Слайд 3Тело фараона должно было быть нетленным. Но обряд мумификации еще
не совершенен, поэтому в гробницу помещают статую двойника - Ка.
В случае разрушения мумии душа могла переселиться в статую.
Ка изображали в виде человека,
на голове которого -поднятые руки.
Статуя Ка
фараона Хора
Слайд 4Ка — подобие человека, его жизненная сила, Двойник. Человек и
его Ка похожи, «как две руки».
«Ка» пишется иероглифом, изображающим
поднятые руки.
Боги имели по нескольку Ка.
Его имели и неодушевленные предметы.
Слайд 5Глаза – ворота для души.
Их инкрустировали: в орбиту из серебра вставляли белки из алебастра, роговицу – из хрусталя
Слайд 8ФАРАОН ХЕФРЕН. Диоритовая статуя
Слайд 12Изображался человек, освобожденный от времени, идущий в вечность.
Скульптура делалась по
канонам.
Главное – передать индивидуальность.
Убрать физические недостатки, возрастные изменения.
Передать состояние абсолютного
покоя.
Слайд 13
Храм Микерина в Гизе -
Каирский музей
ТРИАДА МИКЕРИНА.
Каир.
Слайд 15Фараон в сопровождении богинь -скульптурная группа из заупокойного храма Микерина
в Гизе.
Тема единения богоравного фараона с богинями – покровительницами.
Поза
движения в вечность.
В триадах изображение правителя замещало бога Гора.
Слайд 16Статуя вельможи из гробницы в
Саккара
Слайд 18Известняк
Каирский музей.
СТАТУИ
ЦАРЕВИЧА РАХОТЕП И ЦАРЕВНЫ НОФРЕТ.
28 век до
н.э.
Слайд 20Торжественность.
По канону
мужская фигура окрашена в кирпичный цвет, женская —
в светлый.
Слайд 22
Декоративность.
Волосы черные, одежды белые.
Слайд 23Известняк,
инкрустация глаз.
53 см.
Гробница в Саккара.
Париж, Лувр
Статуя
писца
Каи
3 тыс. до н.э.
Слайд 24Статуя найдена в 19
в.
Едва не погибла из-за силы эффекта инкрустированных глаз.
Слайд 27Статуя жреца Каапера
(Сельский староста)
Слайд 30древнеегипетской скульптуры:
Изображение является вневременным – не
передаются ни чувства,
ни действия.
Застылость поз, монументальность.
Симметрия, фронтальность, обобщенность формы.
Разномасштабность.
Сохранение портретных черт,
но человек представлен в расцвете сил.
Раскраска. Цвет тела мужчины темнее тела женщины
Канон
Слайд 32КАНОНИЗИРОВАНЫ ПОЗЫ:
Стоя прямо, руки вытянуты вдоль тела.
Стоя с выдвинутой вперед
ногой - поза движения в вечность (триада Микерина).
Сидя на троне,
руки на коленях или одна прижата к груди (Рахотеп и Нофрет).
Сидя на полу, скрестив ноги (статуя писца Каи)
Слайд 38человек с антилопой, IV династия
Слайд 39Канонизация, фронтальность, застылость не распространяется на изображения слуг, пахарей, носильщиков,
лодочников, пастухов, животных, наполненных правдой жизни.
Слайд 42Изображения высекались на стенах и раскрашивались.
Позже плоский рельеф заменился
«врезным». Углубления заполнялись краской вровень с плоскостью стен. Египетский художник
объемное тело сводил к двухмерности, отказываясь от глубины.
Слайд 44Рельефы были :
низкие (барельефы)
и врезные (контррельефы).
Характерно:
Фризовое (построчное) развитие
сюжета.
Распластанность на
плоскости.
Выделение фигуры знатного человека путем увеличения размеров.
Слайд 45Прочность египетских рельефов объясняется свойствами материала, на котором они высечены,
и стойкостью земляных красок, набор которых был очень несложен: ультрамарин
(тертая ляпис-лазурь), зелень (малахит), охра. Строго подчиняясь двухмерности стены, рельефы и росписи вместе с их магическим назначением служили для украшения стены, составляя одно целое с архитектурным сооружением.
Для египетских рельефов и росписей характерны три основных признака:
1) передала человеческого тела в условном изображении: плечи в фас, лицо и ноги в профиль, нижняя часть тела в три четверти;
2) выделение фигуры фараона или знатного человека путем увеличения размеров его изображения по отношению к окружающим его фигурам;
3) построчное расположение изображений, иногда использованием для условной передачи пространства путем размещения задних фигур в выше лежащем ряду.
Слайд 46
Писец Каи. Из гробницы в Саккара. Тело тонировано в традиционный
для мужских фигур «цвет загара». Изображен без парика. Пристальный взгляд,
готов записывать. Статуя найдена во время раскопок в 19 в. Когда рабочие пробились в гробницу, глаза изваяния сверкнули так ярко, что бедняги в ужасе разбежались. А потом, приняв ее за воплощение дьявола, захотели разбить. Начальнику раскопок пришлось защищать древнее изваяние с пистолетом в руках.
Так статуя Каи едва не погибла благодаря силе художественного эффекта инкрустированных глаз. Белки делались из непрозрачного кварца; роговица – из хрусталя, покрытого коричневой смолой, которая просвечивая сквозь хрусталь, создавала иллюзию карих глаз. Зрачком служила капелька черной смолы, заполнявшая углубление на задней стороне «роговицы».
Вход оформлялся двумя фигурами хозяина гробницы, изображенного в полный рост, вдоль стен молелен и коридоров развертывалось шествие носителей даров, направленное к передней нише, в центре которой находилась ложная дверь. Над нишей с изображением статуи умершего располагалось его же изображение за жертвенным столом. Рельефные композиции располагались так, что скорее читались, чем смотрелись. Содержание рельефов и росписей было определено их названием. Главное положение занимает фигура царя, превышающая все остальные, с посохом или жезлом — символами власти.
Рельеф менялся в зависимости от эволюции скульптуры. Ранние образцы отличает большая жёсткость и угловатость, неравномерность проработки плоскости рисунка. В древнейших рельефах (4 династии) фигура слегка выступает из фона; начиная с 12 династии приём выпуклых фигур встречается реже, а с 18 династии этот вид рельефа почти исчезает, и, рельефы делаются углубленными. Начиная с 20 династии пользуются одинаково обоими видами рельефа. Низкий рельеф лучше противостоит действию времени.