т.д.
Слайд 5Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных
потребностей, не противоречащих законодательству и приносящая, как правило, доход.
Виды занятости
— это распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства.
Формы занятости — это организационно-правовые способы, условия трудоиспользования.
По форме занятости выделяют прежде всего занятость с режимом полного рабочего дня и занятость с режимом неполного рабочего дня или неполной рабочей недели.
К специальным формам занятости относятся такие, как: занятость на условиях работы на дому; вахтово-экспедиционный метод занятости; совместительство; занятость в трудовых семестрах учащихся дневной формы обучения; занятость с условиями гибкого рабочего времени и другие.
Слайд 6Основные принципы занятости:
добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к
производительному и творческому труду.
Каждый человек может выбирать для себя
ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни;
ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость;
учет и обеспечение долговременных национальных интересов;
комплексный подход к решению проблем занятости.
Слайд 7Безработица - это наличие в стране людей, составляющих часть экономически
активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но
не могут найти работу.
Причин безработицы может быть много, назовем основные из них: ликвидация фирмы, спад производства, перемена места жительства, низкий уровень оплаты труда, изменение спроса на труд в отдельных отраслях, внедрение достижений НТР и др.
Слайд 8Рынок труда представляет собой ту экономическую среду, где разрешаются вопросы
наличия у граждан конкретной работы, где используется механизм спроса и
предложения на конкретные специальности с учетом определенной профессиональной квалификации и уровня ее оплаты.
К ключевым проблемам в сфере занятости населения относятся:
1. Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Население ищет приложения сил исключительно в непроизводственных сферах деятельности, в то время как основное количество вакантных рабочих мест находится в жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленности, и транспорте.
2. Ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест.
3. Низкий социальный потенциал подавляющего числа вакантных рабочих мест – низкая заработная плата, неудовлетворительные условия труда и быта, перспективы профессионального роста и т.д.
Слайд 9Современный рынок труда характеризуют следующие особенности:
1. Важнейшие элементы его самонастройки
– цена рабочей силы, уровень душевого потребления – не приведены
в соответствие со стоимостью рабочей силы, что деформирует такие важные компоненты рынка труда, как спрос и предложение.
2. Рынок труда функционирует в условиях зарождения и становления института социального партнерства. Это затрудняет выработку согласованной политики в вопросах ценообразования, заработной платы, доходов, социальной защиты, налогообложения и другого.
3. Рынок труда неоднороден. Структура образуется двумя взаимосвязанными сферами, различающимися способом и формами привлечения, организации и регулирования рабочей силы, характером влияния на эффективность производства и положение работников. По этим признакам его можно подразделить на «открытый» и «скрытый» или «теневой». «Теневой рынок» труда практически выпадает из поля правового регулирования и сферы действия социального партнерства.
4. Самая существенная особенность российского рынка труда – его региональная доминанта. Отсутствие ясно сформулированной государственной политики в сфере труда, несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы.
Слайд 10Эффективное поведение на рынке труда состоит из трех основных этапов.
Первый
– поиск работы, которая нравится и интересна, которая хорошо оплачивается,
где отношения в коллективе не мешают трудиться с хорошим настроением.
Второй – выбор окончательного варианта организации, коллектива и стиля руководства, с учетом их оценки через сравнение между приемлемыми вариантами поиска.
Третий – условия трудоустройства в конкретную организацию на конкретную должность с конкретным перечнем должностных обязательств, на которых остановился ваш выбор.
Слайд 11Целью поиска работы является в первую очередь, поиск таких условий
работы, которые соответствовали бы вашим ожиданиям.
И только тогда, когда
сформулирована цель, можно приступить к ее практической реализации.
Затем необходимо ответить на вопросы:
Зачем «мне» нужна работа? Почему именно «эта» работа?
Ответив на этот вопрос, можно более четко представить себе, то с чего и следует начинать поиск работы.
Слайд 12Чтобы начать поиск работы нужно составить план поиска работы.
План поиска
работы - это перечень очередности выполнения определенных действий, чтобы достичь
поставленной цели, то есть устроиться на работу.
План означает, что прежде всего надо решить, по какой специальности трудоустраиваться; в какую организацию; какие приоритеты в условиях работы.
Примерная расстановка приоритетов:
карьерный рост;
возможность обучаться на внутренних тренингах и за счет компании;
дружный коллектив
уровень заработной платы
характер или сложность исполняемой работы
должность
местоположение организации
Слайд 13Существуют основные способы поиска работы:
самостоятельный, когда поиск работы осуществляется непосредственно
вами самостоятельно, на основе информации из СМИ, включая Интернет, от
родственников или друзей, а также в результате стечения обстоятельств;
заказной, когда поиск работы осуществляется каким-либо центром занятости на коммерческой основе, биржей труда по определенным заказчиком условиям;
комбинированный, когда поиск работы проводится параллельно в двух направлениях, как самостоятельно, так и на основе заказа с привлечением какого-либо центра занятости. Такой подход существенно ускоряет решение данного вопроса и позволяет через сравнение выбирать наиболее приемлемый вариант.
Слайд 14Посредники на рынке труда
Государственная служба занятости.
Государственная служба занятости населения РФ
сформирована в 1991 году после принятия первой редакции закона "О
занятости населения в Российской Федерации". Основная деятельность государственной службы занятости регулируется Законом "О занятости населения", "Положением о Федеральной государственной службе занятости населения" и другими нормативно-правовыми актами. Деятельность службы занятости финансируется из государственного фонда занятости.
Услуги Государственной службы занятости для всех категорий клиентов бесплатны.
Коммерческие агентства по найму и подбору кадров.
Наряду с государственной службой занятости на рынке труда активно действуют негосударственные структуры, которые, как правило, осуществляют подбор кадров в соответствии с жесткими требованиями работодателей, с учетом образовательного уровня кандидата, его культуры, психологической совместимости. Коммерческие фирмы оказывают услуги за плату.
Слайд 15От чего зависит успешность в поиске работы
1. От того, насколько
верно определены точки соприкосновения ваших возможностей с потребностями рынка труда;
2.
От умения преподнести себя потенциальному работодателю при личной беседе;
3. От активности поиска работы, то есть от частоты посещения предприятий, проявления инициативности при обнаружении новых организаций, новых вариантов применения своих возможностей, а также от заинтересованности в работе.
Слайд 16Во всем мире на рынке труда функционирует множество рынков профессий,
например, бухгалтеров, водителей и т.д. В этой ситуации продавцы –
люди, имеющие одинаковую профессию, предлагают свой труд покупателю с разными условиями и возможностями найма.
Таким образом, можно сказать, что рынок профессий – это купля-продажа конкретного вида труда, когда свой труд предлагают продавцы (ищущие работу), имеющие одинаковую профессию.
Рынок профессий
Слайд 17Телефон как средство поиска работы
Способы заочной самопрезентации
Если вы активно ищете
работу, то такие звонки вам придется делать постоянно. Это ваш
первый опыт общения с вероятным работодателем и произвести благоприятное впечатление очень важно. Цель звонка - добиться приглашением на собеседование.
Самыми распространенными способами заочной самопрезентации являются: составление рекламного объявления, автобиографии, профессионального резюме, написание письма по рекламируемой вакансии, поискового письма.
Слайд 18Резюме - это краткий вывод из сказанного, написанного или прочитанного,
сжато излагающий основные положения (толковый словарь Д.Н. Ушакова).
Применительно к поиску
работы, резюме - это описание способностей человека, которые делают его конкурентоспособным на рынке труда. Резюме (самохарактеристика) - доведение до сведения потенциальных работодателей информации о ваших профессиональных желаниях, намерениях и достоинствах. Резюме - официальный документ, правила написания которого регламентированы руководством по делопроизводству.
Оно должно отображать три основных качества, требуемых от сотрудника: образованность, продуктивность и неограниченность способностей.
Слайд 19Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на
рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на
определенный срок.
Основными компонентами рынка труда являются:
спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;
стоимость рабочей силы, цена рабочей силы.
Продавцами на рынке труда могут быть любые люди, ищущие работу: студенты, выпускники профессиональных учебных заведений, любой человек, желающий сменить место работы, т.е. это могут быть люди как имеющие, так и не имеющие работу.
Слайд 20Принимая решение о выборе профессии, месте работы, выстраивании профессиональной карьеры,
человеку необходимо учитывать, каков спрос на специалистов, на те или
иные услуги, товары и как он может измениться в будущем, т.е. знать ситуацию на рынке труда и рынке профессий в данный момент и предполагать ее расклад в будущем.