Слайд 1Т Е М А. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Слайд 2совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и местных
бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве.
Бюджетная
система________ _______
Слайд 4Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:
1. Принцип единства бюджетной
системы РФ сводится к единству правовой базы, денежной системы, единству
форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также к единому порядку финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и ведения бухгалтерского учета средств этих бюджетов.
Слайд 5Принципы бюджетной системы РФ
2. Принцип разграничения доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или
частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Слайд 6Принципы бюджетной системы РФ
3. Принцип самостоятельности бюджетов – это:
1)
право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления
на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы;
3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, а также полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; и др.
Слайд 7Принципы бюджетной системы РФ
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов требует отражения в обязательном порядке
и в полном объеме всех их доходов и расходов и иных обязательных поступлений, определенных налоговым и бюджетным законодательством.
Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением этих отсрочек и рассрочек, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Слайд 8Принципы бюджетной системы РФ
5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем
предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и
поступлений из источников финансирования его дефицита.
Слайд 9Принципы бюджетной системы РФ
6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных
средств требует от соответствующих органов и получателей бюджетных средств исходить
при составлении и исполнении бюджетов из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Слайд 10Принципы бюджетной системы РФ
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов сводится
к тому, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой
доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Слайд 11Принципы бюджетной системы РФ
8. Принцип гласности предполагает:
обязательное опубликование в
печати утвержденных бюджетов и бюджетных отчетов, полноту представления информации о
ходе исполнения бюджетов;
обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Слайд 12Принципы бюджетной системы РФ
9. Принцип достоверности бюджета сводится к надежности
показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов
и расходов бюджета.
Слайд 13Принципы бюджетной системы РФ
10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных
средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных их
получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности, в том числе направлению средств, предусмотренных бюджетом, на цели, не обозначенные в нем, квалифицируются как грубые нарушения.
Слайд 14это сводный план сбора доходов государства и использование полученных средств
на покрытие всех видов государственных расходов.
_государственный бюджет_____________ ______
Слайд 15
Государственный бюджет страны представляет собой основной финансовый план образования и
использования общегосударственного фонда денежных ресурсов, состоит из доходной и расходной
части.
Слайд 16свод бюджетов в целом по РФ или по соответствующей территории,
используется для аналитических и статистических целей.
_Консолидированный бюджет_______________ ______
Слайд 17Бюджетная классификация
это систематизированная экономическая группировка доходов и расходов бюджета
по однородным признакам.
Проведение таких группировок обеспечивается наличием бюджетных классификаций,
отражающих социально-экономическое содержание доходов и расходов бюджета.
Слайд 18
Бюджетные классификации устанавливаются Минфином РФ в целях единообразного построения и
учета, а также необходимого анализа исполнения государственного бюджета.
Они имеют
важное значение, так как позволяют объединить отдельные виды бюджетов в общие своды, сопоставлять бюджеты одних республик, краев, областей и регионов с другими, составлять динамические ряды и анализировать их структуру, динамику и ход исполнения бюджета, дают возможность характеризовать доходы бюджета по отдельным их видам и источникам поступлений, а расходы – по их направлениям.
Слайд 19Бюджетная классификация РФ включает:
– классификацию доходов бюджетов РФ;
– функциональную классификацию
расходов бюджетов РФ;
– экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
– классификацию источников
внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
– классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
– классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
– классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
– ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Слайд 20
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – это группировка расходов, отражающая
распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. При
этом перечень главных распорядителей утверждается федеральным законом.
Слайд 21
Классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех
уровней бюджетной системы; включает доходы сгруппированные по источникам и способам
их получения.
Слайд 22
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ это группировка расходов бюджетов всех
уровней по их функциональному содержанию.
Эта классификация состоит из четырех
уровней – разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов:
Слайд 24
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов
всех уровней по их экономическому содержанию.
Слайд 25Доходы бюджета
Под бюджетными доходами понимается централизованный фонд денежных средств, формируемый
за счет распределения и перераспределения части национального дохода для выполнения
государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций.
Экономическим содержанием доходов являются отношения государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования этого фонда. При этом средства в фонд изымаются в безвозмездном и безвозвратном порядке.
Слайд 26Бюджеты образуются за счет трех видов доходов:
1) налоговых доходов;
2) неналоговых
доходов;
3) безвозмездных перечислений.
Слайд 27
Доходы федерального бюджета
К налоговым источникам поступлений относятся:
федеральные налоги и сборы;
таможенные
пошлины и сборы;
пени и штрафы
К неналоговым источникам поступлений относят
доходы:
от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и бюджетными организациями;
полученные в результате мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
от других неналоговых источников дохода
К безвозмездным доходам относятся:
1. безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
2. безвозмездные перечисления международных организаций и правительств иностранных государств;
3. перечисления по взаимным расчетам по передаче средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве
Слайд 28
Доходы регионального бюджета
К налоговым источникам поступлений относятся:
1) налог на имущество
организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог
4) налога на доходы
физических лиц;
5) акциз на спиртосодержащую продукцию
6) и другие налоговые доходы
К неналоговым источникам поступлений относят доходы:
1) часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных платежей в бюджет, в размерах, установленных законами субъектов РФ;
2) доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ (аренда и т. п.);
3) средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ;
4) иные неналоговые доходы (штрафы и т. п.)
К безвозмездным доходам относятся:
1) субвенции из федерального бюджета;
2) дотации и субсидии из бюджетов бюджетной системы РФ;
3) поступлений из бюджетов государственных внебюджетных фондов;
4) от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований
Слайд 29
Доходы местного бюджета
Отчисления от федеральных налогов и сборов, в том
числе налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами:
1. налог на доходы физических лиц;
2. единый налог на вмененный доход;
3. единый сельскохозяйственный налог;
4. государственная пошлина;
5. прочих платежей
К неналоговым источникам поступлений относят доходы:
1. от использования (сдачи в аренду) имущества, находящегося в муниципальной собственности;
2. от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;
3. в местный бюджет поступают и другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и проч.)
К безвозмездным доходам относятся:
1. финансовая помощь из бюджетов бюджетной системы РФ в форме дотаций и субсидий;
2. субвенции из региональных бюджетов; 3. поступления из бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
4. поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования.
Слайд 30Налоговые доходы бюджетов
Экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в
пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде
обязательного взноса.
Слайд 31
Налог – обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Слайд 32Субъекты налогообложения, или плательщики налога, – юридические лица, другие категории
плательщиков и физические лица, которые обязаны в соответствии с законом
уплачивать налоги.
Основным признаком плательщиков налогов является наличие самостоятельного источника дохода. Плательщики – юридические лица, в частности, должны иметь самостоятельный баланс или смету. Учет налогоплательщиков в налоговых органах обязателен. Банки открывают хозяйствующим субъектам счета только при предъявлении документа, подтверждающего постановку на учет в налоговых органах.
Слайд 33Основные понятия налогообложения базируются на определении главных элементов налога, включающих:
1)
налогоплательщика (субъекта налога);
2) объект налога;
3) источник налога;
4) единицу налогообложения;
5) налоговую
ставку;
6) порядок и сроки уплаты налога;
7) адрес перечисления налога (получатель налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый платеж);
8) порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;
9) ответственность за налоговые правонарушения;
10) налоговые льготы.
Слайд 34В составе неналоговых доходов учитываются:
– доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти;
– средства, полученные
в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
– финансовая помощь, полученная от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
– иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.
другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Слайд 35
Средства считаются зачисленными в доход бюджета или бюджета государственного внебюджетного
фонда с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операции
по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет или бюджет внебюджетного фонда.
Слайд 36
Функции налогов. Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения
их свойств; показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как
инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
Слайд 37Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.
1. Фискальная
функция – собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция
– по сути, основная функция налогообложения.
Именно посредством нее налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ.
Слайд 38
2. Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного
инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит
в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.
Слайд 39
3. Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как
государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта
функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма.
Слайд 40Расходы бюджетов
Расходы бюджета – это затраты, формирующиеся в связи
с выполнением государством и органами местного самоуправления своих конституционных и
уставных функций.
Слайд 41Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ формируются с учетом:
–
минимальных государственных социальных стандартов;
– нормативов финансовых затрат на оказание государственных
услуг;
– единых методологических основ расчета минимальной бюджетной обеспеченности.
Слайд 42
Минимальные государственные социальные стандарты – это государственные услуги, предоставление которых
гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах осуществляется за счет финансирования
из бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.
Слайд 43
Минимальная бюджетная обеспеченность – это минимально допустимая стоимость государственных или
муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или
органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств бюджетов.
Слайд 44В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на:
Слайд 45Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, включающая:
1) средства
на инновационную и инвестиционную деятельность (статьи расходов, предназначенных для инвестиций
в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой);
2) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
3) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
4) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
5) другие расходы бюджета, включенные в его капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов.
Слайд 46Текущие расходы бюджетов – это часть расходов, обеспечивающая:
– текущее функционирование
органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений;
– оказание государственной
поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование;
– другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Слайд 47В зависимости от формы расходы бюджетов делятся на :
1) ассигнования
на содержание бюджетных учреждений;
2) средства на оплату товаров, работ и
услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
Слайд 48
3) трансферты населению, в том числе ассигнования:
– на реализацию органами
местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством;
– осуществление отдельных государственных
полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
– компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
4) бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и другие обязательства);
Слайд 49
5) субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
6) инвестиции в
уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
7) бюджетные ссуды,
дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам;
8) кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
9) кредиты иностранным государствам;
10) средства на обслуживание долговых обязательств, включая государственные или муниципальные гарантии.
Слайд 50
Значительную долю в бюджетных расходах составляют расходы бюджетных учреждений, используемые
исключительно на: оплату труда; перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды;
трансферты населению; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения таких контрактов.
Слайд 51
Важной статьей бюджетных расходов являются трансферты населению – главным образом
средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций,
других социальных выплат.
Слайд 52
Бюджетные расходы осуществляются не только в форме безвозмездных и безвозвратных
ассигнований, но и в форме бюджетных кредитов. Такой кредит может
быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом положений Бюджетного кодекса и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.
Слайд 53
Формами оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики
на текущее их функционирование являются, субсидии и субвенции.
Слайд 54
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому
лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых
расходов.
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Слайд 55
Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на
возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести
месяцев в пределах финансового года.
Бюджетная ссуда отличается от субвенций и субсидий тем, что последние используются на стадии формирования бюджета, а первая – на стадии его исполнения.
Слайд 56
Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому
лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление текущих расходов.
Слайд 57Из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
– обеспечение деятельности
Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной
комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении закона о федеральном бюджете на очередной год;
– функционирование федеральной судебной системы;
– осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении закона о федеральном бюджете на очередной год);
– национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
Слайд 58– фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
– государственная поддержка железнодорожного,
воздушного и морского транспорта;
– государственная поддержка атомной энергетики;
– ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
– исследование и использование космического пространства;
– содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
– формирование федеральной собственности;
– обслуживание и погашение государственного долга РФ;
– компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
Слайд 59- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного
материального резерва;
– проведение выборов и референдумов РФ;
– федеральная инвестиционная программа;
–
обеспечение реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
– обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
– финансовая поддержка субъектов РФ;
– официальный статистический учет;
– прочие расходы.
Слайд 60Из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие расходы:
– обеспечение функционирования органов
законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
– обслуживание и погашение государственного
долга субъектов РФ;
– проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
– обеспечение реализации региональных целевых программ;
– формирование государственной собственности субъектов РФ;
– осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
– содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов власти субъектов РФ;
– обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
– оказание финансовой помощи местным бюджетам;
– обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
– компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
– прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ
Слайд 61Из местных бюджетов финансируются следующие расходы:
– содержание органов местного самоуправления;
–
формирование муниципальной собственности и управление ею;
– организация, содержание и развитие
предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
– содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
– организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
– муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
– благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
Слайд 62– организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
–
содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
– организация транспортного
обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
– обеспечение противопожарной безопасности;
– охрана окружающей среды на территориях муниципальных образований;
– реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
– обслуживание и погашение муниципального долга;
– целевое дотирование населения;
– содержание муниципальных архивов;
– проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
Слайд 63Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия
между доходами и расходами.
Возможны три результата этой работы:
1) сбалансированность
– совпадение расходов бюджета и его доходов;
2) профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами;
3) дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.
Слайд 64
Размер дефицита утвержденного бюджета субъекта РФ не может превышать 15%
объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального
бюджета.
Слайд 65Дефицит федерального бюджета финансируется как из внутренних, так и из
внешних источников. К внутренним относятся следующие источники:
– рублевые кредиты банков;
–
госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
– бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
– поступления от продажи имущества, находящегося в госсобственности;
– сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
– изменение остатков на счетах по учету средств федерального бюджета.
Слайд 66К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:
– госзаймы в
иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
– кредиты
правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте, привлеченные РФ.
Слайд 67
Государственные заимствования РФ – займы и кредиты, по которым возникают
долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов)
другими заемщиками, привлекаемые:
– от физических и юридических лиц;
– иностранных государств;
– международных финансовых организаций.
Слайд 68
Внешние заимствования – займы и кредиты, по которым возникают долговые
обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте.
Внутренние заимствования – займы
и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в рублях.
Слайд 69Для покрытия дефицита могут использоваться различные способы:
1) внутренние и внешние
займы;
2) ужесточение налогообложения;
3) денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета).
Слайд 70Основными принципами бюджетного федерализма являются:
– равноправие субъектов РФ в их
налоговых и бюджетных взаимоотношениях с федеральным центром;
– самостоятельность бюджетов разных
уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот за счет собственных доходов и т. д.);
Слайд 71
3. законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между органами
власти и управления разных уровней;
4.соответствие финансовых ресурсов каждого уровня бюджетной
системы закрепленным за ним функциям;
5.основанные на объективных критериях механизмы предоставления регионам финансовой помощи и территориального перераспределения бюджетных ресурсов;
6.наличие оговоренных в законодательстве требований и процедур по поиску взаимоприемлемых решений по налоговым и бюджетным вопросам.
Слайд 72Бюджетный процесс
Бюджетный процесс — деятельность органов государственной власти, органов местного
самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов,
утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности
Слайд 73Участниками бюджетного процесса являются:
1) Президент РФ;
2) органы законодательной власти;
3) органы
исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления,
финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
4) органы денежно-кредитного регулирования;
5) органы государственного и муниципального финансового контроля;
6) государственные внебюджетные фонды;
7) главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
8) иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Слайд 74
В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение
Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не
позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.
Слайд 75Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях.
В первом чтении принимаются
основные параметры бюджета. Рассматривается:
прогнозируемый объём доходов в очередной год и
плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов;
приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы;
общий объём расходов;
верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга;
нормативная величина резервного фонда;
дефицит или профицит федерального бюджета;
По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. в случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:
предоставить законопроект в согласительную комиссию(состав: совет федерации, правительство, Госдума);
вернуть в правительство на доработку;
поставить вопрос о доверии правительству.
Слайд 76
Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:
приложение к
ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников
финансирования дефицита бюджета;
бюджетные ассигнования по разделам;
программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
программа государственно внутренних и внешних заимствований;
Слайд 77
В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов
федерального бюджета.
После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней
передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.
До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.
Слайд 78Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:
1 этап: составление проектов бюджетов — подготовка
экономического обоснования доходов и расходов бюджета;
2 этап; утверждение проектов
бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;
3 этап: исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;
4 этап: контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.
Слайд 79
Бюджетный кодекс регламентирует порядок составления проекта федерального бюджета.
Составление проекта федерального
бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за
10 месяцев до начала очередного года.
Слайд 80
Первый этап формирования федерального бюджета – разработка федеральными органами исполнительной
власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной
год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.
Слайд 81
Второй этап формирования федерального бюджета – распределение федеральными органами исполнительной
власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной год в соответствии
с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям средств.
Слайд 82Процедура принятия, одобрения, подписания и обнародования федерального закона о федеральном
бюджете
Слайд 84
Нарушением бюджетного законодательства признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным
кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения
и контроля за исполнением бюджетов всех уровней, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
Слайд 85К нарушителям могут быть применены следующие меры:
1) предупреждение о ненадлежащем
исполнении бюджетного процесса;
2) блокировка расходов;
3) изъятие бюджетных средств;
4) приостановление операций
по счетам в банках;
5) наложение штрафа;
6) начисление пени;
7) иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными законами.
Слайд 86Основаниями применения названных мер являются:
– неисполнение закона о бюджете;
– нецелевое
использование бюджетных средств;
– неперечисление бюджетных средств их получателям;
– неполное перечисление
бюджетных средств их получателям;
– несвоевременное перечисление бюджетных средств их получателям;
– несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей;
– несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
– несвоевременное доведение до получателей уведомлений об ассигнованиях;
– несвоевременное доведение до получателей уведомлений о лимитах бюджетных обязательств; и др.