Слайд 1Автор:
Руководитель:
Учреждение:
Год выполнения:
Мысенко Александр
Милюсин В.С.
ОболенскаяСОШ
Декабрь 2008
Баркентина
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
МОУ
Оболенская средняя школа
Слайд 2Концепт программы.
Выбор и обоснование проекта.
Историческая справка.
Техническая справка.
А) классификация
судов;
Б) корпус парусного корабля
В) Выбор вариантов конструкций парусных
кораблей для изготовления модели.
Г) вариант модели;
Технологическая документация:
А) Разработка чертежей;
Б) Анализ конструкции и описание узлов.
Технологическая карта.
Краткое описание изготовления.
Экономическое обоснование.
Экологическое обоснование
Рекламный проспект изделия.
Содержание проекта.
Слайд 3Я увлекаюсь историей и технологией. Моё хобби – изготовление моделей
военной техники. Мне интересна история развития парусных судов России. Конструированием
изделий я занимаюсь 3 года. Первые мои изделия были очень простые, но с каждым годом я ставил перед собой всё более сложные задачи. Свои модели военной техники я демонстрировал весной 2008 года на районной технической конференции. При изготовке изделий я использовал картон, пенопласт и различные бросовые материалы. В дальнейшем в своих работах я стал использовать знания, умения и навыки, связанные с технологиями обработки конструкционных материалов древесины, металла, пластмассы.
Концепт программы
Слайд 5Выбор и обоснование проекта.
В настоящее время меня заинтересовало судомоделирование.
При
выборе объекта труда я учитывал свою подготовку к выполнению работ,
материально – технические возможности учебной мастерской школы, а так же имеющуюся литературу. Я решил изготовить парусный корабль, разнообразные варианты которых я видел в журналах «Моделист – конструктор». Изучив различные варианты парусных кораблей я решил попробовать изготовить модель парусной баркентины «Вега».
Слайд 6Первые парусные суда появились в Египте приблизительно 3000 лет до
н. э. Об этом свидетельствуют росписи, украшающие, древние египетские вазы.
Развитие плавучих средств шло медленно: от примитивного плота или соединенных вместе связок тростника к лодке, выдолбленной из ствола дерева, и, уже позднее, к судам в несколько метров длиною с единственным парусом.Парус, однако, встречается и на простейших плавучих средствах.
До начала использования ветра плавучие средства либо передвигались на веслах, либо их тянули идущие по берегам рек и каналов люди или животные. Суда позволяли перевозить тяжелые и громоздкие грузы, что было значительно более производительно, чем перевозка упряжками животных на суше. Массовые грузы также транспортировались главным образом по воде.
Египет
Слайд 7
Позднее, в эпоху Древнего и Среднего царства египтяне строили сравнительно
большие деревянные суда также, как плоты и суда из тростника.
Комплект подготовленных деревянных брусьев обтесывали в форме корытообразного корпуса судна. Чтобы брусья не распались, их скрепляли в поперечном направлении канатными стяжками, а в продольном туго соединяли проходящим над палубой толстым канатом, охватывающим нос и корму, что придавало корпусу необходимую жесткость. Судно не имело ни киля, ни шпангоутов. Единственный прямоугольный парус был только вспомогательным средством тяги. Судно обычно тянули люди или животные с берега. Позднее появились суда имеющие заметно больший парус и "фальшивые" форштевень и ахтерштевень.
Слайд 8Парусное судно древних египтян
Слайд 9 Другой выдающейся цивилизацией древнего мира была античная Греция, в истории
которой морской флот также сыграл значительную роль. Греки уже в
IX в. до н. э. научились у финикийцев строить замечательные по тому времени суда и рано начали колонизацию окружающих территорий.
Греция
Слайд 10
Ранний тип греческого торгового судна, немногим отличался от финикийского прототипа.
Весла, которыми обычно пользовались, на рисунке не показаны. В то
время мореплаватели не умели управлять одиночным парусом и лавировать против ветра. Так, путь из Александрии на Сицилию. благодаря преобладанию попутного юго-восточного ветра, продолжался около недели, тогда как обратный путь, на веслах, длился втрое дольше. Судно удерживалось на курсе при помощи рулевого весла, что по сравнению с более поздним рулем имело по крайней мере два преимущества: позволяло поворачивать неподвижное судно и легко производить замену поврежденного или поломанного рулевого весла. Торговые суда были широкими и имели обширное трюмное пространство для размещения грузов.
Слайд 11Корабль греческая боевая галера приблизительно V в. до н. э.,
так называемая бирема. С расположенными по бортам в два яруса
рядами весел, она, естественно, обладала большей скоростью, чем корабль такой же величины с половинным числом весел. В этом же столетии получили распространение и триеры - боевые корабли с тремя "этажами" гребцов. Подобное устройство галер - вклад древнегреческих мастеров в конструирование морских судов. Военные кинкеремы не были "длинными судами", они имели палубу, внутренние помещения для воинов и особенно мощный, окованный медными листами таран, расположенный впереди на уровне воды, которым во время морских сражений проламывались борта вражеских кораблей
Слайд 12
С течением столетий возрастает искусность европейских мастеров, что проявляется также
и в области мореплавания. Постепенно совершенствуются суда, которые сначала использовались
только для прибрежного и речного плавания, совершаются первые дальние походы в ранее не известные районы. Пионерами дальних плаваний в средневековой Европе были северяне.
Парусные суда и мореплавание в средневековой Европе
Слайд 13Историю мореплавания народов, населяющих приморские области Северной и Западной Европы,
открывают норманские мореплаватели – викинги. . Норманские судостроители создали два
основных вида судов - торговое и военное, которые по существу были однотипны: торговое - меньше и проще, военное - более мощно и лучше оснащено. Типичное боевое судно викингов обшивалося по набору, состоявшему из киля и шпангоутов, и его форма была превосходно приспособлена к плаванию в бурных водах Норвежского, Северного и Балтийского морей.
Викинги
Слайд 14Характерны низкие борта (около 2/5 средней ширины судна) и широкая
палуба, переходящая в острые, изящно поднятые над водой носовую и
кормовую оконечности, на которых, особенно у военных судов, были укреплены резные изображения головы дракона или змеи (отсюда происходят названия викингских судов - драккар и снеккар). Викингам нравились цветные паруса, особенно полосато-синие. Корпуса судов изготовлялись из дуба, остальные части, т. е. мачты, весла и прочее оборудование, - преимущественно из сосны. Суда викингов обычно имели длину 20-30 м, ширину 4-6 м и в средней части высоту от киля до планширя до 2,5 м. Их грузоподъемность оценивается в 35 т без веса команды. Эти данные внушают уважение, если учесть, что общий уровень культуры в Скандинавии был в ту пору намного ниже, чем у древних средиземноморских народов.
Слайд 15Славяне еще задолго до образования Киевского государства строили суда и
использовали их для торговли и военных походов и были известны
Риму и Византии как воинственный, храбрый и свободолюбивый великий народ под именем антов (рассеян). Флот восточных славян и флот Киевской Руси, несомненно, использовал, применив к своим условиям, навыки мореходства и кораблестроения античного периода. Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой называли набойнами, суда с обшивкой вгладь - насадами. Лодь несла большой холщевый парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца под навесом
Судостроение в Киевской Руси.
Слайд 16
Киевские князья, по свидетельству византийских летописцев, как и древние славяне,
продолжали строить моноксилы, т. е. суда-однодеревки, представлявшие собой ладьи, выдолбленные
из крупного ствола липы или дуба с прибитыми к нему досками для образования надводного борта Эти ладьи, длиною не превышавшие 20 м, были достаточно широки, высокобортны и могли вмещать до 40 человек. На этих ладьях русские спускались по Днепру до порогов, миновали их волоком, выходили в Черное море и затем под веслами и парусами направлялись к греческим колониям или вдоль черноморского побережья до Византии. Славяне строили и более совершенные суда: наборные ладьи — морские — из досок с поперечными ребрами. Киевские князья и новгородцы имели покрытые ладьи, с палубой для защиты гребцов и воинов от поражения. Эти ладьи были крупными мореходными судами с парусным вооружением, которое широко использовалось русскими в дальних морских походах.
Слайд 17В общих чертах этот период был характерен несколькими тенденциями в
строительстве судов. Вместо одной палубы, обычной для кораблей XV столетия,
появляются несколько палуб, число которых постоянно увеличивается как вниз, так и вверх - в форме различных палубных надстроек. Совершенствуется парусное вооружение и такелаж, конструкторы серьезно занимаются внешними обводами корпуса, стремясь увеличить скорость хода. Улучшается оборудование и убранство кают, появляются искусные украшения на носу и на корме. Одновременно с конструктивными изменениями развивается технология постройки корпуса и оборудования с целью увеличения долговечности судов.
Парусные суда в XVI и XVII веках
Слайд 18боевой корабль XVI в., галион, относится к классу больших морских
кораблей. Незначительно отличаясь размерами от предшествовавшей каравеллы, он имеет, однако,
четыре обычных и одну мощную наклонную мачту. Впечатляюще выглядят паруса и такелаж корабля, имеющего две или три палубы и ряд палубных надстроек. Не менее внушительны также вооружение (сорок палубных пушек) и художественные украшения на носу и корме. Форма корпуса и изгиб киля вместе с усовершенствованными парусами обеспечивали галиону большую скорость и лучшую управляемость по сравнению с кораблями позднего средневековья.
Слайд 19
Техническая справка.
Классификация судов по парусному вооружению.
Kорабль(фрегат) - парусное судно с
полным парусным вооружением, несущее на всех мачтах прямые паруса, а
на бизань мачте дополнительно - косой.
Барк - судно, имеющее три или более мачты, последняя из которых (сухая) вооружена косыми парусами.
Бриг - двухмачтовое с прямыми парусами на обеих мачтах и косым парусом на грот-мачте.
Слайд 20Баркентина - судно, имеющее три или более мачты, первая из
которых имеет прямое вооружение, а остальные - косое
Бригантина - двухмачтовое
судно, на первой мачте несущее прямые паруса, а на задней - косые.
Гафельная шхуна - двух(или более)мачтовое судно с гафельным вооружением.
Марсельная шхуна - судно, имеющее в дополнение к гафельному вооружению прямые паруса (марсели) на передней мачте.
Слайд 21Бермудская шхуна - шхуна, вооруженная косыми (без гафелей) бермудскими парусами.
Стаксельная
шхуна - шхуна, вооруженное вместо триселей стакселями
Стаксельный кеч - двухмачтовое
судно, вооруженное стакселями, задняя мачта установлена впереди головки балера руля
Гафельный кеч - то же, что стаксельный, но вместо стакселей вооружен гафельными парусами (триселями)
Слайд 22
Корпус парусного корабля.
1 - киль 2 - суперкиль 3 -
распорка 4 - бимс 5 - упор 6 - надкиль
7 - вкладка 8 - опорный прилив 9 - настил 10 - стойка 11 - надборт 12 - опорный пояс 13 - бортовая связка 14 - упоры настила 15 - прилив 16 - наружный брус.Парусник сконструирован из каркаса, снастей, руля и другого разного оборудования. Каркас состоит из собственного корпуса и надстроек, главными из которых являются полубак и полуют. В оснастку входят мачты, реи, такелаж и паруса.
Элементы конструкции парусника
В данном разделе это рассматриваться не будет, смотрите разделы рангоут и такелажПередняя часть корпуса (нос корабля) чаще всего заострена, за исключением таких судов, как джонки и баржи, где нос тупой.Задняя часть корпуса корма, если она вертикально срезана, называется зеркалом. Обтекатель может быть плоским, закругленным или килевым, двусторонним
Слайд 23. Килевой обтекатель в известной степени повышает устойчивость судна против
боковой качки. Он имелся на малых судах викингов и арабов.
А у клипперов обтекатель был почти плоский.Каркас судна состоит из парных шпангоутов, одетых наружной и внутренней обшивкой и накрытых палубой. В конструкции каркаса различают продольные и поперечные элементы (рис.1).Наружную обшивку составляют спаренные доски. Они скреплены гвоздями, соединены встык или внакладку, с целью создания гладкой поверхности (рис.2). Наружная обшивка крепится обвязкой как на древнейших кораблях викингов
. Обшивка судна.
a - соединение внахлест 1a - на гвоздях 2a - на обвязке
b - соединение элементов надводного борта 1b - на гвоздях 2b – на обвязке
Слайд 24Выбор вариантов конструкций парусных кораблей для изготовления модели.
“Заря” — это
деревянная трехмачтовая парусно-моторная шхуна, однопалубная, с приподнятыми полубаком и полуютом.
На главной палубе размещены три надстройки, а на полуюте — рулевая рубка, путевой компас и сдвоенный штурвал (второе штурвальное колесо расположено в рубке). Корпус судна разделен пятью водонепроницаемыми переборками. Степсы мачт устроены в специальных башмаках, крепящихся к килю и шпангоутам. В фальшбортах на главной палубе имеются шпигаты для слива попадающей на палубу воды. Для освещения внутренних помещений предусмотрены палубные иллюминаторы.
Главные размерения шхуны “ЗАРЯ”, м:
Длина наибольшая без бушприта ..... 44,35
Длина по палубе .... 43,50
Длина между перпендикулярами .... 37,50
Ширина наибольшая . . . 8,75
Высота борта ...... 3,90
Осадка ........ 3,30
Слайд 25«Надежда» — парусное учебное судно Морского государственного университета имени адмирала
Г.И. Невельского. В настоящее время фрегат продолжает славные традиции своих
предшественников и используется как парусное учебное судно и научно-исследовательское судно.В течении семи лет на паруснике «Надежда» проводится просветительская и исследовательская работа в виде ежегодных экспедиций «Дальневосточного плавучего университета». В работе плавучего университета принимают участие ведущие учёные, преподаватели, молодые исследователи, аспиранты и студенты Академии наук и вузов России. Экспедиции охватывают Дальневосточные моря и их шельфовые зоны. Парусник оснащается современным оборудованием дистанционного зондирования океана и современной вычислительной техникой.
Слайд 26Вторая мировая вейка резко сузила спектр международных торговых операций, сведя
их к сугубо военным поставкам. Для "мореходок" в первую очередь
требовались парусники. Однако до войны в составе советского учебного парусного флота таких парусников было совсем немного — лишь несколько шхун да баркентина "Вега". Кстати, баркентина эта, построенная еще в 1902 году . поначалу называвшаяся "Таара", успела поплавать и в качестве транспорта, и как учебно-производственное судно, дав путевку в жизнь более чем двум тысячам будущих морских специалистов. Однако в 1941 году это судно погибло. После войны было решено заказать целую флотилию баркентин и шхун судостроительным верфям города Турку, в Финляндии. И к 1951 году учебный флот нашей страны пополнился 12 деревянными баркентинами и 72 шхунами. Баркентина, переданная Таллинскому мореходному училищу, в память погибшего учебного парусника была названа "Вегой". Это судно и стало впоследствии прототипом всех строящихся ныне баркентин.
Вот лишь несколько основных характеристик таких парусников: водоизмещение 595 т, максимальная длина — 53 м, ширима — 8,9 м, осадка — до 3,5 м. Баркентины, подобные "Веге", несли 14 парусов общей площадью 822 м2. Вспомогательный двигатель в 300 л. с. давал возможность развивать скорость до 7,5 узла.
Слайд 27Баркентина «Вега»
Пронализировав различные варианты парусных кораблей, я решил изготовить модель
парусной баркентины «Вега».
Модели судов бывают сборными, стендовыми, свободного плавания и
радиоуправляемыми. Наиболее эффектными, красивыми и детализированными, на мой взгляд, являются парусные модели средневековых галеонов и радиоуправляемые модели кораблей, а самой лучшей та, которая сделана своими руками. Иногда возникает вопрос, что подарить на день рождения,23 февраля или юбилей? Ведь всегда хочется преподнести нечто оригинальное, совершенно незабываемое. Превосходный подарок человеку, интересующемуся судомоделизмом – сборная модель корабля, радиоуправляемая модель яхты или радиоуправляемая подводная лодка или просто красивый парусник. Оригинальность подарка понравится ему и заставить изрядно потрудиться, чтобы подарить вам нечто столь же оригинальное и необычное! В теплое время года можно побаловать себя изящными и детализированными моделями-копиями судов. Выезжая на отдых к водоему, прихватив их с собой- не пожалеете. Посмотреть, как модель лодки, яхты или большого корабля плывет, качаясь, по волнам водоема – отличное зрелище и развлечение, которое расслабляет и умиротворяет.
Выбор окончательного варианта
Слайд 28Технологическая документация
Разработка чертежей и описание узлов
Слайд 33Технологическая карта
«Изготовление модели баркентины»
Слайд 35Экономическое обоснование проекта
Себестоимость изделия- 2041 руб 03 коп. При стоимости
аналогичной модели парусника в магазине порядка 15000 рублей.
Слайд 36При производстве модели баркентины «Вега» я использовал материалы, не выделяющие
вредных веществ: Древесину сосны, клей «Столяр- момент» на основе ПВА,
лак ПФ, акриловую краску, ткань нитки, жесть, медная проволока. При пайке использовал олово, канифоль, применял вытяжку для вентиляции. Во время работы над изделием я регулярно проводил влажную уборку рабочего места, а при покрытии лаком также применял вентиляцию
Экологическое обоснование
Рекламный проспект изделия
Модель парусного корабля напомнит вам прекрасные воспоминания об отдыхе на море.
Творческая мастерская Александра Мысенко подарит вам радость на долгие годы.
Слайд 37При изготовлении модели парусника я использовал следующие материалы, инструменты и
оборудование: Древесину сосны для изготовления корпуса, мачт, фоков, и рулевого
весла. Проволоку- для ограждения рында, лебедки и штурвала. Стальной штырь для вала двигателя. Жесть для лопастей. Сетки для вантов, ткань для парусов и нитки для тросов. Для работы также я использовал столярный клей, акриловую краску, лак ПФ, шпаклевку, паяльник, припой, канифоль. В своей работе я использовал станочное оборудование мастерских школы, столярный и слесарный инструмент, шлифовальную шкурку, кисть.
Краткое описание изготовления
Слайд 381. Что у меня получилось из намеченного? Я ознакомился с
историей развития парусного флота от древних времен до наших дней.
Особенно увлекла меня история русского кораблестроения.
2. Работая над технологической документацией и оформлением проекта я лучше освоил работу на компьютере.
3. Проделанной работой я удовлетворен, она меня очень увлекла. Мне захотелось попробовать изготовить другие, более сложные судомодели. Моя работа понравилась родителям, одноклассникам и учителям.
Выводы по итогам работы. Оценка изделия.
Используемая литература:
Журналы «Моделист-конструктор»,
«Яхты и парусники», «Техника молодежи», «Сделай сам»
2. http://www.shipmodels.ru
3. Книга «Для тех, кто любит мастерить» А.В.Кузнецов. Изд. «Москва» 1982 г.
Слайд 39Творческий процесс по изготовлению модели парусника