Слайд 1Лечебный факультет
Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
ЛЕКЦИЯ
Тема: Задачи
и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций
Москва 2017
Профессор кафедры
доктор медицинских наук
Русанов Сергей Николаевич
для студентов медико-профилактического факультета
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
Первый Московский государственный медицинский университет
имени И.М. Сеченова
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(Сеченовский Университет)
Слайд 2
1. Безопасность жизнедеятельности: учеб. Пособие / И.М. Чиж, С.Н. Русанов, Н.В.
Третьяков [и др.]; под ред. И.М.Чижа – Ростов н/Д :
Феникс, 2015. – 301, [1] с. – (Библиотека ПМГУ им. И.М.Сеченова)
Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Курс лекций// Учебное пособие для медвузов. М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011.
Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Крючек Н.А., и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 375 с.
Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Литература
Слайд 3
Введение
Задачи и основные принципы организации деятельности единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Состав единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и назначение ее элементов
Функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Заключение
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Слайд 4Введение
На всем протяжении своей истории человечество постоянно подвергалось воздействию катастроф.
Катастрофы уносят тысячи человеческих жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за
короткое время разрушают всё, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками
Слайд 5Правительство Российской Федерации своим постановлением от 27 декабря 1990 г.
образует Российский корпус спасателей.
Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и
ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций.
В апреле 1992 г. Правительством Российской Федерации было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
В 1995 г. указом Президента Российской Федерации этот день был объявлен Днем спасателя.
С 1995 г. РСЧС получила название «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Слайд 6
ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)
Слайд 7разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно–технических
программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно–правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
Основные задачи РСЧС:
Слайд 8прогнозирование и оценка социально–экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и
контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, и проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе и лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи РСЧС:
Слайд 9Основные принципы организации деятельности РСЧС:
мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций,
а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь
в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;
планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий (акваторий) и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;
Слайд 10Основные принципы организации деятельности РСЧС:
ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и
средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, на территориях (акваториях) которых сложилась чрезвычайная ситуация (при недостаточности этих сил и средств, привлекаются федеральные силы и средства);
силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в установленном порядке.
Слайд 11
2. СОСТАВ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
И НАЗНАЧЕНИЕ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ
Слайд 12Структура РСЧС
Структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
представлена функциональными и территориальными подсистемами, действующими на федеральном, межрегиональном, региональном,
муниципальном и объектовом уровнях
Слайд 13
Функциональные подсистемы РСЧС
Функциональные подсистемы созданы и содержатся федеральными органами
исполнительной власти (министерствами) и уполномоченными организациями
Слайд 15Территориальные подсистемы РСЧС
Территориальные подсистемы создаются в субъектах Российской Федерации
для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий
На каждом уровне единой системы созданы координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения
Слайд 17Структура РСЧС
Координационными органами РСЧС являются:
на федеральном уровне - Правительственная
комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности, на других уровнях – соответствующие комиссии.
Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности являются:
разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
координация деятельности органов управления и сил единой системы;
обеспечение согласованности действий при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ;
рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Слайд 18Силы и средства Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации
чрезвычайный ситуаций (РСЧС)
Силы и средства РСЧС
Силы и средства наблюдения и
контроля
Силы и средства ликвидации ЧС
а) силы и средства наблюдения и контроля в составе: формирований, подразделений, служб, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции:
- наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
- контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
- санитарно-карантинный контроль;
- социально-гигиенический мониторинг;
- медико-биологическую оценку воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;
- государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды;
- государственный мониторинг атмосферного воздуха;
- государственный мониторинг водных объектов;
- государственный мониторинг радиационной обстановки;
- государственный лесопатологический мониторинг;
- государственный мониторинг состояния недр;
- сейсмический мониторинг и др.
Слайд 19Силы и средства Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации
чрезвычайный ситуаций (РСЧС)
б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в
составе: подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных, аварийно-технических и лесопожарных формирований, подразделений, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая:
- тушение пожаров, в том числе лесных пожаров;
- организацию и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий;
- организацию и проведение работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
- ограничение негативного техногенного воздействия отходов производства и потребления;
- обеспечение безопасности работ по уничтожению химического оружия, работ по уничтожению или конверсии объектов по производству, разработке и уничтожению химического оружия, а также организацию работ по ликвидации последствий деятельности этих объектов;
- авиационно-космический поиск и спасание;
- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
- обеспечение транспортной безопасности и др.
-
Слайд 20Силы и средства Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации
чрезвычайный ситуаций (РСЧС)
В состав сил и средств каждого уровня единой
системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также всех видов пожарной охраны осуществляет МЧС России
Слайд 21Силы и средства Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации
чрезвычайный ситуаций (РСЧС)
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
Слайд 22Силы и средства Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации
чрезвычайный ситуаций (РСЧС)
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
резервный
фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;
резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Управление осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.
Слайд 23
3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(РСЧС)
Слайд 24Режим повседневной деятельности –
функционирует при отсутствии ЧС
Режим повышенной готовности
–
вводится при угрозе возникновения ЧС
Режим чрезвычайной ситуации –
вводится
при возникновении и ликвидации ЧС
Постановлением правительства Российской Федерации установлены режимы функционирования органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС, решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
Слайд 26В режиме повседневной деятельности РСЧС осуществляет:
изучение состояния окружающей среды
и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработку и обмен в установленном порядке
информацией в области защиты населения и территорий от бедствий и обеспечения пожарной безопасности;
разработку и реализацию целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
планирование действий органов управления и сил единой системы, организацию подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовку населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
пропаганду знаний в области защиты населения и территорий от бедствий и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Слайд 27В режиме повседневной деятельности РСЧС осуществляет:
проведение в пределах своих
полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения
и территорий от бедствий и обеспечения пожарной безопасности;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о выполненной работе, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработку мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.
Слайд 28В режиме повышенной готовности РСЧС осуществляет следующие мероприятия:
усиление контроля
за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их
последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в экстремальной обстановке;
Слайд 29В режиме повышенной готовности РСЧС осуществляет следующие мероприятия:
уточнение планов
действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных
документов;
приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
Слайд 30В режиме чрезвычайной ситуации осуществляются следующие мероприятия:
непрерывный контроль состояния
окружающей среды и прогнозирование развития и последствий возникшей чрезвычайной ситуации;
оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникшей чрезвычайной ситуации и об её источниках;
проведение мероприятий по защите населения и территорий от источников чрезвычайной ситуации;
организация работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и всестороннему обеспечению действий привлекаемых сил и средств, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации;
Слайд 31В режиме чрезвычайной ситуации осуществляются следующие мероприятия:
непрерывный сбор, анализ
и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и
в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий, вызвавших её опасных явлений;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в зоне чрезвычайной ситуации.
Слайд 32ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объединив усилия ведомств и территорий в Единую государственную систему предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, мы получили возможность решать проблему безопасности
населения и производств комплексно, путем проведения единой государственной политики в этой области
Возложенные на РСЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы:
- предупреждение возникновения ЧС;
- снижение потерь и ущерба от ЧС;
- ликвидация последствий ЧС.
Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции, государственная, общественная потребность в РСЧС будет удовлетворена.