Слайд 2РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ:
РЕСУРСЫ
(ограничены)
ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ
(безграничны)
ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ?
(как определить
приоритеты в удовлетворении потребностей, какие товары и в каком количестве
производить?)
КАК ПРОИЗВОДИТЬ?
ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ?
(какие доступные ресурсы привлечь и наиболее эффективно использовать, как организовать производство?)
(как распределить произведенные товары, кто их получит?)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Слайд 3Рынок и рыночный механизм
Рынок
Условия возникновения рынка
совокупность всех отношений, а также
форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли
–продажи товаров и услуг
ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА
КОНКУРЕНЦИЯ
Слайд 4
- развитие общественного разделения труда;
- наличие различных собственников – обособленных
товаропроизводителей;
- появление товарно-денежных отношений.
Иными словами объективная необходимость рынка вызвана всеми
теми причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства.
Причины возникновения рынка:
Слайд 5Признаки рынка
Нерегулируемое предложение
Нерегулируемый спрос
Нерегулируемая цена
Производитель сам решает, что, как, сколько
и для кого производить
Потребитель сам определяет, что, где, как и
сколько покупать
Цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения
ОСНОВА РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА -
СВОБОДА В ПРИНЯТИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Слайд 6дополняющие, обеспечивающие эффективное функционирование рыночной экономики:
1) абсолютная мобильность всех видов
ресурсов (материальных, финансовых, трудовых);
2) стабильность политической ситуации;
3) устойчивость денежной и
финансовой системы, т.е. отсутствием или низким уровнем инфляции и стабильностью налогов и налоговой политики;
4) открытость национального рынка мирохозяйственным связям;
5) законодательно подтвержденная возможностью для граждан заниматься предпринимательской деятельностью, заключать сделки, распоряжаться своими доходами;
6) государственное вмешательством в экономику, которое не подавляет и не разрушает рынок, обеспечивая его законодательно закрепленными «правилами игры»;
7) наличие развитой инфраструктуры рынка.
Условия развития рынка
Слайд 7Функции рынка
Посредническая:
соединение производителей товаров с потребителями
Ценообразования:
установление равновесной цены (цена, при
которой спрос на товар равен предложению)
Информационная: предоставление информации о размерах
производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары
Регулирующая: «перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства в более прибыльные
Санирующая: банкротство нерентабельных предприятий
Слайд 8Черты рынка
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
1.Способствует эффективному распределению ресурсов, направляет в те отрасли,
где они в данный момент более необходимы
2.Стимулирует научно-технический прогресс, способствуя
ресурсосбережению
3.Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т.е. создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность
4.Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности
Слайд 9Черты рынка
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
1.Не гарантирует решение проблем: безработицы, инфляции, защиты окружающей
среды, обеспечение экономической безопасности
2.Рождает социальное неравенство, т.к. распределяет продукты по
результатам конкуренции
3.Порождает тенденцию к монополизации производства, т.к. защита от конкурентов приводит к сговорам и слияниям
4.Не решает проблему внешних затрат, т.е. затрат, которые ложатся на плечи общества
5.Способствует циклическому развитию
Слайд 10
По объектам:
- рынок товаров и услуг
- рынок средств обращения;
(потребительский рынок); - рынок рабочей силы;
-рынок средств производства (капитал);
- рынок ценных бумаг, валюты; - рынок информации;
- рынок научно-технических разработок,
патентов;
- рынок отдельных товаров или - рынок лицензий и др.;
товарных групп (мяса, одежды, обуви).
По субъектам:
- рынок покупателей; - рынок государственных
учреждений;
рынок продавцов; - рынок промежуточных
продавцов-посредников
Классификация рынков
Слайд 11В пространственном разрезе выделяют:
- местный (локальный) рынок;
- региональный рынок;
- внутренний рынок;
- внешний рынок;
- национальный рынок; - мировой рынок.
По формам контакта различают:
- рынки на личном контакте;
- рынки на без личностном контакте.
По уровню насыщения:
- равновесный рынок; - дефицитный рынок; - избыточный рынок.
По степени зрелости:
- неразвитый рынок; - развитый рынок; - формирующийся рынок.
По степени ограниченности конкуренции:
- свободный рынок; - монополистический рынок; - олигополистический рынок.
По соответствию действующему законодательству:
- легальный рынок; - нелегальный рынок.
Слайд 12По отраслям:
- автомобильный рынок;
- компьютерный рынок
и т.д.
По характеру продаж:
- оптовый рынок;
- розничный рынок.
С учетом ассортимента товаров:
- замкнутый рынок (товары только одного производителя);
- насыщенный рынок (множество аналогичных товаров многих производителей);
- рынок широкого ассортимента (несколько видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей);
- смешанный рынок (наличие разнообразных товаров, не связанных между собой).
Слайд 13Инфраструктура рынка - это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров
и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий,
обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Функции инфраструктуры рынка:
- облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
- повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
- организационное оформление рыночных отношений; облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
Слайд 14Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые,
валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы
организационного не биржевого посредничества;
3) кредитная система и коммерческие банки;
4) эмиссионная система и эмиссионные банки;
5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
11) таможенная система;
12) профсоюзы работающих по найму;
13) коммерческо-выставочные комплексы;
14) система высшего и среднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16) консультативные (консалтинговые) компании;
17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
18) специальные зоны свободного предпринимательства.
Слайд 15Основные элементы рынка:
товар, цена, спрос, предложение
Слайд 16Исторически первым типом организации производства стало
НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО.
Натуральным хозяйством называется
такое, при котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих
собственных потребностей, не прибегая к обмену и рынку.
Три главных вопроса ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ решали собственники хозяйства( они же работники), ориентируясь на запросы своего хозяйства( патриархальной семьи).
Примером натурального хозяйства на микроуровне является работа на индивидуальных садово-огородных участках.
Примером натурализации в макроэкономике может служить политика автаркии, которая предполагает создание самодовлеющего хозяйства внутри одной страны, нацеленного на самообеспечение.
Слайд 17Товарное хозяйство – это такое хозяйство, при котором продукты и
производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством
рынка.
Условием, необходимым для возникновения товарного производства, является
общественное разделение труда,
при котором происходит специализация производителей на изготовление конкретной продукции.
В истории общественного разделения труда выделяют
3 этапа:
отделение скотоводства от земледелия – создание регулярного обмена между племенами;
ремесла от земледелия – зарождение товарного производства;
торговли от производства – выделение купечества.
Слайд 18Этапы развития товарного производства связанны с развитием обмена и рынка.
Говорят о четырёх типах рынков:
неразвитый, свободный, регулируемый, деформированный.
Каждому типу рынка соответствует
модель товарного производства:
Товарное производство неразвитого рынка;
Товарное производство свободного рынка;
Товарное производство регулируемого рынка;
Товарное производство деформированного рынка.
Слайд 19ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО НЕРАЗВИТОГО РЫНКА
(ПРОСТОЕ ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО)
Основано на
общественном разделении труда, частной собственности на средства производства и на
личном труде производителя.
В условиях простого товарного производства на рынок поступала лишь часть созданного продукта. Поэтому оно не охватывало всю экономику.
Слайд 20ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО СВОБОДНОГО РЫНКА (РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА)
отмечено принципиально новой
чертой:
оно приобрело всеобщий характер.
Это
значит, что:
товаром стала рабочая сила человека, и на смену личному труду пришёл труд наемный;
подавляющая часть продукта общества стала предназначаться не для личного потребления, а для продажи на рынке.
товарное производство на этом этапе характеризуется свободной конкуренцией, поэтому его ещё называют капитализмом эпохи свободной конкуренции, или «свободной экономикой».
Слайд 21ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО РЕГУЛИРУЕМОГО РЫНКА
отличается наличием в экономике
двух секторов:
государственного и частного, с высокой долей каждого
в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.
Государство активно вмешивается в рыночную экономику, но не сводит на нет регулирующую роль рынка.
Регулируемый рынок формируется в условиях монополизации экономики, когда перед правительством появляется задача – ограничить монополию.
Главными формами государственного регулирования являются законодательная, налоговая, финансовая.
Слайд 22ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ДЕФОРМИРОВАННОГО РЫНКА
характерно для командно-административой экономики и
предполагает развитую систему общественного разделения труда, развитое машинное производство, постоянное
регулирование национальной экономики, подавление свободных рыночных отношений.
Слайд 23ТОВАР – это специфическое экономическое благо, произведённое для обмена.
Товар как таковой обладает двумя свойствами:
Способность удовлетворять какую-либо
человеческую потребность.
Способность обмениваться на другие товары.
Слайд 24Товарообмен и товарное обращение
Натуральное хозяйство – продукты труда производятся для
удовлетворения собственных потребностей производителя.
В основе товарообмена — товары.
Форма: Т (товар) — Т (товар).
Товарное производство (рыночное хозяйство) –
продукты производятся обособленными специализирующимися товаропроизводителями.
Отношения обмена продуктами (купля-продажа на рынке) опосредуются денежным эквивалентом
Товарное обращение Форма: Т (товар) — Д (деньги) — Т(товар).
Слайд 25Самого товаропроизводителя стоимость интересует лишь потому, что связана со способностью
товара обмениваться на другие товары.
Способность товара обмениваться на другие
товары в определённой пропорции есть меновая стоимость.
Слайд 26Способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность называется потребительской стоимостью.
Каждый товар
обладает потребительской стоимостью
Она удовлетворяет потребности не только самого его создателя,
он и других людей, т.е. является общественной потребительской стоимостью.
Слайд 27Всеобщая форма стоимости возникает, когда товар становится главной целью производителя.
В этих условиях появляются товары, которые выступают в роли всеобщего
эквивалента для других. В недрах всеобщей формы стоимости развивается денежная форма стоимости.
Денежная форма стоимости – это выведение металла, главным образом золота и серебра, в качестве товара-эквивалента.
Появление денег привело к разделению всей товарной массы, представленной в экономике, на товары и деньги.
Господствующие законы натурального обмена уступают место законам товарно-денежного обращения, среди которых главенствует закон стоимости, закон денежного обращения.
Слайд 28Что лежит в основе обмена и определяет его количественную пропорцию?
По мнению сторонников ТРУДОВОЙ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ, обмениваемые товары имеют общую
основу в виде трудовых затрат, которые и определяют стоимость.
Сторонники ТЕОРИИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ, считают, что в основе стоимости лежит полезность обмениваемых благ.
Представители ЗАТРАТНОЙ КОНЦЕПЦИИ сводят проблемы стоимости к издержкам на производство товара.
Деньги – всеобщий эквивалент товаров, форма меновой стоимости. Обеспечивают всеобщую обмениваемость товаров, определяют меновые пропорции.