Слайд 1Приобретенные формы поведения. Торможение в ВНД
Слайд 2План
Классификация условных рефлексов
Механизмы образования условных рефлексов
Научение: основные виды
Безусловное
торможение
Разновидности и значение условного торможения
Динамический стереотип
Динамика нервных процессов
Слайд 3Классификация условных рефлексов
Классический– рефлекс I-го типа –форма ассоциативного обучения. Характеризуется
совпадением во времени действия какого-либо индифферентного раздражителя с деятельностью самого
живого организма, являющегося пассивным участником
Инструментальный – рефлекс II-го типа- активная форма обучения (оперантное поведение). Характеризуется активным поведением животного, направленного на получение полезного результата (подкрепления). На этом рефлексе основана дрессировка животных
Слайд 4Инструментальный условный рефлекс
Педаль
Кормушка
Слайд 5Механизм формирования инструментального условного рефлекса (по Асратяну)
Слайд 6По роду сигнала
Натуральные условные рефлексы – сигналом является адекватный раздражитель
(пример: условное слюноотделение на вид пищи). Эти рефлексы быстро закрепляются,
не требуют большого количества подкреплений, приближаются к безусловным рефлексам
Искусственные – сигналом является индифферентный раздражитель. Вырабатываются медленнее, при не подкреплении угасают
Слайд 7
По составу сигнала:
простые и комплексные
По роду подкрепления:
1-го порядка (подкрепляется
безусловным рефлексом); 2-го порядка (подкрепляется раннее выработанным условным рефлексом 1-го порядка) и т.д.
По отношению во времени действия условного раздражителя и подкрепления:
наличные, следовые (отставленные), запаздывающие
Слайд 9Механизм образования условных рефлексов
Образование временных связей –
основной механизм деятельности мозга человека – является базой для различных
форм психической деятельности
Механизмы образования временной связи: 1-морфологический: рост отростков нейронов, миелинизация волокон, увеличение скорости проведения возбуждения; 2- физиологический: активация неактивных синапсов
Слайд 10
1 – по И.П.Павлову: временные связи образуются в КБП между
2-мя очагами возбуждения – центрами условного и безусловного раздражителей. Последний
является доминирующим и притягивает к себе возбуждение от других центров
2 –по Э.Асратяну : в процесс образования временных связей включается не только кора, но и подкорка
3 - по П.К.Анохину: «временные связи» образуются внутри мультивалентных нейронов, где сходится возбуждение от условного и безусловного раздражителя (конвергентная теория)
Слайд 11Образование временной связи по пути «кора-кора» по И.П.Павлову
Слайд 12Образование временной связи по пути
«кора-подкорка-кора» по Э.А.Асратяну
Слайд 13Образование временной связи путем конвергенции на нейроне по П.К.Анохину
Слайд 14
Условный рефлекс – это приспособительная деятельность, осуществляемая высшими
отделами ЦНС путем образования временных связей между сигнальным раздражением и
сигнализируемой реакцией
Слайд 15Научение
Это выработка новых форм реагирования на
раздражители и закрепление этих форм, которые адекватны потребностям
По критерию активности животного и человека в ходе научения выделяют:
Пассивное (реактивное) научение
Активное (оперантное) научение
Слайд 16Пассивное научение
Привыкание – угасание ориентировочной реакции на повторное действие раздражителя
Сенситизация
– усиление реакции на повторный стимул
Классический условный рефлекс
Импринтинг
Слайд 17Импринтинг- запечатление
Это особая форма ассоциативного научения,
основанная на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающей
ответной реакции в ранний период развития организма
Приурочен к ограниченному периоду жизни
Необратим, сохраняется на всю жизнь
Не требует многократного подкрепления
Занимает промежуточное место между безусловными и условными рефлексами
Слайд 18Формы проявления импринтинга
Запечатление образов и объектов
Усвоение поведенческих актов (имитационное поведение)
Реакция
следования (автоматическое следование новорожденного за родителями)
Слайд 19Активное научение
Инструментальный условный рефлекс
Метод проб и ошибок – достижение результата
разными путями
Самораздражение
Научение путем наблюдения:
Простое подражание
Викарное научение – оценка результата
подражания
Слайд 20Активное научение
Научение путем инсайта (озарение)- следствие объединения опыта с информацией,
которой располагает индивидуум при решении задачи (внезапное нестандартное решение задачи)
Экстраполяционные
рефлексы- способность определять направление перемещения значимого раздражителя (развито у птиц, хищных млекопитающих, дельфинов)
Слайд 21КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ
Латентное научение (крысы в лабиринте)
Психомоторные навыки - последовательное
формирование этапов (осознанные приемы, ассоциативная стадия, автономная стадия)
Инсайт и интуиция
(озарение, эврика!)
Научение путем рассуждений:
а) восприятие - образ - гипотеза
б) абстракции - понятия - обобщения
Слайд 23Латентное научение переходит в психомоторные навыки
Слайд 24Инсайт (озарение)
или «ага - реакция»
Слайд 25ИНСАЙТ
Обезьяна внезапно «догадалась» использовать палку, чтобы достать из ящика банан
Слайд 26Нервные механизмы обучения обеспечиваются свойствами нервной системы
Реактивность – способность отвечать
на раздражение (определяется возбудимостью постсинаптической мембраны и эффективностью соответствующих синапсов)
Пластичность
– способность изменять реактивность под влиянием последовательных раздражений
Слайд 27Виды коркового торможения
Торможение – самостоятельный процесс
в ЦНС, функцией которого является прекращение или ослабление реакции
Виды торможения по происхождению:
Безусловное – пассивная форма тормозного процесса, врожденное свойство нервной системы
Условное – вырабатывается при определенных условиях (характерно только для ВНД)
По локализации тормозного процесса:
Внешнее- вызвано другим (внешним) рефлексом
Внутреннее –развивается в структуре рефлекса, который тормозится
Слайд 28Формы проявления безусловного торможения
Внешний тормоз –ослабление или
прекращение
текущего поведения в результате
воздействия постороннего раздражителя, на который возникает новый
(ориентировочный)
рефлекс.
Внешнее торможение может быть гаснущим и
негаснущим
Слайд 30Формы проявления безусловного торможения
Запредельное торможение – возникает в
ответ на сверхсильный или на длительно действующий раздражитель, когда сила
раздражителя превышает предел работоспособности нервных клеток. Зависит от исходного состояния нервной системы
Слайд 31Свойства условного торможения
Развивается при не подкреплении безусловным раздражителем
Поддается тренировке
Зависит от
индивидуальных свойств нервной системы
Зависит от физиологической силы подкрепления
Зависит от прочности
раннее выработанного условного рефлекса
Способно взаимодействовать с безусловным
Слайд 32Разновидности условного (внутреннего) торможения
Угасательное – условный рефлекс перестает подкрепляться
безусловным. Острое угашение – когда угашение условного рефлекса происходит в
ходе одного непрерывного цикла неподкреплений
Дифференцировочное – позволяет различать близкие раздражители: один из них- подкрепляется безусловным , другой - нет
Условный тормоз – связан с действием дополнительного раздражителя, входящего в тормозную комбинацию
Запаздывающее – развивается при удлинении интервала между сигналом и подкреплением
Слайд 34Запаздывающее торможение
звонок
пища
пища
пища
звонок
звонок
Слайд 35Динамический стереотип
Зафиксированная последовательность процессов возбуждения и торможения
в ответ на раздражители, действующие в определенной последовательности через определенное
время. Это сложная цепь временных связей, результат синтетической деятельности или системности в деятельности КБП. Процесс синтеза разнообразных цепных рефлексов составляет основу человеческих навыков (профессиональных, спортивных и т.д.)
Слайд 36Динамика нервных процессов
Нервные процессы могут
охватывать более обширные участки мозга (явление иррадиации), что сопровождается генерализованной
реакцией: условный рефлекс возникает не только на сигнальный, но и на близкие к нему раздражители. Когда возбуждение возвращается в пункт своего возникновения (при выработке дифференцировочного торможения), происходит концентрация возбуждения, что приводит к специализации условного рефлекса
Слайд 37
Движение нервных процессов зависит от силы: иррадиация проявляется
при слабой интенсивности возбуждения и торможения, когда временные связи непрочные;
при достаточной силе нервных процессов происходит их концентрация, а при чрезмерной силе вновь начинается процесс иррадиации
Слайд 38Функциональное состояние
Это фоновая активность нервных центров,
при которой реализуется та или иная конкретная деятельность человека. Уровень
активности КБП поддерживается модулирующими системами мозга : ретикулярная формация ствола мозга, неспецифические ядра таламуса, лимбическая система
Слайд 40Электроэнцефалография
метод регистрации спонтанных колебаний электрических потенциалов, исходящих из различных структур
и отделов головного мозга, с кожи головы (ЭЭГ) или непосредственно
с коры
Слайд 41Электроэнцефалография
Графическая регистрация электрической активности нейронов
головного мозга
Этапы регистрации:
фоновая активность –
при отсутствии внешних раздражителей
вызванные потенциалы – под воздействием сигналов окружающей среды
Слайд 42Функциональные пробы:
открывание-закрывание глаз
импульсные световые раздражения переменной частоты и интенсивности
звуковые сигналы
разной частоты
сжимание пальцев
гипервентиляция
депривация сна
запись во сне
фармакологические пробы
Слайд 43
Международная схема расположения электродов
«10-20%»
Слайд 45Анализ ЭЭГ
Главные параметры – частота и амплитуда. Ритм
ЭЭГ – тип электрической активности, соответствующей состоянию мозга. Снижение активности
сопровождается синхронизацией – снижение частоты и увеличение амплитуды. Повышение активности проявляется в десинхронизации - учащение ритма и снижение амплитуды
Слайд 46Основные ритмы ЭЭГ
альфа –ритм – отражает состояние спокойного бодрствования
с закрытыми глазами. Частота 8-13 гц., амплитуда 25-70 мкв.
бета-ритм
– состояние возбуждения, повышенной активности. Частота 14-40 гц., амплитуда до 20 мкв.
тета -ритм – снижение активности (сон, гипоксия, неглубокий наркоз). Частота 4-8 гц., амплитуда 100-150 мкв
дельта-ритм- глубокий сон, наркоз. Частота 0,5-3 гц, амплитуда более 40 мкв (до 300 мкв)
Слайд 48Ритмические ЭЭГ подразделяют на 6 основных видов, отличающихся по частоте
и амплитуде
Дельта-ритм (0,5-3,5 Гц; 250 мкВ; 300-2000 мс)
Тета-ритм (4-7
Гц; 100-150 мкВ; 140-250 мс)
Альфа-ритм (8-13 Гц; 20-60 мкВ; 80-120 мс)
Бета-ритм (14-35 Гц; 20-25 мкВ; 30-70 мс)
Гамма-ритм ( >35 Гц; <15 мкВ)
Сигма-ритм (10-16 Гц )
Слайд 49
Особенности ЭЭГ детей
до 2-х месяцев - медленные волны с низкой
амплитудой (по частоте сходны с тета- и дельта волнами)
После 2-х
месяцев- синхронизация, повышение амплитуды
С 3-4-х месяцев – регулярный ритм (частота 2-3 гц, амплитуда 70-90 мкв)
1-3 года – доминирует ритм 4-6 гц, выражен бетта-ритм
4-6 лет – появляется неустойчивый альфа-ритм
7-8 лет- появляется устойчивый альфа-ритм, но ещё сохраняются медленные волны
11-12 лет - альфа ритм становится доминирующим