Слайд 1МБОУ СОШ №71
Разработка: ученицы 5-а класса
Алексенко Марии Вадимовны
Руководитель: Янкевич Елена Георгиевна
г. Екатеринбург,2012
Шитьё фартука
Слайд 2Содержание
Введение……………………………………………………...……….…………
Основная часть……………………………………………………....…………...
1 Исследование проблемы…………………………………………………
2 Банк идей
и предложений……………………………………………....…
3 Технологическая часть…………………………………………………….
а) Чертёж…………………………………………………………………...
б) Технологическая карта………………………………………………..…... Экономическая и экологическая оценка…….…………………………….
Заключение......………………………………………………………………….
Литература..……………………………………………………………………..
Слайд 3Вступление
Когда мы дежурили в столовой ,нам приходилось очень трудно ,так
как мы могли испачкаться. Но потом на уроке «Технологии» мы
должны были сшить фартук. Я была рада, что сошью себе фартук удобный, модный, а главное он поможет мне быть чистой!
Слайд 4Поставленная цель
«Попробовать себя в творческом проектировании»
Задачи:
1) Сшить модный фартук.
2) Строчки выполнены аккуратны.
3) Фартук был по фигуре.
4)
Безопасность с подручными материалами.
5) Ознакомить слушателя с историей фартука.
6) Выбрать ткань, украшения.
7) А потом посветить историю своего фартука.
Слайд 5 Выполнение работы
1. Делаем бумажные шаблоны частей фартука.
2. Показываем учителю.
3.
Снимаем свои мерки.
4. Выбираем материю по вкусу и удобству.
5. Приступаем
к работе.
P.S Работаем не торопясь, аккуратно.
Слайд 6История происхождения фартука
Фартук (или передник) широко распространенная и почти не
меняющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. История
его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, и пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.
С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.
Эта часть одежды играла очень важную роль в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники.
Слайд 7 Немного истории
Фартук или передник имеет
очень древнее происхождение. В ранний период существования египтяне пользовались примитив-ной
драпировкой, прикреплённой спереди к поясу. В древнем царстве одежду мужчин составлял именно передник. Продолговатый четырёхугольный или треугольный передник изготавливался изо льна или кожи и обвязывался вокруг талии. Назывался он схетни.
Слайд 8 ПОЯВЛЕНИЕ ФАРТУКА НА РУСИ
Фартуки появились на Руси
очень давно, но само слово фарту – сравнительно недавно, а
именно в конце 17 века. Фартук всегда служил элегантной спецодеждой при работе на кухне и занятии ручным трудом.
Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, обычно шерстяной, а в южных областях носили клетчатую домотканую юбку-понёву, голову покрывали платком.
С сарафаном носили передники, которые крепились на завязках выше груди. Другой – запон с грудкой или надгрудкой – завязывался на талии с дополнительной тесьмой на шее. Такие передники были характерны для Поволжья, Урала и Сибири.
Кроме того, с конца XIX в. широко применялся передник (“фартук”), укреплявшийся на талии. Его носили с юбками.
Помимо своего непосредственного назначения – защиты одежды от загрязнения, передники несли большую декоративную нагрузку: закрывали не украшенные части костюма, способствовали созданию цельной цветовой композиции ансамбля.
Фартуки получили очень широкое распространение и сохраняются в обиходе до настоящего времени. Будничные фартуки делались преимущественно из домашних тканей, праздничные – из белого холста, украшенного вышивкой, аппликацией, нашивками шелковых лент, а также из ярких фабричных тканей – ситца, сатина, кашемира, тафты, шелка, атласа.
Слайд 9 ФАРТУКИ РАЗЛИЧНЫХ ФАСОНОВ
К комплекту одежды, в который входит фартук, используемый в производственных
условиях, предъявляются особые требования. Здесь не всегда уместна фантазия, а во для нашего домашнего фартука она не помешает. Изображенные модели фартуков разработаны на одной конструктивной основе с внесением модельных особенностей. Представленные модели отличаются не только по внешнему виду, но и по сложности выполнения. Некоторые из моделей могут быть использованы для изготовления на кружковых занятиях или на уроках технологии
Слайд 11 Модель №2. Фартук из шелковой ткани состоит из нагрудника
и нижней части, расширяющейся к низу. Пояс-завязка, бретель пристрачиваются к
нагруднику.
Отделка: оборки, кружева, аппликация.
Модель №1. Фартук из льняной, однотонной ткани. Состоит из основной детали с нашитыми на нее накладными карманами.
Отделка: аппликация, тесьма.
Модель №3. Фартук из шелковой ткани, состоит из нагрудника, расширяющегося к верху, и нижней части фартука сложной формы.
Отделка: кружева, аппликация.
Слайд 12Фартуки можно шить из различных тканей: из льна, из шёлка,
из хлопчатобумажной ткани.
Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, отличаются
большой прочностью и слабой растяжимостью. Они легко впитывают влагу, хорошо отстирываются. Недостатком их является то, что они быстро сминаются, однако так же быстро и разглаживаются. На ощупь эти ткани жесткие.
Шелковые ткани на ощупь мягкие и гладкие, обладают приятным блеском, гигроскопичны и воздухопроницаемы, но они сильно растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку. Из таких тканей очень трудно шить, не имея навыков и опыта.
Слайд 13По данным историков и археологов, ткани из хлопка производились в
далекой Индии еще в XI веке до нашей эры.
Во время
похода Александра Македонского греки были восхищены искусством индусов, умеющих получать ткани из «шерсти, добытой из орехов»
(так они называли хлопок). До конца XIII века в Европу ввозились только готовые изделия из хлопка. В 1772 году в Англии началось производство хлопчатобумажной ткани. Она отличалась своеобразной фактурой и окраской.
Название «ситец» пришло к нам таким, что трудно даже сразу понять его первоисточник. Бенгальское название пёстрой хлопчатобумажной ткани «читс» было переделано голландцами на «ситс», а у нас она стала называться ситцем.
Хлопчатобумажные ткани обладают значительной прочностью и гигроскопичностью, быстро намокают и высыхают. Они удобны в носке, хорошо переносят стирку и утюжку.
Слайд 14Особенности конструирования,
моделирования и изготовления фартука с нагрудником
Описание модели. Фартук с
нагрудником из хлопчатобумажной ткани прямой формы и накладными карманами (рис.
1).
Рис. 1 Фартук с нагрудником Рис. 2 Снятие мерок для построения выкройки фартука с нагрудником
Слайд 15Нагрудник выполнен с бретелями. Низ и боковые срезы фартука обработаны
швом в подгибку с закрытым срезом.
Снимаем мерки рис.2.
Для построения выкройки
фартука с нагрудником дополнительно снимают две мерки (рис. 2): длина нагрудника (Дн) и ширина нагрудника (Шн). Эти мерки зависят от выбранной модели. Но их можно не измерять и при построении чертежа использовать как постоянные величины: длина нагрудника - 15 см, ширина нагрудника - 14 см.
Слайд 16 СНЯТИЕ МЕРОК ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЧЕРТЕЖА ОСНОВЫ ФАРТУКА
Для построения чертежа
фартука необходимо провести соответствующие измерения, то есть снять мерки. Для
снятия мерок используется сантиметр. В таблице приведены названия мерок, необходимых для построения чертежа, а на рисунке показано положение сантиметровой ленты.
Слайд 17Рис. 3 Построение выкройки фартука с нагрудником:
а - основная
деталь фартука; б- нагрудник; в - бретель; г - пояс
Фартук
с нагрудником
Слайд 18Моделирование фартука с нагрудником
Моделируют фартук с нагрудником на основе построенного
чертежа (рис. 3). В процессе моделирования фартука к выбранной модели
основной детали подбирают нагрудник определённой формы и карман так, чтобы все детали дополняли друг друга. На рисунках 4-5 показаны различные варианты моделирования основной детали фартука и нагрудника.
Рис. 4 Моделирование нагрудника Рис. 5. Моделирование кармана
Слайд 19МОДЕЛИРОВАНИЕ
( способы изменения выкройки)
Слайд 20МОДЕЛИРОВАНИЕ
(способы изменения выкройки)
Слайд 21Варианты отделки фартука
Отделка служит дополнением и украшением внешнего вида изделия.
Для
отделки фартука используют различные отделочные материалы: ленты, тесьму, сутаж, шитье.
Ленты
- это полоски ткани или вязаные полоски небольшой ширины, применяемые для отделки швейных изделий. Они могут быть шёлковыми (атласные ленты), хлопчатобумажными, капроновыми и др.
Фартук можно отделать атласной лентой, настрочив её по краям карманов, нагрудника, нижней части фартука. Желательно, чтобы лента была контрастной по цвету к основной ткани и шириной 0,5 -1 см.
Слайд 22Подсчёт себестоимости.
Себестоимость моего изделия получилась небольшая - 134 рубля, так
как я сшила фартук сама, а затраты денежных средств были
только на материалы.
Пошив фартука – это почти безотходное производство, потому что из остатков ткани я могу сшить салфетку в технике лоскутной пластики.
Пошив фартука своими руками – это выгодное производство!
Слайд 23 экологическая оценка
С экологической точки зрения процесс изготовления и
процесс эксплуатации моего изделия не повлекут за собой изменений в
окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека, так как мой фартук сшит из экологически чистых материалов, а остатки ткани я не буду выбрасывать, а сошью маленькую салфетку.
Процесс пошива фартука – это экологически чистое производство!
Слайд 25Заключение
Мне не трудно было выполнить проектную работу - сшить фартук
и написать проект, так как в этом мне помогли знания,
которые я получила при пошиве фартука в классе, рекомендации учителя технологии и дополнительная литература по данной проблеме.
Общий вид фартука: фартук с нагрудником, нижняя часть с прямыми углами, на ней удобно расположены карманы. Выполненный фартук мне понравился. Я считаю, что все швы выполнены правильно и аккуратно.
В процессе выполнения проектной работы я выполнила поставленные перед собой задачи:
изучила, что такое фартук;
узнала, когда фартуки появились, и какие они были раньше;
исследовала ткани для пошива фартука;
описала процесс изготовления фартука, составив технологическую карту, в которой составила более удобную для меня последовательность изготовления изделия;
сшила аккуратный и удобный для работы на кухне фартук.
Теперь у меня тоже есть фартук, и я смогу помогать маме на кухне, ведь я будущая хозяйка!
Мне понравилось шить фартук, потому что это очень интересное занятие. В будущем, мне очень хочется сшить более сложную вещь, но для этого мне нужно будет получить необходимые навыки и знания, которые я приобрету в школе на уроках технологии.
Я считаю, что мой проект поможет многим девочкам тоже научиться шить фартуки.