Слайд 1Социальные утопии эпохи Возрождения
Слайд 2В период образования первых зародышей капитализма, связанных с первоначальным накоплением
капитала, возникают теории, критически реагирующие на явления, сопряженные с углубляющейся
социальной дифференциацией. И хотя эти теории возникают и начале раннего капитализма, в них, собственно говоря, уже предвидятся горизонты капиталистического общественного строя и выражаются идеи социального равенства людей. Часто это гениальное Предвидение имеет утопический и иллюзорный характер, так как отражает объективно несуществующие Общественные условия и силы тогдашнего общества. Утопические учения XVI в. связаны, прежде всего, трудами английского гуманиста Томаса Мора, итальянского монаха Томмазо Кампанеллы и немецкого реформатора Томаса Мюнцера.
Слайд 3Творчество Мора является ярким выражением гуманистического нравственного идеала, учением о
достоинстве человека и его свободе. Трагические обстоятельства его смерти как
бы предзнаменовали конец мечтаний о золотом веке, провозглашавшемся платоновской Академией во Флоренции, а также крушение «христианского гуманизма» Эразма Роттердамского.
Слайд 4В своем главном произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная,
как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия»
он рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи. Она написана в форме диалога, в котором принимаются и отвергаются официальные политические воззрения. В первой части работы дается критика английского общественного устройства; во второй представляются устройство и жизнь на вымышленном острове Утопия
Слайд 5Мор не удовлетворялся поверхностным анализом периода начального накопления капитала, которое
в Англии проходило весьма жестоко, но стремился к выяснению социальных
причин этого явления. Он считал, что они коренятся в частной собственности. Поэтому следует изменить общественные отношения, однако это нельзя сделать лишь законодательным путем. Идеалом, который он конкретно демонстрирует на примере отношений, на острове Утопия, были общественная собственность, высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать и т. д.
Слайд 6Томас Мор был одним из основателей утопического социализма. Его творчество
является наиболее важным исследованием о социализме конца XVIII столетия. Здесь
он проявился как рационалист, его социальное учение соответствует уровню научного познания того времени. Свои представления о новом обществе он не считал фантазией, хотя и осознавал возможные трудности при их реализации. Он полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем. В этом также проявлялась иллюзорность, неосуществимость его учения, и оно входит в историю мышления как «утопическое».
Слайд 7Томмазо Кампанелла (1568—1639) был одним из представителей итальянской философии природы;
однако более значительную роль сыграло его социальное учение: кроме «Города
Солнца» он написал «О христианской монархии», «О церковной власти», «Об испанской монархии». Он отстаивает единство церковной и светской власти, отвергает протестантскую Реформацию, провозглашает идею власти папы над всеми христианами.
Слайд 8Он выражает мысль о необходимости больших общественных преобразований, направленных на
реализацию царства божьего на земле, -призывает в соответствии с христианской
совестью к ликвидации частной собственности и эксплуатации. В отличие от Мора он полностью убежден в возможности реализации этого переворота силой массового восстания. Кампанелла становится во главе заговора в Калабрии, оккупированной испанцами. После поражения заговора он бежал, был схвачен и осужден на пожизненное заключение. Провел в тюрьме больше 25 лет, написал там большинство своих книг, в том числе «Город Солнца»
Слайд 9Книга «Город Солнца» возникла не случайно, как пытаются представить современные
католические исследователи, она находится в полном соответствии со всей духовной
и политической жизнью автора, который на собственном опыте познал страдания масс. В отличие от Мора он не обращает большого внимания на экономические проблемы. Ликвидацию частной собственности он полагает возможной, исходя из моральных установок христианства
Слайд 10Утопическая теория Кампанеллы в отличие от учения Мора не является
продуктом социального анализа противоречий эпохи, содержит целый ряд внутренних противоречий.
Несмотря на это, в ней много положительных элементов. Так, он предсказывает огромную роль науки, говорит об образовании народа, о ликвидации войн, частной собственности, о справедливом и разумном управлении.
Мор и Кампанелла принадлежат к прогрессивным мыслителям, их социалистические утопии представляют собой идейно целое и плодотворное течение социально-политических концепций Ренессанса. В своем творчестве они развивают мелкобуржуазные идеалы эмансипации и гуманизма. В философском смысле они позитивно повлияли на дальнейшее развитие европейского рационального мышления, в частности философии Просвещения.