Слайд 1Технология кейсов
Селицкая Виктория Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Гимназии №
196,
методист ГБОУ ДППО ЦПКС «ИМЦ Красногвардейского района»
Слайд 2История
В образовательном процессе кейс-технология используется более 100 лет, но в
современной образовательной практики России продолжает считаться инновационной.
Впервые – в 1908
году в Гарвардской бизнес-школе.
Вначале распространяется в профессиональном образовании, затем –в школьном.
Слайд 3Терминология
Кейс (Т.С.Терновская) – конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или
последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем.
Технология кейсов –
педагогическая технология с использованием практических ситуаций (кейсов). Технология соответствует принципам системно-деятельностного подхода, поэтому востребована в условиях ФГОС ООО.
Кейс-стади – форма урока с использованием кейсов.
Слайд 4Дидактические принципы
Индивидуальный подход (каждый будет использовать собственные возможности, дополняя и
развивая суждение группы);
Вариативность (опора на разнообразный материал и способы его
обработки);
Обеспечение обучающихся широким набором наглядности;
Прагматизм в обучении ( при работе с кейсом восприятие обучающегося направлено прежде всего на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопосы;
Активность обучения
Умение работать с информацией;
Успешность в обучении;
Проблемность, опора на конкретные задачи, возникающие в реальной практике.
Слайд 5Кейс - технология
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный
на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное её предназначение –
развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
Слайд 6
Типология (виды и функции кейсов, примеры)
Тренировочный (тренировка навыкам деятельности в
изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров - РР);
Обучающий(овладение знаниями
относительно динамичных развивающихся объектов - теория литературы);
Аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов);
Исследовательский (получение нового знания относительно развивающихся объектов – исследовательский проект);
Систематизирующий (систематизация ситуационного знания – разнообразные статистические материалы – например, частотности употребления суффиксов имен существительных);
Прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении).
Слайд 7Этапы урока
Подготовительный ( учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную
ситуацию» и сценарий занятия);
Ознакомительный – знакомство, информация (на данном этапе
происходит вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления);
Аналитический – обсуждение, резолюция (анализ ситуации в группе, процесс выработки решения, составляющий сущность метода, он ограничен во времени);
Итоговый – диспут, сопоставление итогов (заключительная презентация результатов аналитической работы разными группами, когда обучающиеся могут сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы).
Слайд 8Приемы и стратегии
Прием «Гипотеза»
Прием «Стена»
Стратегия «IDEAL»
Cтратегия «Мозговая атака»
Прием «Софт-анализ»
Прием «SWOT
– анализ»
Прием «Цветок лотоса»
Слайд 9IDEAL
I – выделите в тексте проблему
D – опишите ее (выявите
суть)
E – определите варианты подходов к решению проблемы
A – действуйте
(решайте)
L – сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы
Слайд 11Прием «Цветок лотоса»
8 способов решения проблемы
Слайд 12Схема создания кейса
Определение раздела учебной программы;
Формулирование образовательных целей и задач,
решаемых в процессе работ над кейсом;
Определение проблемы ситуации (ситуация –
жизненная, учебная или научная) и создание обобщенной модели;
Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке;
Определение источников и методов сбора информации;
Выбор техник работы с данным кейсом;
Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (лист оценки);
Создание заданной модели;
Апробация в процессе обучения.
Слайд 13Виды кейсов
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что
делает его более наглядным.
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее
время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео - кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Слайд 14
Структура
Кейс – это единый информационный комплекс.
Теория - вспомогательная
информация, необходимая для анализа кейса
Практика (примеры) - описание конкретной ситуации
Задания
Рефлексия
Слайд 15Действия учителя в кейс - технологии
создание кейса или использование уже
имеющегося;
распределение обучающихся по малым группам (4-6 человек);
знакомство обучающихся с ситуацией,
системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
организация работы обучающихся в малых группах, определение докладчиков;
работа с кейсом;
организация презентации решений в малых группах;
организация общей дискуссии;
обобщающее выступление, анализ ситуации;
оценивание обучающихся.