Слайд 1
Жесткие
Врожденные
Вероятностные
Приобретенные
Программы поведения
Слайд 2Врожденные программы поведения
запускаются изменениями во внутренней или внешней среде,
а также различными биоритмами.
Приобретенные формы поведения возникают в результате
обучения.
Слайд 3
И те и другие направлены на сохранение индивидуума и вида.
Слайд 4Жесткие программы
– пример прочный условный рефлекс.
При действии раздражителя поведение
развивается по одной и той же схеме.
Напоминает безусловный рефлекс.
Сюда же относится динамический стереотип.
Если изо дня в день действует система раздражителей в строго определенной постоянной последовательности,
то создается определенный стереотип реакции коры на эту систему раздражителей.
Слайд 5Возникает цепь условных рефлексов в определенной последовательности.
Нарушение привычной последовательности
действия раздражителей приводит к неадекватной реакции и нарушению стереотипности поведения.
Т. е. каждый раздражитель в этой системе воспринимается не самостоятельно,
а как элемент определенной системы сигналов,
находящийся в связи с предыдущим и последующими раздражителями.
Слайд 6Вероятностные программы
Являются достижением эволюции, обеспечивают выживание в вероятностно организованной среде.
Т. е. существуют различные пути, приводящие к более или менее
успешному достижению одной и той же цели, или к ее недостижению.
Слайд 7Построение вероятностных программ
основано на:
1) предшествующем опыте;
2) информации о ситуации
и планировании возможного результата.
При этом необходима интеллектуальная деятельность, уровень
внимания, память, мышление, обучение.
Пример – игра в шахматы.
Слайд 8Приобретенные программы базируются на врожденных.
Программы закрепляются, если приводят к
достижению цели.
Поведение базируется на генетических и фенотипических факторах.
Слайд 9Генетические факторы:
способность к обучению, интеллект, характер мышления, уровень возбудимости,
силы и уравновешенности нервных процессов
Фенотипические факторы – это влияние окружающей
среды на генетически закрепленные особенности.
Фенотипические факторы обеспечивают 20% умственных способностей. Влияние социальной среды проявляется в обучении..
Слайд 10Время как фактор поведения
Биоритмы.
Воздействия факторов внешней среды на биоритмы.
Слайд 11Почти все физиологические процессы в организме протекают ритмично, образуя правильные
циклы, например дыхательный, сердечный.
Интенсивность протекания многих процессов в организме ритмично
изменяется в зависимости от времени суток, года.
Часто наблюдается связь жизненных процессов с лунными циклами.
Слайд 12Циклические изменения деятельности клеток, органов, систем организма называются биоритмами
Слайд 131) Эволюция.
под влиянием геофизических факторов:
фотопериодики,
- циклических колебаний геомагнитного
поля,
- температуры; силы гравитации
- цикличности фаз луны;
2) Социальные факторы:
- режим
труда и отдыха;
- режим питания.
Факторы, формирующие биоритмы.
Слайд 15 Формирование цикла связывается с функционированием биологических часов - пейсмекерного
механизма на организменном уровне
Гено- и фенотипические факторы регуляции сна и
бодрствования
Слайд 16Структурными элементами биологических часов являются:
сетчатка глаза
супрахиазматическое ядро
эпифиз – шишковидная железа,
образующая и выделяющая снотворный гормон мелатонин
Слайд 17Одним из главных фенотипических факторов регуляции режима бодрствования и сна
является степень освещенности.
Более слабым сигналом являются:
время приема пищи,
периоды
активной деятельности,
регулярное действие факторов социальной среды.
Слайд 18Характеристика бодрствования.
Бодрствование – это уровень активности мозга, обеспечивающий взаимодействие организма
с внешней средой в виде целенаправленной деятельности.
Слайд 19Виды бодрствования
Спокойное.
В ЭЭГ регистрируется α-ритм
( частота 8 –
13 Гц, амплитуда 50 мкВ.
Переходное.
Может быть фазой перехода
к
напряженному бодрствованию.
Характеризуется активацией внимания
Слайд 20Напряженное.
Это умственная или
физическая деятельность.
Длится 2 – 4
часа.
Более 4 часов трудно обеспечить высокую
активность.
В ЭЭГ
α – ритм сменяется β – ритмом,
т. е. происходит реакция активации.
Слайд 21Это та или иная форма умственной или физической деятельности.
Активное поведение
обычно составляет 2-4 часа. Его трудно поддерживать более 4 часов.
Слайд 22Характеристика сна.
Сон – естественная потребность, без удовлетворения которой невозможна жизнь
и качественная деятельность.
Характеризуется:
- угнетением сознания;
- прекращением контакта с окружающим миром;
-
снижением моторной и вегетативной активности.
Слайд 23Наступлению сна способствует снижение потока сенсорной информации: световой, звуковой, соматической,
вестибулярной.
Во время сна сохраняются активными центры, обеспечивающие восприятие важных сигналов
(голоса ребенка, будильника и т. д.).
Слайд 24Продолжительность сна
зависит от возраста.
Новорожденный спит 21 час, взрослый –
7 – 8 часов, пожилые люди – 5 – 6
часов.
Глубокий сон - в первые 2 – 3 часа и на 6 – 7 час сна.
Слайд 25Характеристика фаз сна
Разделение на фазы сделано на основе изменений в
ЭЭГ (медленный сон, быстрый сон)
Слайд 26
1) Фаза глубокого сна. Ее еще называют фазой ортодоксального или
медленного сна.
В ЭЭГ регистрируются α, θ, δ – ритмы (альфа,
тета и дельта – ритмы).
Двигательные реакции:
а) тонус мышц снижен;
б) может быть снохождение.
Слайд 27
Психическая активность:
а) разговор во сне;
б) ночные страхи, кошмары;
в) возможна гипнопедия.
Слайд 28Вегетативные реакции:
- кровоток в мозге снижен;
- снижена ЧСС;
- снижена ЧД
(частота дыхания).
Эта фаза сна составляет 75% продолжительности.
Слайд 292) Фаза парадоксального или фаза быстрого сна
– занимает 25% времени
сна.
Слайд 30а) В ЭЭГ появляется β – ритм (ритм возбуждения, частота
14 – 30 Гц, амплитуда 25 мкВ).
б) Двигательная активность
–
понижен тонус скелетных мышц.
- наблюдаются быстрые движения глазных яблок;
- усиление двигательной активности в виде вздрагиваний, подергивания конечностей.
в) Психическая активность.
- сновидения у 80% людей, но помнят сны 7%.
Слайд 31 Вегетативные реакции.
- кровоток в мозге увеличен на 30 –
40%;
- колебания АД;
- прерывистое дыхание.
Слайд 32Значение парадоксального сна
а) переработка информации, поступившей за день и отсеивание
ненужной,
б) реализация творческих способностей - открытия во сне,
в) решение задач,
не решенных во время бодрствования.
Слайд 34Сновидения - небывалые комбинации бывалых впечатлений.
У слепорожденных сновидения осязательные,
у музыкантов - слуховые.
Обычно сновидения отражают проблемы, имеющиеся у индивидуума.
Слайд 35Виды сна:
1) естественный сон;
2) искусственный:
- наркотический;
- гипнотический
3) патологический сон.
Слайд 36Теории сна.
Предполагают нервную и гуморальную природу сна.
Слайд 37В 1933г. швейцарский ученый Гесс выдвинул гипотезу о существовании в
гипоталамусе центра сна.
Павлов предложил кортикальную гипотезу сна. Сон – это
распространение по коре состояния аналогичного торможению.
Различают активный и пассивный сон
I. Сон – это следствие работы нервной системы.
Слайд 38Активный сон
1) связан со снижением активности отделов коры,
которые
по нисходящим путям перестают активировать ретикулярную формацию.
Слайд 39
А РФ перестает по восходящим путям активировать кору.
Слайд 40Таким образом, торможение, возникающее первоначально в ограниченном участке коры, может
вызвать торможение нейронов всей коры.
2) Сон связан с возбуждением гипногенных
зон гипоталамуса и таламуса.
Слайд 41
3) Сон это следствие работы биологических часов.
Слайд 43Сон развивается:
1) вследствие утомления нервных центров.
2) вследствие снижения потока
афферентных сигналов к коре через ретикулярную формацию.
Слайд 44Гуморальная гипотеза сна.
1) Медленноволновый сон регулируется серотонинэргической системой ядер шва
в продолговатом мозге.
2) быстрый сон и состояние бодрствования - катехоламинами
голубого пятна и РФ среднего мозга.
Слайд 45
3) Сон наступает в результате накопления токсических продуктов обмена при
утомлении (гипнотоксины).
Слайд 46Формы нарушения сна:
1) расстройство засыпания;
2) поверхностный сон;
3) беспокойный сон;
4) прерывистый
сон;
5) раннее пробуждение.
Слайд 47Последствия нарушения биоритма «сон – бодрствования »
- называется десинхроноз.
Вызывает
нарушение деятельности систем организма.
Слайд 48Проявление десинхронозов:
1) снижение эмоционального реагирования, отрицательный эмоциональный статус;
2) снижение умственной
и физической работоспособности;
Слайд 493) вегетативные расстройства;
4) нарушение поведения;
5) соматические заболевания.
Слайд 50Причины десинхронозов:
1) работа ночью;
2) смена часовых поясов;
3) переутомление;
4) хроническое перевозбуждение;
5)
отрицательные эмоции.
Слайд 51При вынужденном изменении биоритма «сон – бодрствование» нужно:
1) увеличить поток
раздражителей (яркий свет, музыка, воздействие холодом);
2) активация ЦНС чаем,
кофе.
Слайд 52Биоритмологические типы людей с позиций трудоспособности
Слайд 53 Согласно оптимуму трудоспособности людей можно подразделять на три типа:
Утренний
тип (1/5 всех людей) - "жаворонки", среди студентов 25%.
Рано
ложатся спать. Высокая работоспособность в первую половину дня.
Максимум выделения адреналина утром.
Слайд 54Вечерний тип
(3/5) - "совы", это 30% студентов и
работников умственного труда.
Засыпают заполночь, просыпаются с трудом, встают
с трудом.
. Работоспособность у "сов" велика во вторую половину дня.
Слайд 55Аритмики (1/5) - легко приспосабливаются к любому режиму труда.
Слайд 56
Проблемы гипнотического воздействия
Слайд 57Гипноз - сноподобное состояние, характеризующееся сохранением информационной связи с гипнотизером
с помощью речи.
Слайд 58 Это специфическая форма бодрствования, его признаки обнаруживаются на ЭЭГ.
В
гипнозе возможно изменение функций и состояний организма человека.