Слайд 1Безопасность жизнедеятельности
Слайд 2
Самойлова Наталья Васильевна
Доцент кафедры валеологии
ауд. 396
Слайд 3Литература:
Запорожец А. Безпека життєдіяльності, 2013. - 448 с.
Желібо Є. П.,
Заверуха Н. М., Зацарний В. В. Безпека життєдіяльності. Львів: “Новий
Світ., 2007. – 328 с.
Березуцький В.В., Васьковець Л.А., Вершиніна Н.П. та ін. Безпека життєдіяльності – Х.: Факт, 2005. – 348 с.
Слайд 4Тема лекции:
Категориально-понятийний аппарат БЖД,
таксономия опасности.
Риск как оценка опасности.
Слайд 5Этапы развития БЖД
1 – донаучный (бессистемный)
с древних времен
до 1992 г. ,
2 – научный (системный) с 1992 г.
до ≈ 2005 г.
3 – современный ≈ с 2005 г.
Слайд 6Развитие знаний по БЖД
На заре человечества человеку угрожали только природные
объекты
Слайд 7Вторая группа опасностей
Действия других людей:
войны, конфликты, убийства, насилие
Слайд 8Третья группа опасностей:
Происходит от объектов созданных самим человеком, т.е. антропогенных:
машины, механизмы, хим. вещ-ва, источники разного рода излучений.
Слайд 9Жан Батист Ламарк
(1744-1829 рр.)
«Иногда кажется, что назначение человека состоит в
том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным
для жизни».
Слайд 10Актуальность проблем БЖД
нарушение экологического равновесия природной среды вследствие чрезмерной
антропогенной нагрузки на биосферу;
рост числа техногенных аварий и катастроф при
взаимодействии человека со сложными техническими системами;
социально-политическая напряженность в обществе.
Слайд 11Безопасность жизнедеятельности (БЖД)
гуманитарно-техническая дисциплина, которая изучает проблемы безопасного пребывания людей
в окружающей среде во время трудовой и другой деятельности.
Слайд 12БЖД
область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты человека от
них в любых условиях его обитания.
Слайд 13Безопасность жизнедеятельности
Изучает человека как элемент системы «человек – среда обитания»
(«ЧСО»).
Объектом изучения БЖД является человек в условиях его обитания.
Слайд 15Постоянная борьба за свое существование вынуждала человека находить и совершенствовать
средства защиты от естественных негативных воздействий среды обитания.
Слайд 16Но появление относительно безопасного жилища, применение огня и других средств
защиты, совершенствование способов получения пищи, кроме защиты человека от негативных
воздействий, привели к его влиянию на среду обитания.
Слайд 19В результате активной техногенной деятельности человека
во многих регионах нашей
планеты уже разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания
— техносфера. То есть человек давно живет не в «природе», а находится в среде антропогенно измененной, трансформированной под влиянием своей деятельности.
Слайд 20Техносфера
регион биосферы, преобразованный людьми в пространство, обеспечивающее их комфортное
проживание (регион города, промышленная зона).
Слайд 21Создавая техносферу
человек стремился к повышению комфортности своей среды обитания,
к росту
коммуникабельности,
к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий.
Слайд 22Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и сказалось на
увеличении продолжительности жизни
Все это благоприятно отразилось на условиях жизни
и сказалось на увеличении продолжительности жизни
Слайд 24Ч. Дарвин
«Человек, не обольщайся природа способна мстить»
Слайд 25Основные понятия БЖД
Безопасность жизнедеятельности
Жизнедеятельность
Безопасность
Опасность
Слайд 26Жизнедеятельность человека
свойство человека не просто действовать в жизненном пространстве, которое
его окружает, а процесс сбалансированного существования и самореализации индивида, группы
людей, общества и человечества в целом, в единстве их жизненных потребностей и возможностей.
Слайд 27Безопасность человека
это понятие, отражающее саму суть человеческого бытия, его ментальные,
социальные и духовные приобретения.
Согласно ДСТУ 2293-99 безопасность - это состояние
защищенности личности и общества от риска понести ущерб. Безопасность - состояние защищенности человека, общества и окружающей среды от чрезмерной опасности. Безопасность - это состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей.
Слайд 28
Понятие безопасность неразрывно связано с понятием опасность.
Слайд 29Опасность
явления, процессы, объекты, информация и сами люди, которые могут при
определенных условиях приводить к ухудшению состояния здоровья или смерти человека,
наносить вред окружающей среде и объектам хозяйственной деятельности (ОГД), обеспечивающих ее жизнедеятельность.
Слайд 30Источниками опасности
являются естественные процессы, объекты и явления, техногенная среда и
человеческие действия.
В большинстве случаев опасность имеет скрытый, неявный характер и
при определенных условиях может превращаться в реальную опасность.
Слайд 31Условия, при которых опасность может реализоваться в событие, называются опасной
ситуацией.
Ситуацию, при которой возникает большая вероятность возникновения несчастного случая, принято
называть опасной или аварийной.
Крупномасштабную аварию называют катастрофой.
Слайд 32
Робочий зошит для самостійної роботи з БЖД для студентів гуманітарних
факультетів
Харківський національний університет імені В.Н.Каразіна
кафедра валеології
Д/з В рабочей тетради выполнить
самостоятельную работу №1
Слайд 33Аксиомы безопасности жизнедеятельности
Любая деятельность человека потенциально опасна (аксиома о
потенциальной опасности).
Все природные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают
способностью к спонтанной потери устойчивости и/или способность длительного негативного воздействия на человека и среду его обитания.
Все элементы техносферы являются источниками техногенных опасностей.
Слайд 34Техногенные опасности негативно влияют на человека, природную среду и элементы
техносферы одновременно.
Техногенные опасности влияют на состояние здоровья людей, приводят к
травмам, материальным затратам и к деградации природной среды.
Системы экологической и биологической защиты на технических объектах и в технологических процессах должны иметь приоритет ввода в эксплуатацию средства контроля режимов работы.
Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.
Для каждого вида деятельности можно создать комфортные условия, способствующие ее максимальной эффективности.
Слайд 35Номенклатура опасностей – это перечень опасностей (в алфавитном порядке).
В теории
БЖД выделяются несколько уровней номенклатуры: общая, локальная, отраслевая, местная (для
отдельных объектов).
Полезность номенклатур – содержит полный перечень потенциальных опасностей и облегчает процесс идентификации.
Слайд 36Таксономия опасностей
систематизация явлений, процессов, объектов, которые способны наносить вред человеку.
Опасность
сложное понятие поэтому классифицируется по определенным признакам.
Слайд 37Классификация опасности:
(таксономия опасности)
По природе происхождения: природные, техногенные, социальные, смешанные.
По времени
проявления отрицательных последствий: импульсные и кумулятивные.
По локализации: связанные с атмосферой,
литосферой, гидросферой, космосом.
По вызываемым последствиям: утопление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы.
По наносимому ущербу: социальный, технический, экологический.
По сфере проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная и др.
Слайд 38Наиболее удачной классификацией опасностей
является классификация по источникам происхождения, согласно
которой все опасности подразделяются на группы: природные, техногенные, социальные, смешанные
(комбинированные).
Слайд 39Опасность проявляется в результате действия на человека нежелательных факторов.
Фактор (от
лат. factor - действующий) - причина, движущая сила какого-либо процесса,
определяющая его характер или отдельные его черты. Все факторы делятся на повреждающие, опасные и вредные.
Слайд 40Повреждающие факторы приводят к разрушению систем жизнеобеспечения и гибели человека.
Опасные
факторы приводят к травмам, внезапному ухудшению здоровья (головная боль, ухудшение
зрения, слуха, изменения психологического и физического состояния) и даже к внезапной смерти.
Вредные факторы могут вызвать заболевание или снижение работоспособности человека, как в явной, так и скрытой формах; могут вызвать смерть как результат заболевания.
Слайд 41Распределение факторов на повреждающие, опасные и вредные достаточно условно.
Один и
тот же фактор может стать причиной гибели человека, заболевания, или
не нанести никакого вреда, благодаря силе и способности организма к противодействию.
Слайд 42По характеру и природе действия все опасные и вредные факторы
подразделяют на
4 группы (ГОСТ 12.0.003-74):
физические,
химические,
биологические,
психофизиологические.
Слайд 43
Одной из предпосылок разработки эффективных мер, направленных на предотвращение опасностей
и устранения их последствий, является идентификация опасностей.
Слайд 44Идентификация
процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик,
необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных
на обеспечение нормального функционирования технических систем и качества жизни.
Слайд 45Квантификация
это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий.
Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой
опасности является риск.
Слайд 46Риск - это
количественная оценка опасности.
частота реализации опасности.
ситуативная характеристика деятельности,
состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствий в
случае неуспеха.
Слайд 47
В расчетах принято обозначать риск буквой R ( от английского
слова risk — риск), а размерность этого показателя обратна времени,
т.е. 1/единицу времени.
Слайд 48
Величина риска (R) определяется по формуле:
R = n / N,
где
n - количество событий с нежелательными последствиями;
N - максимально возможное
количество этих событий (число событий n и N обязательно определяются за одинаковый интервал времени, чаще всего - за год).
Слайд 49Пример
В 2010 г. в Украине зарегистрировано 8млн. 827 тыс. случаев
инфекционных заболеваний. Общее количество населения страны (по состоянию на 01.01.2011
г. - 45 млн. 778,5 тыс. человек). Рассчитать риск подвергнуться опасности человека.
Слайд 50Решение
8827000 / 45778500/1 = 0,19
0,19 / 0,000001 = 190000
Слайд 51Уровни риска
фоновый риск — риск, существующий в любой системе «человек-среда
обитания», может быть мировой, национальный, местный, объектовый;
предельно-допустимый риск — риск,
который не должен превышаться независимо от экономических и социальных условий;
приемлемый (допустимый) — риск, который является приемлемым для общества или контролирующего органа.
Слайд 52Допустимый риск
Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели человека обычно считается
риск, который равен 10 -6 на год. Малым считается индивидуальный
риск гибели человека - 10 -8 на год.
Слайд 53Методы оценки риска
Статистический (инженерный) — накопление данных о конкретных реализованных
опасностях
Сетевого моделирования (модельный) — позволяет определить причины реализации опасностей, основан
на построении модели воздействия вредных факторов на отдельного человека или соц. Группу.
Топографический (экспертный) — изучает причины и вырабатывает конкретные рекомендации действий человека в сложившихся опасных для жизни ситуациях. Основан на опросе опытных специалистов.
Социологический — основан на опросе населения.
Слайд 54Культура безопасности как элемент общей культуры
По мнению многих ученых Японии,
США, России, дальнейшее развитие цивилизации и обеспечения безопасного существования будет
зависеть не столько от уровня технических достижений, сколько от культуры общественного сознания, составной частью которой является мораль.
Слайд 55Культура безопасности
способствует не только духовному развитию личности, но и является
способом объединения людей гуманным отношением друг к другу, а также
сознательного, ответственного отношения к вопросам безопасности во всех сферах человеческой деятельности.
Слайд 56
Робочий зошит для самостійної роботи з БЖД для студентів гуманітарних
факультетів
Харківський національний університет імені В.Н.Каразіна
кафедра валеології
Д/з В рабочей тетради выполнить
самостоятельную работу №2