Разделы презентаций


Техника русской иконописи

Содержание

Проблемный вопрос Как воплощается Слово в иконописном искусстве?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Техника русской иконописи
Икона - это книга о вере. Языком

линий и красок она рассказывает догматическое, нравственное и литературное учение

церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы
Монахиня Иулиания
Выполнила: Володина Эльвира, учащаяся 10 класса
Ломовской средней школы
Руководитель: Васильева Ольга Николаевна, преподаватель МХК
2009 год
Техника русской иконописиИкона - это книга о вере. Языком линий и красок она рассказывает догматическое, нравственное

Слайд 2Проблемный вопрос
Как воплощается Слово в иконописном искусстве?

Проблемный вопрос  Как воплощается Слово в иконописном искусстве?

Слайд 3Основные задачи
Выяснить, что такое икона
Узнать, какие требования предъявлялись иконописцу
Изучить

этапы иконописания
Познакомиться со способами украшения икон.


Основные задачиВыяснить, что такое иконаУзнать, какие требования предъявлялись иконописцу Изучить этапы иконописания   Познакомиться со способами

Слайд 4Что такое икона
Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ»,

«портрет».


Богоматерь Толгская, тронная. 1327 год. Ярославская иконопись



Что такое иконаСлово «икона» в переводе с греческого означает «образ», «портрет».Богоматерь Толгская, тронная. 1327 год. Ярославская иконопись

Слайд 5Первая икона






Спас Нерукотворный. Начало 13 века. Ярославская иконопись.



Первая иконаСпас Нерукотворный. Начало 13 века. Ярославская иконопись.

Слайд 6Каким должен быть иконописец
быть «подобает живописцам… смиренну, кротку, благоговейну, не

празднословцу… хранить чистоту душевную и телесную… часто приходить к отцам

духовным …и исповедываться со смирением».
по преданию, первым иконописцем был евангелист Лука



Евангелист Лука пишет икону Богоматери. 1680 год. Семён Холмогорец. Ярославская иконопись



Каким должен быть иконописецбыть «подобает живописцам… смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу… хранить чистоту душевную и телесную… часто

Слайд 7
Иконописная школа в Сергиев-Посаде
В Успенском соборе Московского Кремля
Курсовая работа Натальи

Горпиненко «Святая мученица Татиана»

Иконописная школа в Сергиев-ПосадеВ Успенском соборе Московского КремляКурсовая работа Натальи Горпиненко «Святая мученица Татиана»

Слайд 8Этапы иконописания
Подготовка основы
Грунтование доски
Золочение
Прорисовка
Нанесение красочного слоя
Олифление

Этапы иконописанияПодготовка основы Грунтование доски Золочение Прорисовка Нанесение красочного слояОлифление

Слайд 9Подготовка основы
Тыльная (обратная) сторона иконы

Подготовка основыТыльная (обратная) сторона иконы

Слайд 10Подготовка основы
Иконы писали на досках
Доска для иконы готовится из липы,

лиственницы, сосны или ольхи
На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление


Углубленная часть доски называется ковчегом.
Подготовка основыИконы писали на доскахДоска для иконы готовится из липы, лиственницы, сосны или ольхиНа лицевой стороне доски

Слайд 11Грунтование доски
По лицевой поверхности доски наносится клей
наклеивается паволока (белое льняное

полотно)
из мела или алебастра и рыбьего клея изготавливается грунт (левкас)

и наносится на подготовленную доску.
Грунтование доскиПо лицевой поверхности доски наносится клейнаклеивается паволока (белое льняное полотно)из мела или алебастра и рыбьего клея

Слайд 12Прорисовка
Сначала выполнялась первая прорисовка изображений, потом вторая, более подробная

Икона. Святая

Лидия. Прорисовка изображения

ПрорисовкаСначала выполнялась первая прорисовка изображений, потом вторая, более подробнаяИкона. Святая Лидия. Прорисовка изображения

Слайд 13Прорисовка
Некоторые иконописцы пользовались «переводами» или «прорисями» с образцов
Икона. Господь Вседержитель.

Перевод рисунка способом « на отлип»

ПрорисовкаНекоторые иконописцы пользовались «переводами» или «прорисями» с образцовИкона. Господь Вседержитель. Перевод рисунка способом « на отлип»

Слайд 14Прориси святых
Святая княгиня
Святая равноапостольная княгиня Ольга
Апостол

Прориси святыхСвятая княгиняСвятая равноапостольная княгиня Ольга Апостол

Слайд 15Золочение
Некоторые части иконы: фон, нимбы, облачения, поручи и другие

детали – золотили червонным золотом
это необходимо выполнить до нанесения

красочного слоя
вместо золота пользовались также алюминием или фольгой

Копия с иконы А. Рублёва «Богоматерь Владимирская». 21 век



Золочение Некоторые части иконы: фон, нимбы, облачения, поручи и другие детали – золотили червонным золотом это необходимо

Слайд 16Нанесение красочного слоя
Иконы издревле писались темперой
Темпера – краска, состоящая

из пигмента (цветные глины и минералы), замешанного на желтке или

белке
Начать лучше с доличного письма, то есть с пейзажа, строений, одежд
Затем расписываются лики и открытые части тела изображаемого

Нанесение красочного слоя Иконы издревле писались темперойТемпера – краска, состоящая из пигмента (цветные глины и минералы), замешанного

Слайд 17Пробелы
После росписи наносятся пробелы - высветления по выпуклым местам
Пробелы на

горках и палатках


Плащ Архангела Гавриила

ПробелыПосле росписи наносятся пробелы - высветления по выпуклым местамПробелы на горках и палаткахПлащ Архангела Гавриила

Слайд 18ОХРЕНИЕ И АССИСТ
Основной цвет телесных частей – санкирь
Высветление санкиря

называется охрением
Ассистом (лепным золотом) украшаются одежды Спасителя и Богородицы, крылья

Ангелов.
Дипломная работа Натальи Горпиненко «Пророк Илия в житии» ( для Троице-Сергиева Варницкого монастыря)
ОХРЕНИЕ И АССИСТОсновной цвет телесных частей – санкирь Высветление санкиря называется охрениемАссистом (лепным золотом) украшаются одежды Спасителя

Слайд 19Олифление
Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного

масла - олифой

Копия с иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии

ОлифлениеГотовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного масла - олифой Копия с иконы Смоленской

Слайд 20Оклад иконы
Богоматерь Одигитрия. Оклад. Москва. 16 век.
Благовещение Пресвятой Богородицы. 18

век. Благовещенская церковь

Оклад иконыБогоматерь Одигитрия. Оклад. Москва. 16 век.Благовещение Пресвятой Богородицы. 18 век. Благовещенская церковь

Слайд 21Мои выводы
1. Слово «икона в переводе с греческого означает «образ»,

«портрет». Согласно учению Церкви, икона есть зримое выражение Боговоплощения.
2.

Создание иконы - это священнодействие, от иконописца требуется не только владение профессиональным мастерством, но и предельная концентрация всех духовных и нравственных сил.
3.Работа над иконой выполнялась в строго определённой последовательности. Мастер-иконописец создавал не новый образ, а идеально воспроизводил каноничный, что позволяло ему глубоко проникнуть в суть «духовного предмета» и воссоздать его изысканными изобразительными средствами.
4. К иконам стали прикреплять накладные украшения – оклады, чтобы подчеркнуть сияние святых образов.
Мои выводы1. Слово «икона в переводе с греческого означает «образ», «портрет». Согласно учению Церкви, икона есть зримое

Слайд 22Планы на будущее
Икона - это неисчерпаемый источник нашей культуры, и

я бы хотела продолжить исследования в области иконописного искусства: познакомиться

с принципами канона изображения, символикой иконы, основными иконографическими типами, больше узнать о жизни и творчестве русских иконописцев.
Планы на будущееИкона - это неисчерпаемый источник нашей культуры, и я бы хотела продолжить исследования в области

Слайд 23БИБЛИОГРАФИЯ
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М. Просвещение. 1978.
Монахиня

Иулиания (М.Н. Соколова). Труд иконописца. - Свято-Троицкая Сергеева лавра. 1998.


Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. - М. ИнфоАрт. 1991.
Православие. Полная энциклопедия. – СПб.: ИГ «Весь», 2007. – 448 с.
История искусства для детей. Икона. – М.: Издательский дом «Росмэн», 2002
6. Масленицын С. И. Ярославская иконопись. – М.: «Искусство», 1983
БИБЛИОГРАФИЯ  Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М. Просвещение. 1978. Монахиня Иулиания (М.Н. Соколова). Труд иконописца. -

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика