Слайд 1Психология
как наука
доцент кафедры
Педагогики и медицинской психологии
Самойлова В.М.
Слайд 2Определение психологии
Психология – наука, изучающая процессы активного отражения субъектом объективной
реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и др. процессов
и явлений психики.
Слайд 3Отличие житейского психологического знания от научного психологического знания
Конкретность – обобщенность
Интуитивность – рациональность
Ограниченность - широта
Уникальность и универсальность научного
знания – ограниченность житейских представлений.
Специфика методов изучения.
Слайд 4Определение науки
Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых
знаний о природе, обществе, мышлении, включающая в себя все условия
и моменты этого производства:
понятийный и категориальный аппарат;
систему научной информации;
методы научно-исследовательской работы;
сумму значений, выступающих в качестве предпосылки, средства, научного результата;
ученых с их знаниями, способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда;
научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование.
Слайд 5Характеристики научного знания
опосредованность;
обобщенность;
систематизированность;
выражение в особом научном языке.
Слайд 6«О душе»
«Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела,
обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия,
стало быть, душа есть энтелехия такого тела»
«Если бы тело было глазом, то его душой было бы зрение»
Аристотель
Слайд 7Рене Декарт и его вклад в психологию
Рене Декарт ввел
понятие рефлекса как ответа сложноорганизованной системы на внешнее механическое воздействие.
В органических потребностях человека и животных Р.Декарт увидел аналог источника энергии машины. Части организма: его мышцы и сочленения суставов - напоминали механическое устройство.
Однако объяснить все поступки человека только механическими законами оказалось невозможным. Декарт вынужден был признать, что поведением человека на высших его уровнях является сознательным, разумным, волевым.
Слайд 8
Объект и предмет психологии
Предмет психологии:
душа – в недрах религиозной
философии;
сознание – в эпоху Просвещения и до конца XIX в.;
неосознаваемые
психические процессы – с конца XIX в. и в начале XX в.;
поведение – с начала XX в. (с 1913 г.);
психика, деятельность людей – с 20 гг. XX в.;
личный опыт человека с 50-х годов XX в.
Объект психологии как науки - психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и отношения.
Слайд 9
Задачи психологии
Разработка проблем методологии и истории психологии.
Изучение особенностей познавательной и
практической деятельности человека.
Исследование закономерностей возникновения функционирования и развития психики.
Исследование закономерностей
развития психики в животном мире.
Изучение условий возникновения сознания и его характеристик в исторической жизни общества.
Слайд 10
Задачи психологии
Раскрытие психологических особенностей формирования человека как личности.
Обнаружение закономерностей развития
психики детей под влиянием воспитания и обучения.
Рассмотрение процессов и
способов связи между человеком и машиной.
Описание и объяснение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.
Слайд 11Психика
свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность и на основе
формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и
его поведение
Слайд 12Признаки психики
Основные признаки психики:
способность к отражению ,
чувствительность.
Слайд 14Рефлекторность психики
Первичность объективных условий жизни организма и вторичность их
воспроизведения психикой;
Закономерность перехода воспринимающих компонентов системы в исполнительные;
Адекватность сформированного образа,
в значительной мере определяется активностью отражающего мир субъекта.
Слайд 17
Особенности психического отражения человека
Активность отражения.
Целенаправленность отражения.
Динамичность отражения.
Неповторимость,
индивидуальность психического отражения.
Психическое отражение человека носит опережающий характер.
Объективность
психического отражения.
Слайд 18Явления, которые изучает психологическая наука
1. Психические процессы
познавательные процессы: ощущения, восприятие,
мышление, воображение, внимание, представление, память, моторика, речь;
эмоционально – волевые процессы:
чувства, воля.
2. Психические свойства (особенности): способности, темперамент, характер, знания;
3. Психические состояния: апатия, творческий подъем, сомнение, уверенность, внимательность и т.д.;
4. Массовые психические явления.
Слайд 19Явления, которые изучает психологическая наука
Слайд 20Специфика психических явлений
Полифункциональность и полиструктурность.
Недоступность для непосредственного наблюдения.
Отсутствие четких пространственных
признаков.
Высокая подвижность и изменчивость.
Высокая адаптивность.
Слайд 21Основные принципы системно–деятельностного подхода
пр. детерминизм;
пр. единства сознания и поведения (деятельности);
пр.
развития;
пр. активности;
пр. системности.
Слайд 23Научные методы практической психологии
Собственно психологические методы: психологическая консультация; психологическая
коррекция; психотерапия; психотренинг.
Психотехники: гипноз; психоаналитическая психотерапия;
гештальттерапия;
бихевиоральная терапия; клиентцентрированная;
логотерапия; психодрама; арт-терапия; танцевальная; группы встреч и др.
Слайд 27Рекомендуемая литература
Айсмонтас Б.Б. /Общая психология: схемы, / М., Владос-Пресс, 2003,
стр. 5 -54; 69 -81..
Гамезо М.В., Домашенко И.А. /Атлас по
психологии, / М., Педагогическое общество России, 2003, стр. 12 -43.
Гиппенрейтер Ю.Б. / Введение в общую психологию, / М., ЧеРо – Юрайт, 2002, стр.9 -99.
Государев Н.А., /Психология и педагогика, / М., Ось-89, 2006.
Лурия А.Р. / Основы нейропсихологии, / М., Академия, 2002.
Лурия А.Р. / Лекции по общей психологии, / СПб, Питер, 2004, стр. 14 -62.
Маклаков А.Г./ Общая психология / СПб, Питер, 2008.
Немов Р.С. / Психология, / М., Высшее образование, 2005, стр.12 -48; 80 -115.
ПетровскийА.В., Ярошенкий М.Г., / Психология, / М., Академия, 2001, стр. 3- 22.
ПетровскийА.В., Ярошенкий М.Г., / Теоретическая психология, / М., Академия, 2003.
Розин В.М. / Психология (наука и практика), / М., Омега – Л, 2005.
Психология и педагогика,/ под ред А.А. Бодалева, / М., Изд-во института Психотерапии, 2002, стр.15 – 33.
Тертель А.Л., / Психология (курс лекций) / М., Проспект, 2007.
Творогова Н.Д. / Психология (лекции для студентов медицинских вузов), / М., ВУНМЦ МЗ РСФСР, 1998.
Хомская Е.Д. / Нейропсихология, / М., УМК Психология, 2002.
Шкуренко Д.А. / Общая и медицинская психология, Ростов-на-Дону, Феникс, 2002, стр. 5 -50.