Слайд 1Ветроэнергетические
установки
Слайд 21.Зависимость эффективности ВЭУ от направления ветра
Наибольшая эффективность горизонтально-осевых ВЭУ достижима
только при условии обеспечения постоянной коллинеарности оси ветроколеса и направления
ветра. Необходимость ориентации на ветер требует наличия в конструкции ВЭУ механизмов и систем ориентации на ветер для непрерывного слежения за ветровой обстановкой, поиска направления с максимальным ветровым потенциалом, поворота ветроколеса в этом направлении и его удержания в таком положении. Наличие в конструкции ВЭУ системы ориентации на ветер само по себе усложняет ветроагрегат и снижает его надежность
Слайд 31.Зависимость эффективности ВЭУ от направления ветра
Эффективность же работы вертикально-осевых ВЭУ
принципиально не зависит от направления ветра, в связи с чем
отпадает необходимость в механизмах и системах ориентации на ветер. Неравенство характеристик ветрового потока по высоте приводит лишь к некоторому выравниванию моментов поворота, снимаемых с лопастей.
Слайд 42.Коэффициет использования энергии ветра
Теоретически доказано, что коэффициент использования энергии ветра
идеального ветроколеса горизонтальных, пропеллерных и вертикально-осевых установок равен, 0.593. Это
объясняется тем, что роторы ВЭУ обоих типов используют один и тот же эффект подъемной силы, возникающий при обтекании ветровым потоком профилированной лопасти. К настоящему времени достигнутый на горизонтальных пропеллерных ВЭУ коэффициент использования энергии ветра составляет 0.4. Проведенные экспериментальные исследования российских вертикально-осевых установок показали, что достижение значения 0.4-0.45 - вполне реальная задача. Таким образом, можно отметить, что коэффициенты использования энергии ветра горизонтально-осевых пропеллерных и вертикально-осевых ВЭУ близки.
Слайд 53. Запуск ВЭУ
Считается, что момент трогания горизонтально-осевых пропеллерных ВЭУ не
равен 0, поэтому для их запуска не требуются внешние источники
энергии. Однако на практике ветроколесо этого типа самозапускается только в том случае, если оно с той или иной точностью направлено на ветер. При боковом же ветре мощное ветроколесо может и не самозапуститься и необходим внешний источник энергии для разворота гондолы с ветроколесом на ветер.
Слайд 63.Запуск ВЭУ
Долгое время считалось, что момент трогания вертикально-осевых ВЭУ равен
0, т. е. считалось, что они не самозапускаются.
Однако российские
ученые разработали ветро-ротор Дарье, который самозапускается при скорости ветра 3.5-4 м/с в зависимости от мощности ветро-турбины. Момент трогания этих ветроустановок гораздо больше 0, а для самораскрутки достаточно лишь небольшого порыва ветра.
Слайд 74.Степень быстроходности
Среди горизонтально-осевых пропеллерных ВЭУ наибольшее распространение получили быстроходные (до
5-7 модулей) установки с числом лопастей менее четырех. Они обеспечивают
наивысший коэффициент использования энергии ветра, т. е. наиболее эффективны. Высокая степень быстроходности предполагает использование значительно усложняющих конструкцию ВЭУ специальных устройств и систем для ограничения угловой скорости вращения в определенных жестких пределах и предотвращения разноса ветроколеса и трансмиссии.
Слайд 84.Степень быстроходности
Принципиально вертикально-осевая ВЭУ с прямыми лопастями может быть быстроходной,
ограничением является прочность лопастей па поперечные инерционные нагрузки и вибронагрузки.
Тенденция разработки все более и более прочных, легких и дешевых композиционных материалов открывает перспективы создания быстроходных прямолопастных ветродвигателей типа Дарье.
Слайд 95.Мощность
Укрупнение горизонтально-осевых ВЭУ малоэффективно. Оно имеют верхний предел мощности в
З-4 МВт, так как на их лопасти помимо центробежных действуют
изгибающие силы, переменные по величине и направлению, что ограничивает размеры лопастей, существенно снижает надежность горизонтально-осевых пропеллерных ВЭУ и сокращает сроки их эксплуатации. Поэтому переход на большие мощности предполагает качественное изменение конструкции ВЭУ.
Слайд 105.Мощность
В свете этого наиболее предпочтительным решением является вертикально-осевая схема, теоретический
предел мощности которой по современным представлениям на порядок выше теоретического
предела мощности горизонтально-осевых пропеллерных ВЭУ.
Слайд 116.Надежность
В горизонтальных пропеллерных ВЭУ удачно используются достижения авиационной техники, в
частности в области проектирования лопастей, систем управления углами их установки,
трансмиссий. Следовательно, есть все основания полагать, что эти установки достаточно отработаны и их надежности могут быть даны далеко не низкие оценки
Слайд 126.Надежность
Очевидно, что после отработки вертикально-осевые ВЭУ, особенно агрегаты большой мощности,
обещают более высокую надежность. Основанием для такого суждения являются значительное
упрощение их конструкции, снижение уровня требований к изготовлению трансмиссий, упрощение условий монтажа и эксплуатации и т. д., что обусловлено следующими особенностями этих установок: отсутствие механизмов и систем управления поворотом гондолы на ветер, размещение генератора и мультипликатора на фундаменте, отсутствие необходимости в устройствах и системах управления углом установки лопастей, отсутствие проблем с передачей электроэнергии от генератора.