Слайд 2
Обсуждаемые вопросы:
Современные требования к деятельности музыкального руководителя в современном правовом
поле (юридическая консультация, разъяснения требований ФГОС ДО и др. документов).
2.
Создание условий для творческой инициативы детей в музыкально-ритмической деятельности (на примере освоения детьми музыкально-ритмического репертуара).
3. Рекомендации к подбору и разработке музыкально-ритмического репертуара для детей дошкольного возраста.
4. Ответы на вопросы участников вебинара.
Ведущая вебинара: Анна Иосифовна Буренина, кандидат педагогических наук, доцент, директор АНО ДПО «Аничков мост», главный редактор журнала «Музыкальная палитра» (Санкт-Петербург)
Слайд 3Реализация требований ФГОС ДО в практике музыкального воспитания ДОО
Готовность музыкальному
руководителя к введению Профстандарта педагога
Проблема профессиональной компетентности музыкального руководителя ДОО
Компетентность
— наличие знаний , умений и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также в новых обстоятельствах.
Слайд 4Правовая компетентность
Коммуникативная компетентность
Психолого-педагогическая компетентность
Профессиональная музыкально-педагогическая компетентность
Слайд 5Музыкальный руководитель должен знать ,
понимать и выполнять:
Конституцию РФ
Закон об
образовании РФ
Конвенция о правах ребенка
ФГОС ДО
Трудовой кодекс РФ
Санитарно-эпидемиологические правила
и нормативы
Слайд 6.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от
31.05.2011)
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и
служащих, раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования"
(Единый квалификационный справочник должностей.
Редакция от 9 апреля 2018 года
(в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018).
Должностные обязанности:
Осуществляет развитие музыкальных способностей
и эмоциональной сферы, творческой деятельности
воспитанников.
Формирует их эстетический вкус, используя разные виды
и формы организации музыкальной деятельности.
Участвует в разработке образовательной программы
образовательного учреждения ( ст. 12 Закона об образовании РФ )
Слайд 7Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по
вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии
музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.
Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников.
- Участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательного учреждения (музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ кукольного и теневого театра и иные мероприятия), спортивных мероприятиях с воспитанниками, обеспечивает их музыкальное сопровождение. (ФГОС ДО)
Слайд 8Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки
воспитанников к их участию в массовых, праздничных мероприятиях.
Обеспечивает охрану
жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.
- Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Слайд 9
Должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы
и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
Конвенцию о правах
ребенка;
педагогику и психологию; возрастную физиологию, анатомию; санитарию и гигиену;
индивидуальные особенности развития детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста;
Слайд 10
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками разного
возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками,
музыкальные произведения
детского репертуара;
при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, - основы дефектологии и соответствующие методики их обучения;
современные образовательные музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры;
основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Слайд 11Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование
по направлению подготовки
"Образование и педагогика", профессиональное владение техникой исполнения
на музыкальном инструменте
без предъявления требований к стажу работы.
Слайд 12Оплата труда – что нужно знать музыкальному руководителю.
1. Федеральный закон
от 29 декабря 2012г года №273-ФЗ.
Ст. 28. Компетенция, права,
обязанности и ответственность образовательной организации.
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В этой статье провозглашается один их ключевых принципов деятельности образовательной организации - автономность, которая обеспечивается через широкий перечень прав, дающих самостоятельность в определении внутренней жизни образовательной организации.
Слайд 13В этой связи образовательная организация обладает такими же правами, как
любые иные юридические лица, в частности, осуществляет полномочия работодателя, и
в рамках этих полномочий принимает в соответствии со ст.8 Трудового кодекса РФ локальные нормативные акты, утверждает штатное расписание, должностные инструкции и т.п.
Следовательно, образовательная организация, в том числе и дошкольная, вправе самостоятельно определить в штатном расписании наличие определенных должностей и соответственно законодательство не обязывает образовательную организацию в обязательном порядке вводить в штат должность «музыкальный руководитель».
Поэтому штатную численность сотрудников организации, в том числе ее отдельных подразделений, определяет ее руководитель по своему усмотрению в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления.
Такая же точка зрения у Минобрнауки РФ
Слайд 14В Письме от 31.07.2014 № 08-1002 – дошкольная организация сама
решает, какие сотрудники будут реализовывать образовательную программу. При этом ДОУ
должно руководствоваться ФГОС ДО и другими нормативными актами. Также отмечено, что орган госвласти субъекта РФ должен определять количество необходимых сотрудников в расчете на одну услугу по реализации образовательной программы и учитывать при этом:
ФГОС ДО;
санитарно-эпидемиологические нормативы;
устоявшуюся специфику работы в ДОУ региона;
региональные факторы, определяющие возможности и потребности в кадровом обеспечении.
Также при решении данного вопроса учитываются следующие факторы:
направленность групп (коррекционная, комбинированная и оздоровительная направленности);
режим пребывания детей в группе (количество часов пребывания в сутки);
возраст воспитанников;
число групп ДОУ;
другие особенности реализации программы.
Слайд 15В данном письме указано, что из бюджета субъекта РФ должны
выделяться денежные средства (с учетом требований ФГОС ДО к кадровому
обеспечению) на оплату следующих категорий сотрудников, которые реализуют образовательную программу:
- воспитатели;
- прочие педагогические работники, обеспечивающие реализацию Программы во всех пяти областях развития детей, а также обеспечивающие выполнение требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации Программы, в том числе руководители, работники, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, концертмейстеры, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, руководители физического воспитания, учителя-дефектологи (дефектологи), учителя-логопеды (логопеды), методисты, старшие воспитатели и пр.;
Слайд 16Разработка циклограммы работы музыкального руководителя:
Приказ Минобнауки России от 22.12.2014г.
№1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре"
п.2.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:
музыкальным руководителям;
Слайд 17Примечания:
В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников
включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися,
научная, творческая и исследовательская работа,
а также (!) другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом- методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
Таким образом, в 24 часа входит и работа с детьми, родителями, педагогами и работа с документами. ) Ст. 47. п.6 ФЗ )
Слайд 18Основные положения ФГОС ДО:
«Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности
детства как важного этапа в общем развитии человека…»
Все разные. Все
равные. Нельзя оценивать и сравнивать детей друг с другом.
«построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (п.1.3.2.).
Гибкость планирования всех форм работы с детьми, готовность идти за ребенком, а не по плану.
«поддержка инициативы детей» на основе «сотрудничества детей и взрослых», … «признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» ( п.1.4).
Слайд 19Приоритетным в содержании музыкального руководителя должны быть ценности:
«формирование общей
культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развитие их социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических качеств,
инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».
Слайд 20И для реализации этих требований ФГОС ДО предлагает использование «вариативных
форм организации деятельности с детьми, возможности формирования Программ различной направленности
(в том числе – музыкальной), создания социокультурной среды, способствующей повышению компетентности родителей в вопросах развития и образования детей»… ( в том числе – вопросах музыкального воспитания).
Таким образом, цели музыкального воспитания детей должны быть сформулированы с точки зрения общих ценностей, а не только предметных задач.
То есть, музыкальное воспитание направлено не столько на развитие музыкальных способностей или на подготовку к музыкальной или балетной школе, а на «формирование общей культуры личности ребенка», его личностное развитие, эмоциональное благополучие и позитивную социализацию.
Слайд 21Проблемы реализации ФГОС ДО
Непонимание текста (проблема интерпретации)
Нежелание менять стереотип профессиональной
деятельности
Несогласованность в требованиях руководителей, педагогов и ожиданиях родителей
Слайд 22Например – непонимание текста:
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия
и понимания произведений искусства
(словесного. музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру;, формирование
элементарных представлений и видах искусства.
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;.
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений,
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей…» .
Как это понимать. Как конкретизировать?
Это значит – приобщить детей к искусству, то есть - научить наслаждаться
красотой, чувствовать гармонию, радоваться творчеству.
Приоритет чувственного, эмоционального восприятия, а не формирования
знаний об искусстве.
Слайд 23Непонимание – пример 2.
2.9. Программа состоит из обязательной части и
части, формируемой
участниками образовательных отношений. …
Обязательная часть предполагает комплексность подхода,
обеспечивая
развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных
областях ( 60%).
В части, формируемой участниками образовательных отношений,
должны быть представлены выбранные и/или разработанные
Самостоятельно участниками ОО Программы, направленные на развитие
детей в одной или нескольких образовательных областях,
видах деятельности и/или культурных практиках (парциальные программы), методики, и др. (40%).
Слайд 24Отрицательные стереотипы:
Требования жестких планов работы с детьми;
проведения обязательной диагностики
уровня развития детей;
Требования проведения большого количества праздничных мероприятий без учета
возможностей и потребностей детей и т.д.
Требования к регламентированной структуре занятий с детьми.
Использование знаниевого подхода ( формирование ЗУНов).
Муштра при разучивании танцев для утренников и выступлениях на конкурсах, и др.
Слайд 25Несогласованность в требованиях и ожиданиях . Пример 3.
3.2.1. Для успешной
реализации Программы должны быть обеспечены
следующие психолого-педагогические условия:
Уважение взрослых к
человеческому достоинству детей…
использование в образовательной деятельности форм и методов работы
с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного
замедления развития детей).
Примечание: часто родители хотят ускорения развития для своего ребенка –
Раннее обучение чтению, бальным танцам и др.
Педагоги должны объяснять родителям вред такого подхода, то есть
риски для психического и физического здоровья детей.
Слайд 26Проблемные вопросы реализации ФГОС ДО:
Разработка программы …?
Регламентация .в планировании организационных
форм взаимодействия с детьми, а также праздников и развлечений.
Диагностика музыкального
развития детей
Оценка качества музыкального воспитания в детском саду
Слайд 27И снова о диагностике…
«4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке,
в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не
являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой для объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников».
И далее- 4.5. «Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием для решения управленческих задач, включая:
- аттестацию,
- оценку качества образования…»
Слайд 28Внимание!
При реализации Программы может проводиться
оценка индивидуального развития детей (педагогическая
диагностика) – исключительно для решения следующих задач:
индивидуализации образования;
оптимизации работы
с группой.
Слайд 29Создание условий для проявления детьми инициативы, самостоятельности и творчества в
музыкально-ритмической деятельности.
Советы и рекомендации:
- Использование разнообразных игр и этюдов,
моделей коммуникативных танцев;
Реализация методов театральной педагогики (синтез искусств);
Разработка нового типа музыкально-ритмического репертуара: «пластические картины», «экспромты» и импровизации с участием детей разного возраста, дошкольников и взрослых.
Реализация совместных творческих проектов:
Шляпное дефиле,
«Сам себе костюмер» (Ряжение), и др.
Слайд 30Контакты:
zakaz@muspalitra.ru или muspalitra@yandex.ru
Тел 8 9(812) 597-0031, +7 921 959 9253,
+7 911 252 0055.
Обучение на курсах ПК, переподготовки,
Проведение
авторских семинаров по музыкальному,
музыкально-ритмическому воспитанию детей,
разработки Программы, оценке качества музыкального
образования и др . вопросам.
Спасибо за внимание!