Слайд 1 Техника русской иконописи
Икона - это книга о вере. Языком
линий и красок она рассказывает догматическое, нравственное и литературное учение
церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы
Монахиня Иулиания
Выполнила: Володина Эльвира, учащаяся 10 класса
Ломовской средней школы
Руководитель: Васильева Ольга Николаевна, преподаватель МХК
2009 год
Слайд 2Проблемный вопрос
Как воплощается Слово в иконописном искусстве?
Слайд 3Основные задачи
Выяснить, что такое икона
Узнать, какие требования предъявлялись иконописцу
Изучить
этапы иконописания
Познакомиться со способами украшения икон.
Слайд 4Что такое икона
Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ»,
«портрет».
Богоматерь Толгская, тронная. 1327 год. Ярославская иконопись
Слайд 5Первая икона
Спас Нерукотворный. Начало 13 века. Ярославская иконопись.
Слайд 6Каким должен быть иконописец
быть «подобает живописцам… смиренну, кротку, благоговейну, не
празднословцу… хранить чистоту душевную и телесную… часто приходить к отцам
духовным …и исповедываться со смирением».
по преданию, первым иконописцем был евангелист Лука
Евангелист Лука пишет икону Богоматери. 1680 год. Семён Холмогорец. Ярославская иконопись
Слайд 7
Иконописная школа в Сергиев-Посаде
В Успенском соборе Московского Кремля
Курсовая работа Натальи
Горпиненко «Святая мученица Татиана»
Слайд 8Этапы иконописания
Подготовка основы
Грунтование доски
Золочение
Прорисовка
Нанесение красочного слоя
Олифление
Слайд 9Подготовка основы
Тыльная (обратная) сторона иконы
Слайд 10Подготовка основы
Иконы писали на досках
Доска для иконы готовится из липы,
лиственницы, сосны или ольхи
На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление
Углубленная часть доски называется ковчегом.
Слайд 11Грунтование доски
По лицевой поверхности доски наносится клей
наклеивается паволока (белое льняное
полотно)
из мела или алебастра и рыбьего клея изготавливается грунт (левкас)
и наносится на подготовленную доску.
Слайд 12Прорисовка
Сначала выполнялась первая прорисовка изображений, потом вторая, более подробная
Икона. Святая
Лидия. Прорисовка изображения
Слайд 13Прорисовка
Некоторые иконописцы пользовались «переводами» или «прорисями» с образцов
Икона. Господь Вседержитель.
Перевод рисунка способом « на отлип»
Слайд 14Прориси святых
Святая княгиня
Святая равноапостольная княгиня Ольга
Апостол
Слайд 15Золочение
Некоторые части иконы: фон, нимбы, облачения, поручи и другие
детали – золотили червонным золотом
это необходимо выполнить до нанесения
красочного слоя
вместо золота пользовались также алюминием или фольгой
Копия с иконы А. Рублёва «Богоматерь Владимирская». 21 век
Слайд 16Нанесение красочного слоя
Иконы издревле писались темперой
Темпера – краска, состоящая
из пигмента (цветные глины и минералы), замешанного на желтке или
белке
Начать лучше с доличного письма, то есть с пейзажа, строений, одежд
Затем расписываются лики и открытые части тела изображаемого
Слайд 17Пробелы
После росписи наносятся пробелы - высветления по выпуклым местам
Пробелы на
горках и палатках
Плащ Архангела Гавриила
Слайд 18ОХРЕНИЕ И АССИСТ
Основной цвет телесных частей – санкирь
Высветление санкиря
называется охрением
Ассистом (лепным золотом) украшаются одежды Спасителя и Богородицы, крылья
Ангелов.
Дипломная работа Натальи Горпиненко «Пророк Илия в житии» ( для Троице-Сергиева Варницкого монастыря)
Слайд 19Олифление
Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного
масла - олифой
Копия с иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии
Слайд 20Оклад иконы
Богоматерь Одигитрия. Оклад. Москва. 16 век.
Благовещение Пресвятой Богородицы. 18
век. Благовещенская церковь
Слайд 21Мои выводы
1. Слово «икона в переводе с греческого означает «образ»,
«портрет». Согласно учению Церкви, икона есть зримое выражение Боговоплощения.
2.
Создание иконы - это священнодействие, от иконописца требуется не только владение профессиональным мастерством, но и предельная концентрация всех духовных и нравственных сил.
3.Работа над иконой выполнялась в строго определённой последовательности. Мастер-иконописец создавал не новый образ, а идеально воспроизводил каноничный, что позволяло ему глубоко проникнуть в суть «духовного предмета» и воссоздать его изысканными изобразительными средствами.
4. К иконам стали прикреплять накладные украшения – оклады, чтобы подчеркнуть сияние святых образов.
Слайд 22Планы на будущее
Икона - это неисчерпаемый источник нашей культуры, и
я бы хотела продолжить исследования в области иконописного искусства: познакомиться
с принципами канона изображения, символикой иконы, основными иконографическими типами, больше узнать о жизни и творчестве русских иконописцев.
Слайд 23БИБЛИОГРАФИЯ
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М. Просвещение. 1978.
Монахиня
Иулиания (М.Н. Соколова). Труд иконописца. - Свято-Троицкая Сергеева лавра. 1998.
Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. - М. ИнфоАрт. 1991.
Православие. Полная энциклопедия. – СПб.: ИГ «Весь», 2007. – 448 с.
История искусства для детей. Икона. – М.: Издательский дом «Росмэн», 2002
6. Масленицын С. И. Ярославская иконопись. – М.: «Искусство», 1983