Слайд 1“БУРЯ И НАТИСК”
Ведущие
и типичные живописцы русского романтизма первой половины
XIX века
Слайд 2“Игры просвещенного разума”
↑ Джованни Батиста Тьеполо (1696-1770) ↑
Сцены колдовства;
серия “Scherzi di Fantasia”, 1743-57
Франсиско Гойя (1746-1828)
↑ Человек блуждает среди
призраков. 1815-23 Nada (ничто). 1812-20 ↑
“Расцвет модного оккультизма
и мистические культы масонства
в последние десятилетия XVIII столетия имели большой эффект на развитие дискурса, посвященного взаимосвязям художества и магии. По всей Европе … значительная часть сообщества живописцев , скульпторов и архитекторов оказалась втянута в спекулятивные масонские культы
и разные магические кружки”
Matthew Craske “Art in Europe, 1700-1830”
(1997)
↑ Масонский ковер
Россия, нач. XIX века
Слайд 3Кризис Просвещения и мистицизм
Уильям Блейк (1757-1827)
Красный дракон
и Жена, облаченная в Солнце
(иллюстрация к Апокалипсису)
1805
Франсиско Гойя (1746-1828)
Сон разума
рождает чудовищ
(“Капричос”, лист 43). 1799
Титульный лист книги
Г. Эккартсгаузена “Ключ к таинствам натуры” (С.-Петербург, 1821)
Гравюра Д.В. Ухтомского (1719-1784)
“… Мир разверзся пред ним — пали обломки сокрушенных гор, развалины пылящихся утесов
— и облака, и месяц растаяли в низвержении, как падающий град…, солнцы с крутящимися
вокруг планетами поникли пред ним в медленном, тяжелом падении …
И тогда красными тенями пробежало по мрачному своду отражение падающего горящего мира,
и вечный бурный порыв огласил падающие стенания”
“Уничтожение (видение)”; перевод из Жан-Поля [Рихтера]// “Московский телеграф”, 1829
Слайд 4Россия и Наполеон: “суд Божий на ледяных полях”
И.Ф. Тупылев
(1758-1821)
Патриотические листовки, представляющие Наполеона
в виде Антихриста. 1813
↑ “Московский пожар
1812 года”
Лубок начала XIX века
“… Оставление Москвы, полный разгром «двунадесяти языков», торжество русского народа, слава Александра
как освободителя Европы, — все это внушило мысль
о провиденциальной и всемирно-исторической роли России,
о торжестве какой-то высшей силы над замыслами
дерзких «сынов персти»”
А.И. Яцимирский «Мистическая литература»/
/“История русской литературы XIX века” (1911)
И.В. Лучанинов (1781-1924) Благословение русского ополченца. 1812 ↑
Слайд 5Война 1812 года и русское искусство
Франсиско Гойя (1746-1828)
Расстрел 3 мая
1808 года
1814
↑ М.Т. Тихонов
(Тиханов? 1789-1862)
Расстрел французами
русских патриотов
в Москве
в 1812 году
1813
Неизвестный автор ↗
“Дух неустрашимости русских”
Патриотический лубок, 1813-14
Слайд 6Пожар Москвы как пример “возвышенного зрелища”
↑ Неизвестный художник
Пожар
Москвы в 1812 году. Нач. 1810-х гг.
Луи-Жан
Деспре →
(1743-1804)
Извержение
Везувия
1790-е
гг.
← Уильям
Марлоу
(1740-1815)
Ночное
извержение
Везувия
1768
“… Лицом к лицу да явится нам враждебный рок!
…К сему знакомству ведет нас грозновеличественное зрелище превратности, которая все рушит, и зиждет, и рушит паки: гибели, которая иногда крадется медлительным подкопом, иногда скоропостижно нападает; — трогательные картины борющегося с судьбою человечества…”
[И.Х.Ф. Шиллер] Шиллерово рассуждение о высоком;
пер. с нем. А. Востоков, “СПб Вестник”, 1812
Слайд 7Романтический портрет: “взгляд в душу”
О.А. Кипренский (1782-1836)
Автопортрет
1820
Теодор Жерико (1791-1824)
Портрет Эжена
Делакруа
Около 1818
Александр-Дени Абель
де Пуйоль (1787-1861)
Автопортрет
1806
“… Толпа жадно читает
исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется
унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении.
Он мал, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе.”
А.С. Пушкин (1799-1837), из письма к П.А. Вяземскому (ноябрь 1825 года)
Слайд 8Военный герой наполеоновской эпохи
О.А. Кипренский (1782-1836)
Портрет гусарского офицера
Е.В. Давыдова
1809
Теодор Жерико
(1791-1824)
Офицер егерей гвардии,
идущий в атаку
1813
Антуан-Жан Гро
(1771-1835)
Портрет генерала графа
Франсуа Фурнье-Сарловеза
1812
Слайд 9Воин — “герой с человеческой судьбой”
О.А. Кипренский (1782-1836)
Портрет
П.А. Оленина Портрет А.П. Ланского
1813 1813
Теодор
Жерико (1791-1824)
Портрет кирасира
1814-15
Слайд 10О.А. Кипренский: ранние успехи в Италии
О.А. Кипренский (1782-1836)
Молодой садовник
Неаполитанские
мальчики-рыбаки
1817 1829
Слайд 11Таинственный мир детской психики
О.А. Кипренский (1782-1836)
Девочка в маковом венке (Мариучча)
1819
Филипп
Отто Рунге (1777-1810)
Портрет Луизы Пертес
1805
Слайд 12Портрет просвещенного вельможи
О.А. Кипренский (1782-1836)
Портрет графа С.С. Уварова
1815
Йозеф Карл Штилер
(1781-1858)
Портрет Александра фон Гумбольдта
1843
Слайд 13Образ романтического гения
О.А. Кипренский (1782-1836)
Портрет А.С. Пушкина
1827
Анн-Луи Жироде (1767-1824)
Портрет Ф.-Р.
де Шатобриана
1809
Томас Филиппс
(1770-1845)
Портрет лорда Дж.-Г. Байрона. 1824
“Гений – это талант
(природное дарование), который даёт искусству правило.
Поскольку талант как прирождённая продуктивная способность художника
сам принадлежит к природе, то можно было бы сказать и так: гений –
это прирождённые задатки души, через которые природа даёт искусству правило“
Иммануил Кант (1724-1804) “Критика способности суждения” (1790)
Слайд 14Портрет дамы: между “ампиром” и романтизмом
О.А. Кипренский (1782-1836)
Портрет Е.С. Авдулиной
1822
Йозеф
Карл Штилер (1781-1858)
Портрет Корнелии Феттерлейн
1828
Жан-Огюст-Доменик Энгр (1780-1867)
Портрет мадам Дювосей
1808
Слайд 15Портрет дамы в “романтическом стиле”
О.А. Кипренский (1782-1836)
Портрет дамы в
неаполитанском костюме (А.О. Смирновой-Россет?)
Конец 1820-нач. 1830-х гг.
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
(1794-1872)
Портрет
Клары Бианки фон Квандт
1820
Слайд 16Мотив “вопрошания Судьбы”
О.А. Кипренский (1782-1836)
Тибуртинская сивилла
1830
В.К. Шебуев (1777-1855)
Автопортрет
с гадалкой
1805
Ян Коссьерс (1600-1671)
Молодой человек с гадалкой. 1640-е
Микеланджело Караваджо (1573-1610)
Гадание.
1594
Слайд 17Самоанализ “молодых гениев”
К.П. Брюллов (1799-1852)
Автопортрет (в овале)
1830-33
Сэмюэл Палмер (1805-1881)
Автопортрет
1824-25
Филипп Отто Рунге (1777-1810)
Автопортрет
1802-03
Слайд 18Аллегория искусства
— и мотив “Vanitas”
К.П. Брюллов (1799-1852)
Гений искусств
1817-20
Питер Клаэс
(1597/98-1660)
Натюрморт Vanitas с античной скульптурой Spinario
1640-е гг.
Слайд 19“Романтически-смятенная душа”
К.П. Брюллов (1799-1852)
Портрет А.П. Брюллова (брата)
1822-23
Жан-Огюст-Доменик Энгр (1780-1867)
Портрет
скульптора Поля Лемуэна
1819
Слайд 20Италия — земля “dolce far niente” (I)
К.П. Брюллов
(1799-1852)
Итальянский полдень
1827
Карл-Густав Плагман (1805-1868)
Итальянская девушка, продающая виноград. 1831-33
Слайд 21Мотив “экзотической обнаженной фигуры”
К.П. Брюллов (1799-1852)
Вирсавия
1828
Жан-Огюст-Доменик Энгр (1780-1867)
Интерьер гарема
(малая купальщица)
1828
Слайд 22Романтизм в конном портрете
К.П. Брюллов (1799-1852)
Всадница (Джованнина
Паччини и
ее сестра Амацилия)
1832
Тетхарт Филипп Кристиан Хааг
(1737-1812)
Портрет Вильгельмины Прусской
1789
Слайд 23Портретная сцена в ‘стиле ампир’
К.П. Брюллов (1799-1852)
Портрет графини Ю.П. Самойловой
1832-34
Франсуа-Паскаль-Симон
Жерер (1770-1837)
Мадам Ж. Клари с детьми
1808-9
Слайд 24“Пейзаж со световыми эффектами” + Божья кара
К.П. Брюллов (1799-1852)
↑ Последний
день Помпеи 1830-33
Джон Мартин ↗
(1789-1853)
Седьмая казнь египетская
1823
Томас Коул (1801-1848)
Судьба
империи: разрушение →
1836
Слайд 25“Художник спускается в Ад”
↑ К.П. Брюллов (1799-1852)
Автопортрет в картине
“Последний день Помпеи”
1830-33
↑ Джон Мартин
(1789-1855)
Падшие ангелы
вступают в Пандемониум
1841
“... В
истинно «Божественной комедии» Данта ... представляется полный и цельный отпечаток всего романтического мира. Это единственное в своем роде творение есть как бы великолепное зеркало, в котором отразился
дух романтический во всей своей целости”
Н.И. Надеждин (1804-1856) “Лекции” (1832-35)
↑ Виктор-Эжен Делакруа (1798-1863)
Данте и Вергилий в аду
(Ладья Данте). 1822
Слайд 26От Помпеи до Содома
↑ Джон Мартин (1789-1854)
Разрушение Помпей и
Геркуланума. 1822
Джон Мартин (1789-1854)
Гибель Содома
и Гоморры. 1833 ↓
← “Разрушение
града нечестивого”
Масонская аллегория
Россия, конец XVIII-
начало XIX вв.
“…Огненные источники низвергались с черных утесов и катили в пропасть с ужасным треском каленые каменья. Миллионы искр сыпались в смоляном чаде
и представляли изображение ада. Бури ревели, волны воздымались и извергались с шумом в пенящееся огненное озеро. Стужа и жар, суша и влага, огонь
и вода были здесь в споре и борьбе ужасной. Огнедышащие горы извергали превеликие каменья в воздух, и громовые стрелы падали с ними вместе
из раскаленных облаков”
К. Эккартсгаузен (1753-1803) “Путешествие младого Костиса от Востока к Полудню” (рус. перевод 1803)
Слайд 27“Масонский след” в картине К.П. Брюллова
↑Масонское кольцо ложи “Соединенных
друзей” (Les Amis Réunis) ↑
на пальце брюлловской героини
Слайд 28К.П. Брюллов и “стиль трубадур”
К.П. Брюллов (1799-1852)
Смерть Инессы де Кастро
1834
Поль
Деларош (1797-1859)
Казнь леди Джейн Грей
Картина 1834 г. ↗
и репродукция
в
русской
“Художественной Газете”
№ 12, 1838 →
Слайд 29К.П. Брюллов
Голова убийцы (фрагмент)
К.П. Брюллов
Голова убийцы (фрагмент)
“Свирепство” гравюра из пособия
“Способ самому собою научиться
рисовать”, Москва, 1774
“Ужас” гравюра из пособия
“Способ
самому собою научиться
рисовать”, Москва, 1774
Шарль Лебрен (1619-1690)
“Гнев” гравюра из “Пособия по изображению страстей” изд. 1727
Шарль Лебрен (1619-1690)
“Ужас” гравюра из “Пособия по изображению страстей” изд. 1693
Брюллов и “способ изображения страстей”
Слайд 30Поэт — “любимый герой” романтической живописи
О.А. Кипренский (1782-1836)
Портрет В.А. Жуковского
1816
Луи
Буланже (1806-1861)
Портрет Виктора Гюго
Около 1830-33
К.П. Брюллов (1799-1852)
Портрет Н.В. Кукольника
1836
Слайд 31Распятие как романтический мотив
↑ К.П. Брюллов (1799-1852)
Распятие
1836-38
←
Пьер-Поль Прудон (1758-1823)
Распятие
1822
Каспар Давид
Фридрих (1774-1840)
Распятие в горах
↓
1808
“ … Только над расселиной, близ царства земных мертвецов, стояло на огромной льдине существо, покрытое непроницаемым покровом, — и когда белый призрак пронесся мимо него, покров спал сам собою — и предстал им умерший Спаситель, без воскресения, в ранах, принятых им на кресте,
из которых точилась кровь…”
Жан-Поль (Иоганн-Пауль Рихтер; 1763-1825)
“Уничтожение (видение)”; рус. перевод: “Московский Телеграф”, 1829
Слайд 32Романтическая “феерия света”
К.П. Брюллов (1799-1852)
Воскресение. 1840-е гг.
(эскиз
образа для храма Христа Спасителя)
Дж.М.У. Тернер (1775-1851)
Ангел, стоящий на солнце
(Апокалипсис).
1846
Слайд 33Попытка К.П. Брюллова “превзойти свою Помпею”
К.П. Брюллов (1799-1852)
Осада Пскова
войсками Батория
(неоконченная картина)
1839-1843
Виктор-Эжен Делакруа (1798-1863)
Вступление крестоносцев в Константинополь 12 апреля
1204 года
1840
Слайд 34Автопортреты “разочарованных гениев”
К.П. Брюллов (1799-1852)
Автопортрет
1848
Виктор-Эжен Делакруа (1798-1863)
Автопортрет
Около 1837
Слайд 35“Стиль трубадур” в России
↑ В.Г. Шварц (1838-1869)
Иван
Грозный у тела убитого
им сына. 1864
П.П. Чистяков (1832-1919) →
Великая
княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия II Темного… 1861
К.Ф. Гун (1831-1877) ↑
Канун Варфоломеевской ночи. 1864
Дуэлянт. 1869 ↗
Слайд 36Портрет как “ролевая игра”
Ф.И. Яненко (1762-1809)
Автопортрет в шлеме и
латах
1792
Томас Филлипс (1770-1845)
Портрет лорда Байрона
в восточном костюме
1813; повторение 1835
Иоганн
Фридрих Овербек
(1789-1869)
Художник Франц Пфорр
1810
Слайд 37Экзотический “человек Востока”
Г.Г. Гагарин (1810-1893)
Портрет юноши-турка
1830-е гг.
Анн-Луи Жироде
(1767-1824)
Портрет молодого бедуина
1810-е гг.
Слайд 38Романтические итальянские “banditti”
А.О. Орловский
(1793-1877)
Бандиты
у костра
1810
М.И. Скотти (1780-1861) ↗
Три
неаполитанца. 1838-44
Орас Верне (1789-1863) →
Нападение бандитов
на австрийский отряд. 1831
Слайд 39“Примитивы” и чистота религиозного чувства
А.Е. Егоров (1776-1851)
Отдых на пути
в Египет
1830-е гг.
Иоганн Фридрих Овербек
(1789-1869)
Мадонна с младенцем, св. Анной
и св. Иоанном Крестителем
1818-20-е гг.
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1794-1872)
Семья Иоанна Крестителя посещает св. Семейство
1817
Слайд 40Италия — земля “dolce far niente” (II)
Ф.А. Моллер (1812-1874)
Поцелуй
1840
П.Н.
Орлов
(1812-1863)
↖ Итальянская
девушка с охапкой
цветов. 1850-е годы
← Октябрьский праздник
в Риме
1851
Слайд 41Библейская сцена
“в академическом вкусе”
↑ Ф.А. Моллер (1812-1874)
Иоанн Богослов, проповедующий
во время вакханалии на о. Патмос
1856
Петер Корнелиус
(1783-1867)
Брак в Кане Галилейской
1815-22
↓
Слайд 42Обнаженная фигура: классика и современность (I)
Г.И. Лапченко (1801-1876)
Сусанна и старцы
1831
Пьер
ван Ханселар (1786-1862)
Сусанна и старцы
1820
Слайд 43Автопортреты молодых художников
Ф.А. Бруни (1801-1875)
Автопортрет
1810-е гг
Йозеф Карл Штилер
(1781-1858)
Автопортрет
1806
Слайд 44Обнаженная фигура: классика и современность (II)
Ф.А. Бруни (1801-1875)
Вакханка, поящая амура
1828
Виктор-Эжен
Делакруа (1798-1863)
Аспазия
1824
Слайд 45Римская добродетель
в европейском
романтизме
← Ф.А. Бруни (1801-1875)
Смерть Камиллы, сестры Горация
1824
Жак-Луи Давид
(1748-1825)
Клятва Горациев. 1784
Анн-Луи Жироде (1767-1824)
Смерть Камиллы, сестры Горация. 1785
Слайд 46“Патетический пафос” романтизма
Ф.А. Бруни (1801-1875)
Медный змий. 1836-41
Вильгельм фон Каульбах
(1804-1874)
Разрушение Иерусалима
1846
Абель
де Пуйоль
(1787-1861)
← Иксион
1824
“Среди многих
сюжетов, мной избранных, — дождь змей, наказание, которое спустилось по Высшей воле на иудейский народ … Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она [картина] внушала патетический пафос этой ужасной сцены и
чтобы на ней была печать Божьего наказания”
Ф.А. Бруни — о замысле своей картины (1836)
Слайд 47“Академически-
романтическая”
трактовка
Страстей Христовых
↑ Ф.А. Бруни (1801-1875)
Моление о чаше
Конец 1830-х
гг.
↑ Ари Шеффер
(1795-1858)
Моление о чаше
1839
Ф. А. Моллер
(1812-1874)
Несение креста
↓
1869
Слайд 48Работы Ф.А. Бруни в Исаакиевском соборе
Ф.А. Бруни (1801-1875)
↑ Видение пророка
Второе пришествие ↗
Иезекииля
Иисуса Христа
1847-54
Ф.А. Бруни (1801-1875) →
Всемирный потоп
1847
Слайд 49Иллюстрации Ф.А. Бруни
к “Истории государства
Российского” Н.М. Карамзина
“Гибель
русского флота под Царьградом”
“Смерть Игоря
(убиение Игоря древлянами)”
Все — офорты, 1828-39
“Олег
прибивает щит к вратам Царьграда”
Слайд 50Академическая программа А.А. Иванова
А.А. Иванов (1806-1858)
Приам испрашивает у Ахиллеса
тело Гектора
1824
Гэвин Гамильтон (1723-1798)
Приам испрашивает у Ахиллеса
тело Гектора
1775
Слайд 51Дипломная работа А.А. Иванова
А.А. Иванов (1806-1858)
Беллерофонт, отправляющийся
на бой
против Химеры
1829
Антон Рафаэль Менгс (1728-1779)
Персей и Андромеда
1777
Слайд 52Разработка “главной темы” А.А. Ивановым
Первоначальный эскиз. 1834
Венецианский эскиз. 1839
“Строгановский
рисунок” . 1830-е гг.
“Эскиз Солдатенкова” . 1840-е гг.
Слайд 53Главное произведение
А.А. Иванова
(завершенное)
↑ А.А. Иванов (1806-1858)
Явление Мессии (окончательный вариант)
1837-57
Иоганн
Фридрих Овербек (1789-1869)
↓ Въезд Христа в Иерусалим. 1824
“Г-н Иванов изобразил
… самую торжественную минуту
в истории человечества, — вступление на поприще деятельности Искупителя мира … Одним именем Спасителя обозначается земной образ Его, и в то же мгновение душа, неосязаемо для чувства, неуловимо для исследований ума, соединяет с Ним понятие о
Сыне Божием, об Искупителе рода человеческого…”
Ф.В. Чижов (1811-1877) “О работах русских художников в Риме”// Московский литературный … сборник , 1846
Слайд 54Новаторские этюды А.А. Иванова
А.А. Иванов
(1806-1858)
↕ Этюды обнаженных мальчиков. 1840-50-е гг.
А.А. Иванов (1806-1858)
Этюды головы путника, Христа и раба. 1840-50-е гг. ↕
Слайд 55“Триумф религии в искусстве”
Иоганн Фридрих Овербек (1789-1869)
Триумф религии в искусстве
1831-1840
А.А.
Иванов (1806-1858)
Воскресение Христово
Эскиз образа для храма Христа Спасителя
1845
Слайд 56“Библейские эскизы”: сюжетные параллели
А.А. Иванов (1806-1858)
Хождение по водам
(из “Библейских эскизов”)
1850-е
гг .
Филипп Отто Рунге (1777-1810)
Хождение по водам
1806-7
Слайд 57“Библейские эскизы”: интерпретации сюжетов
А.А. Иванов (1806-1858)
Христос в Гефсиманском
саду
(явление укрепляющего ангела)
Конец 1840-1850-е гг.
Франсиско Гойя (1746-1828)
Христос в Гефсиманском саду
1819
Слайд 58“Библейские эскизы”: экзотика и конгениальность (I)
А.А. Иванов (1806-1858)
Ангел поражает Захарию
немотой
(из “Библейских эскизов”)
1840-е гг.
Уильям Блейк (1757-1827)
Господь судит Адама
1795
Ассирийский рельеф из
дворца царя Ашшурнасирпала II в Нимроде
881-859 до н.э.
Слайд 59“Библейские эскизы”: конгениальность исполнения (II)
А.А. Иванов (1806-1858)
Иосиф Аримафейский и Никодим
переносят
тело Христа
(из “Библейских эскизов”)
Конец 1840-1850-е гг.
Уильям Блейк (1757-1827)
Ангелы над телом
Христовым
Ок. 1805
Слайд 60Романтическая трактовка традиционного сюжета
Е.С. Сорокин (1821-1892)
Ян Усмарь останавливает быка
1849
Жан-Виктор
Шнец (1787-1870)
Каин после убийства Авеля
1817
Слайд 61“Апокалипсис за окном”
П.Ф. Плешанов (1829-1882)
Царь Иоанн IV и иерей
Сильвестр во время московского пожара 24 июня 1547 года
1856
Джон Мартин
(1789-1854)
Гибель Содома и Гоморры
1852
Слайд 62“Романтические ужасы”
↑ К.Д. Флавицкий
(1830-1866)
Христианские
мученики
в Колизее
1862
Эжен Ромэйн Тирион ↗
(1839-1910)
Триумф веры: христианские мученики времен Нерона
1866
Ф.А. Бронников (1827-1902) →
Проклятое
поле. 1878
Слайд 63Романтик в повседневной жизни
П.С. Косолап (1834-1910)
Сумасшествие (безумный скрипач
у тела
умершей матери). 1863
Карл Шпицвег (1808-1885)
Нищий поэт. 1839
Е.Б. Китц
(1815-1892)
Вагнер сочиняет
Карикатура,
1840