Слайд 1СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА
Кафедра управления образованием
Кравцов
А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления образованием
РГПУ им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
ak90@yandex.ru
МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ
Слайд 2Стиль управления
совокупность наиболее характерных и устойчивых приемов, использующихся в процессе
управленческой деятельности.
Слайд 3Взаимосвязь стиля и задач менеджмента
управлять — руководитель дает точные указания
подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий;
направлять — менеджер
управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;
поддерживать — менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;
делегировать полномочия — менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.
Слайд 4 ТЕОРИЯ СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА КУРТА ЛЕВИНА
Слайд 6Авторитарный стиль
сосредоточение на работе и полное пренебрежение людьми.
Характеризуется высокой
требовательностью, единоначалием, личным контролем за ходом производственного процесса, использованием методов
принуждения.
Авторитарный («жесткий») стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях
Слайд 7Либеральный стиль
сосредоточение на человеке, стиль невмешательства в дела подчиненных, безынициативность,
ожидание указаний сверху, руководитель непоследователен в своих действиях, легко поддается
мнению других (влиянию ), некомпетентен в решении вопросов, его характеризует боязнь принятия решений, перекладывание дел на подчиненных.
Применение либерального («клубного») стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе
Слайд 8Демократический стиль
считается, что человек получает удовольствие от работы, хочет принимать
участие в управлении, предполагает коллективность принятия решений; система контроля включает
в себя различные формы приобщения к руководству широкого круга работников, широкая гласность.
Демократический («прогрессивный») стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.
Слайд 10АНАЛИЗ СТИЛЕЙ
авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное.
на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее
дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно более зависимое и покорное поведение.
По сравнению с демократичным, при либеральном руководстве объем работы уменьшается, ее качество снижается, появляется больше игры и при опросах предпочтение отдается демократичному руководителю.
Слайд 11Дополнительные стили
патернализм (материализм) — сочетание высокого уровня заботы о производстве
с высоким уровнем заботы о людях, однако он носит не
интеграционный, а дополняющий характер. Приоритет отдается исполнительности;
оппортунизм — менеджеры приспосабливаются и переходят, если им это выгодно, на любой стиль. Руководство осуществляется в направлении личного выигрыша. Усилия менеджера направлены только на достижение личных целей;
фасадизм (от слова «фасад») означает лицевую, фронтальную сторону здания. Управленческий фасад аналогичен (фронтальная сторона может быть фальшивой, так как загораживает то, что в действительности находится за ней).
Слайд 12Управленческая решетка Блэйка-Мутона
Слайд 15Управленческая решетка
Исследования стилей менеджеров (США, 1950—1954) привели к разработке управленческой
решетки (англ. managerial grid, авторы Р. Блейк и Дж. Мутон).