Слайд 1
КУДРЯШОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Раздел 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
Тема 3. Современные тенденции международной
торговли на рубеже веков
Кемерово 2011
Слайд 2ПЛАН
1. Основные причины динамики мировой торговли.
2. Основные тенденции и
факторы развития международной торговли.
Слайд 31. Основные причины динамики мировой торговли
Высокие темпы экономического роста, влияние
НТР, роль государственного регулирования.
Сдвиги в производстве, рост обрабатывающей промышленности.
Рост экспорта
капитала и развитие ТНК.
Расширение межд. специализации и кооперирования, либерализация торговли.
Интеграционные процессы.
Экономический рост и индустриализация развивающихся стран.
Слайд 4Мировая торговля товарами и услугами на рубеже веков (в млрд.
долл)
Слайд 5Изменение темпов роста ВВП и мировой торговли
Слайд 62. Основные тенденции и факторы развития международной торговли
Опережающее развитие внешней
торговли по сравнению с темпами роста национальной экономики, особенно в
условиях ускоряющейся глобализации
(в 90-е гг. динамика роста мировой торговли опережала рост совокупного ВВП мира, примерно, в 3 раза). что стимулировало рост открытости национальных экономик. Если в середине XX в. воспроизводственная открытость национальных экономик составляла, в среднем, 16%, в 2000 г. – 25%, то в 2008 г. она достигла 36%, а с учетом экспорта и импорта коммерческих услуг – 48,2% .
Почти половина потребляемых в мире товаров и услуг полностью или частично создается за пределами тех стран, где они потребляются.
Слайд 72. Основные тенденции и факторы развития международной торговли
2. Превращение мирового
товарного рынка в сложную многоярусную систему, где наиболее динамично расширяются
рынки средне- и высокотехнологичной продукции, повышается в мировой торговле удельный вес готовых изделий (особенно высокотехнологичных) при падении доли базовых (топливно-сырьевых товаров и продовольствия).
В 90-е гг. экспорт машин, оборудования и транспортных средств возрастал в среднем ежегодно на 8%. Наиболее динамично в этой товарной группе, в среднем, на 12% в год, увеличивался экспорт наиболее высокотехнологичных видов оборудования – офисного и телекоммуникационного.
Слайд 82. Основные тенденции и факторы развития международной торговли
Высокий удельный вес
доли промышленной продукции в товарной структуре мирового экспорта , а
внутри товаров этой группы – продукции высоких технологий сохраняется. В 2000-2008гг. в среднем – 75% в общем, объеме мирового экспорта, а доля продукции телекоммуникационного и офисного оборудования около 14%.
Слайд 92. Основные тенденции и факторы развития международной торговли
3. Основные выгоды
от развития мировой торговли и глобализации получают развитые страны и
сконцентрированные в них ТНК, присваивающие подавляющую часть мировой технологической ренты и значительную часть природной ренты.
(доля ТНК в мировой торговле превышает 60%, а во внешней торговле отдельных стран – 70%; ТНК остаются основными мировыми экспортерами и импортерами капитала, преимущественно, в виде прямых инвестиций), доля России в этом распределении незначительна и вряд ли возрастет в ближайшее время.
Слайд 102. Основные тенденции и факторы развития международной торговли
4. Воздействие геоэкономических
факторов – интеграционных, дезинтеграционных – а также усиление тенденции регулирования
мировой торговли на межгосударственном уровне (в рамках деятельности таких организаций, как ВТО/ГАТТ, ЮНКТАД).
Благодаря деятельности ГАТТ средневзвешенные ставки пошлин сократились за 1950-2010 гг. с 45 до 3,2%. В рамках ЮНКТАД принята Общая система взаимных преференций на готовые изделия из развивающихся стран и вывозимые на рынки промышленно-развитых стран (1970 г.), что позволяет снижать пошлины на промышленные товары из развивающихся стран и государств с трансформирующейся экономикой, на 50%, а в отношении наименее развитых стран – до нуля.
Слайд 112. Основные тенденции и факторы развития международной торговли
5. Мировая торговля
концентрируется, главным образом, в небольшой группе стран: на первые десять
промышленно развитых стран приходится около 60% мирового экспорта и более 50% мирового импорта.
Слайд 12Географическая структура мирового экспорта в 2000-2008гг.
Слайд 132. Основные тенденции и факторы развития международной торговли
6. Интенсификация и
углубление международных интеграционных процессов в результате формирования зон свободной торговли,
таможенных, экономических союзов и др. приводит к регионализации торговых потоков, к превышению доли внутрирегиональной торговли над межрегиональной, к усилению международной специализации стран-участниц региональных блоков, что, в свою очередь, способствует глобализации
Слайд 14Доля внутрирегиональной торговли в общем товарном экспорте отдельных региональных торговых
соглашений
Слайд 152. Основные тенденции и факторы развития международной торговли
7. Мировая торговля
товарами развивается более медленными темпами, чем мировая торговля услугами: мировой
экспорт услуг в период с 1980 по 2005 гг. развивался опережающими темпами и возрос в 6,61 раза; а мировой импорт услуг за этот же период возрос в 5,96 раза.
Для сравнения: мировой объем экспорта (ФОБ) и импорта (СИФ) товарами за аналогичный период возросли соответственно в 5,1 и в 5,2 раза
Слайд 162. Основные тенденции и факторы развития международной торговли
8. Ускоренное развитие
электронной («виртуальной») торговли (он-лайн, Интернет-торговли), использование компьютерных систем, информационных полей
и технологий для сделок купли-продажи товаров, услуг, перевода финансовых средств; лидером остаются США, концентрирующие 90% виртуальной торговли.
Общемировой объем электронной торговли составил в 1995 г. 26 млрд. долл., в 1999 г .- 180 млрд. долл., в 2001 – более 1 трлн. долл., а в 2005 г. превысил 3,6 трлн. долл.
Слайд 172. Основные тенденции и факторы развития международной торговли
9. Тесная связь
современной международной торговли с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ), имеющими высокие
темпы роста: принимающим странам прямые производственные инвестиции несут передовые технологии, современный опыт управления и обширные деловые связи.