Разделы презентаций


Торможение в ВНД

Содержание

План Классификация условных рефлексовМеханизмы образования условных рефлексовНаучение: основные виды Безусловное торможениеРазновидности и значение условного торможенияДинамический стереотип Динамика нервных процессов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Приобретенные формы поведения. Торможение в ВНД

Приобретенные формы поведения. Торможение в ВНД

Слайд 2План
Классификация условных рефлексов
Механизмы образования условных рефлексов
Научение: основные виды
Безусловное

торможение
Разновидности и значение условного торможения
Динамический стереотип
Динамика нервных процессов

План Классификация условных рефлексовМеханизмы образования условных рефлексовНаучение: основные виды Безусловное торможениеРазновидности и значение условного торможенияДинамический стереотип Динамика

Слайд 3Классификация условных рефлексов
Классический– рефлекс I-го типа –форма ассоциативного обучения. Характеризуется

совпадением во времени действия какого-либо индифферентного раздражителя с деятельностью самого

живого организма, являющегося пассивным участником
Инструментальный – рефлекс II-го типа- активная форма обучения (оперантное поведение). Характеризуется активным поведением животного, направленного на получение полезного результата (подкрепления). На этом рефлексе основана дрессировка животных
Классификация условных рефлексовКлассический– рефлекс I-го типа –форма ассоциативного обучения. Характеризуется совпадением во времени действия какого-либо индифферентного раздражителя

Слайд 4Инструментальный условный рефлекс
Педаль
Кормушка

Инструментальный условный рефлекс ПедальКормушка

Слайд 5Механизм формирования инструментального условного рефлекса (по Асратяну)

Механизм формирования инструментального условного рефлекса (по Асратяну)

Слайд 6По роду сигнала
Натуральные условные рефлексы – сигналом является адекватный раздражитель

(пример: условное слюноотделение на вид пищи). Эти рефлексы быстро закрепляются,

не требуют большого количества подкреплений, приближаются к безусловным рефлексам
Искусственные – сигналом является индифферентный раздражитель. Вырабатываются медленнее, при не подкреплении угасают

По роду сигналаНатуральные условные рефлексы – сигналом является адекватный раздражитель (пример: условное слюноотделение на вид пищи). Эти

Слайд 7
По составу сигнала:

простые и комплексные
По роду подкрепления:
1-го порядка (подкрепляется

безусловным рефлексом); 2-го порядка (подкрепляется раннее выработанным условным рефлексом 1-го порядка) и т.д.
По отношению во времени действия условного раздражителя и подкрепления:
наличные, следовые (отставленные), запаздывающие
По составу сигнала:        простые и комплексныеПо роду подкрепления:  1-го

Слайд 9Механизм образования условных рефлексов
Образование временных связей –

основной механизм деятельности мозга человека – является базой для различных

форм психической деятельности
Механизмы образования временной связи: 1-морфологический: рост отростков нейронов, миелинизация волокон, увеличение скорости проведения возбуждения; 2- физиологический: активация неактивных синапсов
Механизм образования условных рефлексов   Образование временных связей – основной механизм деятельности мозга человека – является

Слайд 10 1 – по И.П.Павлову: временные связи образуются в КБП между

2-мя очагами возбуждения – центрами условного и безусловного раздражителей. Последний

является доминирующим и притягивает к себе возбуждение от других центров 2 –по Э.Асратяну : в процесс образования временных связей включается не только кора, но и подкорка 3 - по П.К.Анохину: «временные связи» образуются внутри мультивалентных нейронов, где сходится возбуждение от условного и безусловного раздражителя (конвергентная теория)



1 – по И.П.Павлову: временные связи образуются в КБП между

Слайд 11Образование временной связи по пути «кора-кора» по И.П.Павлову

Образование временной связи по пути «кора-кора» по И.П.Павлову

Слайд 12Образование временной связи по пути «кора-подкорка-кора» по Э.А.Асратяну

Образование временной связи по пути «кора-подкорка-кора» по Э.А.Асратяну

Слайд 13Образование временной связи путем конвергенции на нейроне по П.К.Анохину

Образование временной связи путем конвергенции на нейроне по П.К.Анохину

Слайд 14
Условный рефлекс – это приспособительная деятельность, осуществляемая высшими

отделами ЦНС путем образования временных связей между сигнальным раздражением и

сигнализируемой реакцией
Условный рефлекс – это приспособительная деятельность, осуществляемая высшими отделами ЦНС путем образования временных связей между

Слайд 15Научение
Это выработка новых форм реагирования на

раздражители и закрепление этих форм, которые адекватны потребностям

По критерию активности животного и человека в ходе научения выделяют:
Пассивное (реактивное) научение
Активное (оперантное) научение

Научение   Это выработка новых форм реагирования на раздражители и закрепление этих форм, которые адекватны потребностям

Слайд 16Пассивное научение
Привыкание – угасание ориентировочной реакции на повторное действие раздражителя
Сенситизация

– усиление реакции на повторный стимул
Классический условный рефлекс
Импринтинг

Пассивное научениеПривыкание – угасание ориентировочной реакции на повторное действие раздражителяСенситизация – усиление реакции на повторный стимулКлассический условный

Слайд 17Импринтинг- запечатление
Это особая форма ассоциативного научения,

основанная на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающей

ответной реакции в ранний период развития организма
Приурочен к ограниченному периоду жизни
Необратим, сохраняется на всю жизнь
Не требует многократного подкрепления
Занимает промежуточное место между безусловными и условными рефлексами
Импринтинг- запечатление   Это особая форма ассоциативного научения, основанная на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей

Слайд 18Формы проявления импринтинга

Запечатление образов и объектов
Усвоение поведенческих актов (имитационное поведение)
Реакция

следования (автоматическое следование новорожденного за родителями)

Формы проявления импринтингаЗапечатление образов и объектовУсвоение поведенческих актов (имитационное поведение)Реакция следования (автоматическое следование новорожденного за родителями)

Слайд 19Активное научение
Инструментальный условный рефлекс
Метод проб и ошибок – достижение результата

разными путями
Самораздражение
Научение путем наблюдения:
Простое подражание
Викарное научение – оценка результата

подражания
Активное научениеИнструментальный условный рефлексМетод проб и ошибок – достижение результата разными путямиСамораздражение Научение путем наблюдения:Простое подражаниеВикарное научение

Слайд 20Активное научение
Научение путем инсайта (озарение)- следствие объединения опыта с информацией,

которой располагает индивидуум при решении задачи (внезапное нестандартное решение задачи)
Экстраполяционные

рефлексы- способность определять направление перемещения значимого раздражителя (развито у птиц, хищных млекопитающих, дельфинов)
Активное научениеНаучение путем инсайта (озарение)- следствие объединения опыта с информацией, которой располагает индивидуум при решении задачи (внезапное

Слайд 21КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ
Латентное научение (крысы в лабиринте)
Психомоторные навыки - последовательное

формирование этапов (осознанные приемы, ассоциативная стадия, автономная стадия)
Инсайт и интуиция

(озарение, эврика!)
Научение путем рассуждений:
а) восприятие - образ - гипотеза
б) абстракции - понятия - обобщения
КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯЛатентное научение (крысы в лабиринте)Психомоторные навыки - последовательное формирование этапов (осознанные приемы, ассоциативная стадия, автономная

Слайд 22Латентное научение в лабиринте

Латентное научение в лабиринте

Слайд 23Латентное научение переходит в психомоторные навыки

Латентное научение переходит     в психомоторные навыки

Слайд 24Инсайт (озарение) или «ага - реакция»

Инсайт (озарение) или «ага - реакция»

Слайд 25ИНСАЙТ Обезьяна внезапно «догадалась» использовать палку, чтобы достать из ящика банан

ИНСАЙТ Обезьяна внезапно «догадалась» использовать палку, чтобы достать из ящика банан

Слайд 26Нервные механизмы обучения обеспечиваются свойствами нервной системы
Реактивность – способность отвечать

на раздражение (определяется возбудимостью постсинаптической мембраны и эффективностью соответствующих синапсов)
Пластичность

– способность изменять реактивность под влиянием последовательных раздражений
Нервные механизмы обучения обеспечиваются свойствами нервной системыРеактивность – способность отвечать на раздражение (определяется возбудимостью постсинаптической мембраны и

Слайд 27Виды коркового торможения
Торможение – самостоятельный процесс

в ЦНС, функцией которого является прекращение или ослабление реакции

Виды торможения по происхождению:
Безусловное – пассивная форма тормозного процесса, врожденное свойство нервной системы
Условное – вырабатывается при определенных условиях (характерно только для ВНД)
По локализации тормозного процесса:
Внешнее- вызвано другим (внешним) рефлексом
Внутреннее –развивается в структуре рефлекса, который тормозится

Виды коркового торможения    Торможение – самостоятельный процесс в ЦНС, функцией которого является прекращение или

Слайд 28Формы проявления безусловного торможения
Внешний тормоз –ослабление или
прекращение

текущего поведения в результате
воздействия постороннего раздражителя, на который возникает новый

(ориентировочный)
рефлекс.
Внешнее торможение может быть гаснущим и
негаснущим

Формы проявления безусловного   торможенияВнешний тормоз –ослабление или прекращение текущего поведения в результатевоздействия постороннего раздражителя, на

Слайд 29Внешнее торможение

Внешнее торможение

Слайд 30Формы проявления безусловного торможения
Запредельное торможение – возникает в

ответ на сверхсильный или на длительно действующий раздражитель, когда сила

раздражителя превышает предел работоспособности нервных клеток. Зависит от исходного состояния нервной системы
Формы проявления безусловного   торможенияЗапредельное торможение – возникает в ответ на сверхсильный или на длительно действующий

Слайд 31Свойства условного торможения
Развивается при не подкреплении безусловным раздражителем
Поддается тренировке
Зависит от

индивидуальных свойств нервной системы
Зависит от физиологической силы подкрепления
Зависит от прочности

раннее выработанного условного рефлекса
Способно взаимодействовать с безусловным
Свойства условного торможенияРазвивается при не подкреплении безусловным раздражителемПоддается тренировкеЗависит от индивидуальных свойств нервной системыЗависит от физиологической силы

Слайд 32Разновидности условного (внутреннего) торможения
Угасательное – условный рефлекс перестает подкрепляться

безусловным. Острое угашение – когда угашение условного рефлекса происходит в

ходе одного непрерывного цикла неподкреплений
Дифференцировочное – позволяет различать близкие раздражители: один из них- подкрепляется безусловным , другой - нет
Условный тормоз – связан с действием дополнительного раздражителя, входящего в тормозную комбинацию
Запаздывающее – развивается при удлинении интервала между сигналом и подкреплением
Разновидности условного (внутреннего) торможения Угасательное – условный рефлекс перестает подкрепляться безусловным. Острое угашение – когда угашение условного

Слайд 33Дифференцировочное торможение

Дифференцировочное торможение

Слайд 34Запаздывающее торможение
звонок
пища
пища
пища
звонок
звонок

Запаздывающее торможениезвонокпищапищапищазвонокзвонок

Слайд 35Динамический стереотип
Зафиксированная последовательность процессов возбуждения и торможения

в ответ на раздражители, действующие в определенной последовательности через определенное

время. Это сложная цепь временных связей, результат синтетической деятельности или системности в деятельности КБП. Процесс синтеза разнообразных цепных рефлексов составляет основу человеческих навыков (профессиональных, спортивных и т.д.)
Динамический стереотип   Зафиксированная последовательность процессов возбуждения и торможения в ответ на раздражители, действующие в определенной

Слайд 36Динамика нервных процессов
Нервные процессы могут

охватывать более обширные участки мозга (явление иррадиации), что сопровождается генерализованной

реакцией: условный рефлекс возникает не только на сигнальный, но и на близкие к нему раздражители. Когда возбуждение возвращается в пункт своего возникновения (при выработке дифференцировочного торможения), происходит концентрация возбуждения, что приводит к специализации условного рефлекса
Динамика нервных процессов     Нервные процессы могут охватывать более обширные участки мозга (явление иррадиации),

Слайд 37
Движение нервных процессов зависит от силы: иррадиация проявляется

при слабой интенсивности возбуждения и торможения, когда временные связи непрочные;

при достаточной силе нервных процессов происходит их концентрация, а при чрезмерной силе вновь начинается процесс иррадиации
Движение нервных процессов зависит от силы: иррадиация проявляется при слабой интенсивности возбуждения и торможения, когда

Слайд 38Функциональное состояние
Это фоновая активность нервных центров,

при которой реализуется та или иная конкретная деятельность человека. Уровень

активности КБП поддерживается модулирующими системами мозга : ретикулярная формация ствола мозга, неспецифические ядра таламуса, лимбическая система
Функциональное состояние    Это фоновая активность нервных центров, при которой реализуется та или иная конкретная

Слайд 40Электроэнцефалография

метод регистрации спонтанных колебаний электрических потенциалов, исходящих из различных структур

и отделов головного мозга, с кожи головы (ЭЭГ) или непосредственно

с коры
Электроэнцефалографияметод регистрации спонтанных колебаний электрических потенциалов, исходящих из различных структур и отделов головного мозга, с кожи головы

Слайд 41Электроэнцефалография
Графическая регистрация электрической активности нейронов

головного мозга
Этапы регистрации:
фоновая активность –

при отсутствии внешних раздражителей
вызванные потенциалы – под воздействием сигналов окружающей среды
Электроэнцефалография     Графическая регистрация электрической активности нейронов головного мозга    Этапы регистрации:

Слайд 42Функциональные пробы:
открывание-закрывание глаз
импульсные световые раздражения переменной частоты и интенсивности
звуковые сигналы

разной частоты
сжимание пальцев
гипервентиляция
депривация сна
запись во сне
фармакологические пробы


Функциональные пробы:открывание-закрывание глазимпульсные световые 	раздражения переменной частоты и интенсивностизвуковые сигналы разной 	частотысжимание пальцевгипервентиляция депривация сназапись во снефармакологические

Слайд 43
Международная схема расположения электродов

«10-20%»

Международная схема расположения       электродов «10-20%»

Слайд 45Анализ ЭЭГ
Главные параметры – частота и амплитуда. Ритм

ЭЭГ – тип электрической активности, соответствующей состоянию мозга. Снижение активности

сопровождается синхронизацией – снижение частоты и увеличение амплитуды. Повышение активности проявляется в десинхронизации - учащение ритма и снижение амплитуды
Анализ ЭЭГ  Главные параметры – частота и амплитуда. Ритм ЭЭГ – тип электрической активности, соответствующей состоянию

Слайд 46Основные ритмы ЭЭГ
альфа –ритм – отражает состояние спокойного бодрствования

с закрытыми глазами. Частота 8-13 гц., амплитуда 25-70 мкв.
бета-ритм

– состояние возбуждения, повышенной активности. Частота 14-40 гц., амплитуда до 20 мкв.
тета -ритм – снижение активности (сон, гипоксия, неглубокий наркоз). Частота 4-8 гц., амплитуда 100-150 мкв
дельта-ритм- глубокий сон, наркоз. Частота 0,5-3 гц, амплитуда более 40 мкв (до 300 мкв)
Основные ритмы ЭЭГ альфа –ритм – отражает состояние спокойного бодрствования с закрытыми глазами. Частота 8-13 гц., амплитуда

Слайд 48Ритмические ЭЭГ подразделяют на 6 основных видов, отличающихся по частоте

и амплитуде

Дельта-ритм (0,5-3,5 Гц; 250 мкВ; 300-2000 мс)
Тета-ритм (4-7

Гц; 100-150 мкВ; 140-250 мс)
Альфа-ритм (8-13 Гц; 20-60 мкВ; 80-120 мс)
Бета-ритм (14-35 Гц; 20-25 мкВ; 30-70 мс)
Гамма-ритм ( >35 Гц; <15 мкВ)
Сигма-ритм (10-16 Гц )
Ритмические ЭЭГ подразделяют на 6 основных видов, отличающихся по частоте и амплитуде Дельта-ритм (0,5-3,5 Гц; 250 мкВ;

Слайд 49 Особенности ЭЭГ детей
до 2-х месяцев - медленные волны с низкой

амплитудой (по частоте сходны с тета- и дельта волнами)
После 2-х

месяцев- синхронизация, повышение амплитуды
С 3-4-х месяцев – регулярный ритм (частота 2-3 гц, амплитуда 70-90 мкв)
1-3 года – доминирует ритм 4-6 гц, выражен бетта-ритм
4-6 лет – появляется неустойчивый альфа-ритм
7-8 лет- появляется устойчивый альфа-ритм, но ещё сохраняются медленные волны
11-12 лет - альфа ритм становится доминирующим


Особенности ЭЭГ детей до 2-х месяцев - медленные волны с низкой амплитудой (по частоте сходны с

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика