Разделы презентаций


Гештальтпсихология

Содержание

ГештальтпсихологияГештальтпсихология - психологическое направление, исходящее из целостности человеческой психики, не сводимой к простейшим формам. Гештальтпсихология исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира в виде гештальтов.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Гештальтпсихология

Гештальтпсихология

Слайд 2Гештальтпсихология
Гештальтпсихология - психологическое направление, исходящее из целостности человеческой психики, не

сводимой к простейшим формам. Гештальтпсихология исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся

на основе восприятия окружающего мира в виде гештальтов.

ГештальтпсихологияГештальтпсихология - психологическое направление, исходящее из целостности человеческой психики, не сводимой к простейшим формам. Гештальтпсихология исследует психическую

Слайд 3Отражение ее главного принципа, основанного на целостности восприятия, можно найти

в работах немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804), который писал все

свои трактаты, сидя в домашнем халате и шлепанцах. Кант утверждал, что, когда мы воспринимаем то, что называем объектами, мы имеем дело с психическими процессами, которые могут показаться нам составленными из отдельных чувствительных элементов. Эти элементы, которыми оперируют в своих теориях эмпирики и ассоцианисты, в значительной мере действительно организуются априорно, но на самом деле их объединение происходит отнюдь не посредством механического процесса ассоциации - напротив, именно наш разум в процессе восприятия формирует единый опыт.

Иммануил Кант - немецкий философ и ученый, основоположник классического немецкого идеализма - родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (ныне Калининград), умер 12 февраля 1804 года там же.

Отражение ее главного принципа, основанного на целостности восприятия, можно найти в работах немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804),

Слайд 4Триумвират
Отказались от дополнительных элементов, которые извне упорядочивают сенсорный состав сознания.
Главная

задача в том, чтобы дать новую интерпретацию фактам сознания как

единственной психической реальности.
Понятие об инсайте ключевое.

Коффка

Вертгеймер

Кёллер


ТриумвиратОтказались от дополнительных элементов, которые извне упорядочивают сенсорный состав сознания.Главная задача в том, чтобы дать новую интерпретацию

Слайд 5Началом рождения гештальтпсихологии как психологичес­кой школы считается 1912 год —

год выхода первой работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения».



Основные идеи и положения
1. Главная установка гештальтпсихологии — принцип целостности в понимании явлений и феноменов сознания и психики.
2. Принцип целостности позволяет рассматривать сознание с точки зрения наличия в нем целостных образований (гештальтов), которые не разлагаемы на сенсорные первоэлементы, т. е. психические образы — это не комплексы ощущений.

Началом рождения гештальтпсихологии как психологичес­кой школы считается 1912 год — год выхода первой работы М. Вертгеймера «Экспериментальные

Слайд 64. Факты сознания должны рассматриваться как единствен­ная психическая реальность.
Сознание имеет деятельностную

сущность: оно активно и посредством определенных действий строит свои образы

внешнего мира, опираясь на изначально имеющиеся структу­ры — гештальты.
Сознание понимается как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными.
Единицей анализа этого поля (т. е. сознания) выступает гештальт, определяемый как целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.
4.	Факты сознания должны рассматриваться как единствен­ная психическая реальность.Сознание имеет деятельностную сущность: оно активно и посредством определенных действий

Слайд 78. Методом исследования гештальтов сознания является феноменологический метод, понимаемый как

непредвзятое, объек­тивное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.
9.

Зрительное восприятие имеет свои закономерности, которые обеспечивают группировку отдельных элементов физического мира в целостные гештальты:
8. Методом исследования гештальтов сознания является феноменологический метод, понимаемый как непредвзятое, объек­тивное и непосредственное наблюдение и описание

Слайд 8- апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания

психической деятельности человека);
- взаимодействие фигуры и фона (когда любое зрительное

поле делится на фигуру, отличающуюся оформленностью, яркостью, четкостью, и именно ее мы воспринимаем как основное содержание поля; и фон, который не столь ярок, аморфен, но именно благодаря фону фигура и воспринимается с такой четкостью);
- целостность и структурность восприятия, т. е. человек воспринимает предметы в видимом поле не по отдельности, а все вместе как единое целое;
- апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека);- взаимодействие фигуры и фона

Слайд 9- прегнантность (стремление к простоте и упорядоченности восприятия);
- константность восприятия

(постоянство образа предмета несмотря на изменение условий его восприятия);
- феномен

«близости» (тенденция к объединению элемен­тов, смежных во времени и пространстве);
- феномен «замыкания» (тенденции к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры).
- прегнантность (стремление к простоте и упорядоченности восприятия);- константность восприятия (постоянство образа предмета несмотря на изменение условий

Слайд 1210. Восприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развития психики.


11. Процесс формирования восприятия происходит постепенно, через динамическое усложнение имеющихся

примитивных и смугньгх образов и образование все более сложных структур, а также в установление соотношений между этими структурами.
10. Восприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развития психики. 11. Процесс формирования восприятия происходит постепенно, через

Слайд 1312. Мышление не может рассматриваться как сформированный путем проб и

ошибок набор навыков.
13.Мышление - процесс решения задачи через структурирование поля.


14. Условием этого структурирования, имеющего целью отказ от привычных стереотипов, является так называемый инсайт — внезапное озарение, или осознавание.
12. Мышление не может рассматриваться как сформированный путем проб и ошибок набор навыков.13.Мышление - процесс решения задачи

Слайд 14Вертхаймер, Макс (1880–1943) – американский психолог. Вертхаймер интересовался экспериментальной психологией,

военной психологией, философией психологии и теоретической психологией, психологическим изучением социальных

проблем, юридической психологией. Получил степень доктора Вюрцбургского университета (1904). Работал в Берлинском психологическом институте (1916–1929), профессором Франкфуртского университета (1929–1933), профессором Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке (1933–1943). Награжден почетным знаком Вильгельма Вундта (1980).
Вертхаймер, Макс (1880–1943) – американский психолог. Вертхаймер интересовался экспериментальной психологией, военной психологией, философией психологии и теоретической психологией,

Слайд 15 Коффка, Курт (1886–1941). Коффка получил образование в Берлинском университете,

проявив исключительный интерес к естественным наукам и философии. В дальнейшем

он изучал психологию под руководством Штумпфа и получил докторскую степень в 1909 г. В 1910 г. Коффка начал свое сотрудничество с Вертхеймером и Келлером в стенах Франкфуртского университета. На следующий год он получил место в университете Гиссена, где проработал до 1924 г. В 1927 г. он стал профессором Смитовского колледжа в Нортхэмптоне (Массачусетс), где проработал до своей смерти в 1941 г.
Коффка, Курт (1886–1941). Коффка получил образование в Берлинском университете, проявив исключительный интерес к естественным наукам и

Слайд 16Кёлер, Вольфганг (1887–1967) – американский психолог. Интересовался общей, экспериментальной психологией,

психофизиологией и сравнительной психологией, философией психологии и теоретической психологией. Получил

степень доктора философии Берлинского университета (1909). Работал на научной станции исследования антропоидов на Канарских островах (1913–1920), в психологической лаборатории Берлинского университета (1920), профессором Геттингенского университета (1921), заведующим кафедрой психологии Берлинского университета (1922–1935), профессором Суотморского колледжа (1935–1958), профессором-исследователем (1946), президентом APA (1958).
Кёлер, Вольфганг (1887–1967) – американский психолог. Интересовался общей, экспериментальной психологией, психофизиологией и сравнительной психологией, философией психологии и

Слайд 17Первые работы Келера, посвященные исследованию интеллекта шимпанзе, привели его к

наиболее значимому открытию - открытию инсайта (озарения). Исходя из того,

что интеллектуальное поведение направлено на решение проблемы, Келер создавал такие ситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути.

Операции, которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы двухфазными, так как состояли из двух частей.(сначала спомощью одного орудия получали другое, потом с помощью него доставали банан). Эксперименты Келера доказывали, что во время мыслительного процесса происходит мгновенное схватывание ситуации и верное решение поставленной задачи.

Первые работы Келера, посвященные исследованию интеллекта шимпанзе, привели его к наиболее значимому открытию - открытию инсайта (озарения).

Слайд 18Кёлер пришёл к выводам:
1) у шимпанзе имеется разумное поведение того же

рода, что и у человека; разница в поведении шимпанзе и человека лишь в степени сложности

формы или структуры поведения; 2) последняя представляет собой некоторую целостную структуру действий (гештальт), возникающую в связи со зрительным восприятием ситуации; 3) природа этого восприятия есть целостное, несводимое к отдельным элементам симультантное «схватывание» отношений (инсайт).

Кёлер пришёл к выводам:   1) у шимпанзе имеется разумное поведение того же рода, что и у человека; разница в поведении шимпанзе и человека

Слайд 19
Объясняя феномен инсайта, он доказывал, что в тот момент, когда

явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Соединение

предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс «переструктурированием гештальта».

Объясняя феномен инсайта, он доказывал, что в тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают

Слайд 21Левин, Курт (1890–1947) – немецкий и американский психолог. Левин родился

в Пруссии, учился в университетах Фрейбурга, Мюнхена и Берлина. В

1914 г. получил докторскую степень. После четырехлетней службы в армии преподавал психологию в Психологическом институте Берлинского университета. Работал в тесном содружестве с Вертгеймером, Кёлером, Коффкой. После установления фашизма в Германии эмигрировал в США, где преподавал в Стенфордском и Корнельском университетах. В 1945 г. стал руководителем исследовательского центра групповой динамики при Массачусетсском технологическом институте.
Левин, Курт (1890–1947) – немецкий и американский психолог. Левин родился в Пруссии, учился в университетах Фрейбурга, Мюнхена

Слайд 22- Теория психологического поля.
- Личность живет и развивается в психологическом

поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд.
-

Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности.
- Коммуникация заряженных систем.
- Теория психологического поля.- Личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых

Слайд 23Теория поля
Человек, писал К. Левин, живет и развивается в «психологическом

поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою

валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов.
Теория поляЧеловек, писал К. Левин, живет и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет

Слайд 24Социальная психология
Работы Левина оказали большое влияние на социальную психологию, технологию

разрешения конфликтов, ему принадлежит идея проведения групповых тренингов для изменения

тех или иных особенностей поведения.
Социальная психологияРаботы Левина оказали большое влияние на социальную психологию, технологию разрешения конфликтов, ему принадлежит идея проведения групповых

Слайд 25Работы, выполненные в русле этих направлений, позволили многим последователям Левина

назвать его основоположником американской социальной психологии.
Курт Левин скончался скоропостижно,

от сердечного приступа 12 февраля 1947 года.
Работы, выполненные в русле этих направлений, позволили многим последователям Левина назвать его основоположником американской социальной психологии. Курт

Слайд 26Зейгарник, Блюма Вульфовна (1900–1988) – советский психолог, доктор психологических наук

(1960), профессор (1965). Окончила психологическое отделение философского факультета Берлинского университета

(1927). Начала свою научную деятельность под руководством берлинского психолога Левина. Она работала в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины (ВИЭМ), применяя идеи культурно-исторического подхода к пониманию патологии психики (1931). В годы Великой Отечественной войны Зейгарник занималась восстановлением высших психических функций после черепно-мозговых ранений в восстановительном госпитале г. Кисегач под руководством А.Р. Лурия. В 1943–1967гг. возглавляла лабораторию патопсихологии НИИ Психиатрии МЗ РСФСР и преподавала одновременно в МГУ им. М.В.Ломоносова.
Зейгарник, Блюма Вульфовна (1900–1988) – советский психолог, доктор психологических наук (1960), профессор (1965). Окончила психологическое отделение философского

Слайд 27Эффект Зейгарник.
Открыт в 20-е годы нашей соотечественницей Б.В. Зейгарник

и назван ее именем.
Она просила испытуемых за ограниченное время решать

интеллектуальные задачи. Время решения определялось ею произвольно, так что она могла позволить испытуемому найти решение либо в любой момент заявить, что время истекло и задача не решена.
По прошествии нескольких дней испытуемых просили припомнить условия тех задач, которые предлагались им для решения.
Выяснилось, что в случае если решение задачи прервано, то она запоминается лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными. Число запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся завершенных задач. Эта закономерность и получила название "эффект Зейгарник". Можно предположить, что определенный уровень эмоционального напряжения, не получившего в условиях незавершенного действия Разрядки, способствует сохранению его в памяти.
Эффект Зейгарник. Открыт в 20-е годы нашей соотечественницей Б.В. Зейгарник и назван ее именем.Она просила испытуемых за

Слайд 28Спустя сорок лет после открытия эффекта Зейгарник было подсчитано, что

более 160 научных работ были посвящены уточнению и интерпретации эффекта

Зейгарник и свыше 30 тыс. человек были использованы в качестве испытуемых для проведения соответствующих экспериментальных исследований с целью доказать или опровергнуть существование этого феномена. Практически все направления и школы психологии, за исключением психоанализа, пытались так или иначе интерпретировать открытый Зейгарник эффект: поставить его на служение своим теориям либо опровергнуть его.
Спустя сорок лет после открытия эффекта Зейгарник было подсчитано, что более 160 научных работ были посвящены уточнению

Слайд 29Зейгарник крайне скептически относилась к массовому использованию психотерапии. По ее

мнению, опосредствованная личность, т е. личность, критически оценивающая себя, способная

самостоятельно справиться с внутренними проблемами, не нуждается в психотерапии, поскольку развитая, гармоничная личность должна уметь самостоятельно «отремонтировать» свои внутренние «неполадки».

Людям незрелым, с несформированной системой психической саморегуляции, по мнению Зейгарник, нужны психотерапевты.

Мнение

Зейгарник крайне скептически относилась к массовому использованию психотерапии. По ее мнению, опосредствованная личность, т е. личность, критически

Слайд 30Краткий вывод.
Блюма Вульфовна Зейгарник приобрела всемирную известность благодаря открытому ею

феномену, названному в ее честь и вошедшему во все психологические

энциклопедии, словари и учебники, а также благодаря выделению патопсихологии из разрозненной области знаний в особую ветвь науки со своей проблематикой, терминологией, предметом, методом, системой и областью практического применения.
Краткий вывод.Блюма Вульфовна Зейгарник приобрела всемирную известность благодаря открытому ею феномену, названному в ее честь и вошедшему

Слайд 31Критика гештальт-психологии
Критики гештальт-психологии утверждали, что у ее основателей суть изучения

восприятия – к примеру, при наблюдении фи-феномена – сводилась скорее

не к научному исследованию явления, а просто к признанию его существования. Некоторы ученые заявляли, что приверженцы гештальт-психологии слишком много занимаются теоретическими выкладками и получают слишком мало опытных данных в поддержку своих идей. Введенное Келлером понятие инсайта также подвергалось серьезной критике. Попытки повторить его эксперимент, в котором шимпанзе давались две коротки палки, из которых надо было составить одну длинную, оказали слабую поддержку взглядам на роль инсайта в процессе научения. На основе повторно проведенных подобных опытов высказывались предположения, что так как решение у обезьян возникает не мгновенно, оно может зависеть от их предыдущих навыков.
Критика гештальт-психологииКритики гештальт-психологии утверждали, что у ее основателей суть изучения восприятия – к примеру, при наблюдении фи-феномена

Слайд 32Вклад гештальтпсихологии
в развитие психологии
Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею

"атомизма" в психологии - представления о том, что образы сознания

строятся из кирпичиков ощущений. Существует некая изначальная упорядоченность сенсорно-интеллектуальных структур. В исследованиях гештальтпсихологов было открыто более ста закономерностей зрительного восприятия: апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека), взаимодействие фигуры и фона, целостность и структурность восприятия, прегнантность (стремление к простоте и упорядоченности восприятия), константность восприятия (постоянство образа предмета несмотря на изменение условий его восприятия), феномен "близости" (тенденция к объединению элементов, смежных во времени и пространстве), феномен "замыкания" (тенденции к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры).           Адаптивные формы поведения объяснялись универсальным понятием "инсайта" (от англ. "insight" - озарение) - внезапным схватыванием отношений при решении проблемных задач.
Вклад гештальтпсихологиив развитие психологииПрогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика