Слайд 1Технология
Региональный компонент «Русские умельцы»
Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного искусства.
Тема
«Ткачество»
Презентация выполнила учитель технологии Деренчук Алла Петровна
Прогимназия «Вектор» г.Зеленоградск Калининрадская обл. 2014г.
Слайд 2«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед
ней» -
Писал Александр Сергеевич Пушкин.
Слайд 3Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой
под окно».
Прядение и ткачество были самыми трудоемкими
из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.
Слайд 4Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и
росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной
стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
Слайд 5Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой
территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Слайд 6«Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький,
Не крушись ты, мой
миленький…»
(русская народная песня).
Слайд 7Прялка в сельской хате
Прялка, как и любой предмет сельского обихода,
воспевалась в
частушках, пословицах поговорках. Ей приписывались и оберег,
и народные
сказания, и приметы. Прялка считалась оберегом для девушки
Слайд 8 «Какова пряха, такова на ней и рубаха»
Самопрялка
вертикальная была с колесом. Колесо
символизировало солнце. Это замкнутый круг
без начала и конца. Прядение ниток часто символизировали с зарождение жизни, с продолжительностью жизни. Во время
прядения бабы гадали, нашептывали счастье на будущего пользователя ниток, его
судьбу. Интересно то, что слово сутки тоже появилось от слова
«ткать», то, что «соткано».
Слайд 9«Пойду-ка я отдохну, попряду, повышиваю немного»
Раньше так и считали
начало дня недели: этот
период связан с существом ткущим. Запрещалось прясть
в праздники Рождества, церковные праздники, нельзя прясть в дни солнцеворота, иногда и по пятницам.Старое забытое ремесло, но местами еще встречается.
Слайд 11 «Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на
престол с царём посадили»
Слайд 14Теребление
Это один из самых трудоемких процессов обработки льна. Вытеребить
его надо до праздника Успения, к концу августа. Выходили в
поле рано утром, по росе; женщинам помогали дети.
Рукой захватывали стебельки льна у самой земли, вырывали с корнем, горстями. Сколько же раз надо было поклониться льну-батюшке до самой земли!
Слайд 15Околачивание
Околачивание было любимым занятием молодежи и детей. Они работали с
азартом, соревновались. Выколоченное семя заметали метлой в большую кучу, а
затем провеивали лопатами на ветру.
Слайд 16Расстил
Ночами в августе падает на скошенные луга крупная холодная роса.
От ночной влаги стебель становился хрупким; волокно отделялось от стебля,
приобретало серо-стальной цвет. В старину говорили, что от росы лен «вылёживался».
Женщины развязывали обмолоченные снопы и расстилали лен рядами тонким слоем на земле. Пока лен расстилали на поле, дома из обмолоченных семян били масло.
Слайд 17Битьё масла
Льняное семя сушили, затем толкли в ступе; истолченную
массу в горшке ставили в истопленную печь. Потом её, ещё
горячую, заворачивали в плотную холщевую ткань и клали в колоду под пресс. Под колоду ставили посуду, куда капало густое льняное масло. Хранили его в стеклянной посуде, защищенной от света.
Слайд 18Ступа. Бутыль для хранения льняного масла.
Слайд 19Подъем льна и сушка.
Августовские ночные росы и сентябрьские дожди
мочили лен в течении 3 – 4 недель. Женщины собирали
его, снова связывали в небольшие снопики. Поднятый лен везли сушить
Слайд 20Мятка
Сухие, легко ломающиеся стебли льна (тресты) мяли на специальных приспособлениях
– мялках. Со стебля с треском сыпалась кострика, оставалось серое,
нежное, прочное волокно.
Слайд 21Трепание
Измятый лен необходимо очистить от остатков кострики. Левой рукой
держали повесмо на весу, правой били по нему тонким ребром
деревянного инструмента, который называется трепало. Трепало для женщины то же, что топор для мужчины. Недаром существовала пословица: «смотри молодца из бани, девицу - из трепальни».
Слайд 22Очёсывание
Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать. Очес
проходил в две стадии:
Очес крупной железной щеткой. Получалось волокно
самого низкого сорта (изгреби).
Очес мелкой щеткой, сделанной из щетины. Получалось волокно среднего качества (пачеси).
Оставшееся в повесме волокно – самое лучшее (собственно лен).
Слайд 23Прядение
«В низенькой светелке огонек горит,
Молодая пряха под окном сидит…»
Слайд 24ПОСЛОВИЦЫ, ЗАГАДКИ, ПОГОВОРКИ, ЧАСТУШКИ О ЛЬНЕ
Пословицы
Кто посеет лен –
пожнет золото.
Удастся лен – так шелк, не удастся –
зубами щелк.
Чем ленок дольше, тем доход больше.
За лен держись – обеспечишь жизнь.
Много льна – денег закрома.
Лен ручки любит.
Кто в лен одет – доживет до 100 лет.
Слайд 25Загадки
Мал малышок, в сыру землю зашел, синюю шапку нашел.
Били
меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с
царем посадили.
Слайд 26Поговорки
Лежи, ленок, потом встань да в зеркало поглядись, не улежался
– так ляг и ещё полежи, только удайся белым да
мягоньким.
Сеяли лен у семи Олён.
Льны – Олёне, огурцы – Константину.
Что выпрялось, то и выткалось.
Не напрядешь под дымком, не выткешь под тынком.
Слайд 27Частушки
За куделею сижу
Которую неделю,
Строгу маменьку свою
Ослушаться не смею.
У меня милёнок
есть
По имени Емеля,
Сам беззубый да кривой,
На голове куделя.
Слайд 28Частушки
Милая, приветная,
По косе заметная,
На льняной на полосе,
Лента красная в косе.
Дроля,
пей, вина не лей
На льняну скатерочку,
Больше мне не изменяй,
Жалей меня,
девчоночку.
Слайд 29Частушки
У кого какая дроля,
У меня – фартовая:
Надела красный сарафан,
Льняна рубашка
новая.
До Говенья опряду
Не одну куделю,
Супостаточку свою
Обогнать сумею.
Слайд 30«На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу»
Очёсанный лен расшиньгивали
(взбивали, пушили), раскладывали на столе, спрыскивали водой и скатывали в
куделю. Прясть начинали с раннего детства. Для ребенка – куделя маленькая, для подростка – побольше, для взрослой женщины – большая.
Прялки делали из липы, осины, клена; веретёна – из берёзы. Недаром сложилась такая загадка: «На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу».
Слайд 32Обычаи
Был обычай ходить прясть к соседям, в другой дом, потому
что на людях за пряжей не задремлешь, будешь стремиться сделать
не меньше других. Совместная пряжа называлась супрядки.
Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках разнообразили утомительную, однообразную работу.
Важно было не только заготовить много пряжи, но и обработать её: перемотать, перевязать, вымыть.
Слайд 33Мастерицы ткали на ручном ткацком станке, который называется кросны.
Слайд 34Подвесы для полотенца, бранная техника (слева).
Слайд 36Пояс верный, друг сердечный
Пояс играл большую роль в традиционных
народных обрядах восточных славян. У северно-русских девушек бытовало такое гаданье.
Растянув пояс во всю длину на земле, девушки трижды кланялись ему, приговаривая: "Пояс, ты мой пояс! Покажи ты моего суженного, пояс!" После этого девушка клала пояс под подушку и во сне должна была увидеть своего будущего жениха.
Слайд 37Пояс давался каждому ребенку при крещении, однако одевался по обычаям
одних мест через сорок дней после рождения, по обычаям других
- на годины, Распоясать человека означало обесчестить его.
Слайд 38Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от лихого ока,
от наговора и от чужих жен. Особо украшенные пояса были
обязательны для жениха и невесты. Повязанные через плечо пояса служили отметкой свадебных чинов. Пояс нередко прикреплялся к дуге свадебной повозки
Слайд 39Считалось, что сколько узлов на поясе, столько будет и сыновей
у молодой. Дарение девичьего пояса было связано с представлениями, относившимися
к пожеланию детей. В доме родителей на колени молодой сажали мальчика, она целовала его и дарила "девичь пояс"
Слайд 40Пояс, по традиционным представлениям, увеличивал силу мужчины. Пояс, надетый на
одежду, придает человеку физические силы. Старинное русское присловье "заткнуть за
пояс« означает значительно превзойти кого-либо в чем-либо
Слайд 41В Касимовском уезде Рязанской губернии, связав жениха и невесту кушаком,
стукали их головами, чтобы жили "ладно да гладко"
Слайд 42Технология
региональный компонент «Русские умельцы»
Практическая работа учениц 6 класса:
Плетение пояса
на пальцах ( Агашник)