Слайд 1© учитель Лебедева Евгения Игоревна,
МКОУ Новлянская основная общеобразовательная школа
Семьи
Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов.
Слайд 2«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать
добро людям»
(Л.Н. Толстой)
выделите ключевые слова в цитате Л.Н.Толстого,
сформулируйте тему урока,
- с укладом каких семей мы познакомились при чтении романа «Война мир»?
Слайд 3Определите лексическое значение слова «семья»
по «Словарю русского языка» С.И.Ожегова
Какое
определение слову «СЕМЬЯ» дали бы вы?
С.И.Ожегов
Слайд 4«Семья - группа живущих вместе родственников; единство, объединение людей, сплоченных
общими интересами»
(по словарю С.И.Ожегова)
Какое определение слову «СЕМЬЯ» дали бы вы?
Слайд 5Критерии оценки устного ответа:
1. Правильность ответа по содержанию.
2. Полнота и
глубина ответа.
3. Сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала).
4. Логика изложения
материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией).
8. Рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость устного ответа по времени).
Слайд 6Семья Ростовых
Л.Н. Толстой с несомненной симпатией рисует патриархальную семью Ростовых,
где царят заинтересованность в судьбе друг друга, уважение, почтение к
старшим, доверчивость, откровенность и доброта. Атмосфера счастья, всеобщей любви наполняет московский дом Ростовых.
Слайд 7Семья Ростовых
Рисуя усадебную жизнь Ростовых, Толстой любуется тем, как в
Отрадном хранят верность старым русским обычаям. Сцена охоты, сцена с
ряжеными, описание святочного катания молодёжи, лунной ночи, завораживающей юную Наташу, передают поэзию этой жизни.
Слайд 8- Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого?
- К
какому типу семьи примыкают Ростовы?
- Что значит для них родительский
дом?
- Каковы взаимоотношения родителей и детей?
- Что будет значить семья в жизни Наташи – матери?
Семья Ростовых
Слайд 9Семья Болконских
Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие
представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа,
друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России.
Слайд 10Семья Болконских
Княжна Марья – любимая героиня Толстого, идеал женщины, хранительницы
очага. С первых страниц романа мы чувствуем, как богат духовный
мир Марьи, его автор передаёт через лучезарность, сияние, блеск глаз. Глаза Марьи лучатся, прекрасным становится лицо: « как будто лучи тёплого света выходили из глаз», «глаза эти делались привлекательнее красоты». Она, как и брат, с которым у нее полное взаимопонимание, искренняя дружба, основанная на единстве взглядов, мыслей, - воплощение высокой честности и чувства собственного достоинства.
Слайд 11Семья Болконских
- Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских? Составляют ли
они «породу», как Ростовы? Что общего у них у всех?
-
Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?
- Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских.
- Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?
Слайд 12любовь, нежность, ответственность, понимание, ласка, доверие, уважение, послушание, почтительность, откровенность,
наказание, поощрение, баловство, строгость, справедливость, настойчивость, порывистость, внимательность, снисходительность, взаимопомощь.
Задание:
выберите из ряда слов, характеризующих взаимоотношения родителей и детей, те, которые больше соответствуют семье Ростовых и семье Болконских:
Слайд 13Наум Я́ковлевич Берко́вский — советский литературовед, литературный и театральный критик; доктор филологических наук, профессор
«От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это,
так сказать, открытая семья, с отворенной дверью – она готова распространиться, путь в семью – это путь к людям».
Согласны ли вы с высказыванием литературоведа Я.Н.Берковского:
Слайд 144. О Берковском Я.Н. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BC_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Используемые источники:
1. Ю.В.Лебедев. Литература.10 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений.
2. Ю.В.Лебедев, А.Н.Романова. Литература. 10 класс. Поурочные
разработки. Книга для учителя.
3.И.С.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина ΧІΧ века.
5. Сайт: урок в формате А4: http://www.a4format.ru/index.php