Слайд 1СМ 1.2. Инновационная деятельность как объект управления (часть 1)
1. Участники,
этапы и задачи управления инновационной деятельностью.
2. Технология, методы и приемы
инновационного менеджмента. СРС
+ 5 инновационных проектов будущего.
Литература
1. Стадник В.В., Йохна М.А. Інноваційний менеджмент: навч.посібник - К.: Академвидав, 2006. - 464 c.
2. Медынский В.Г Инновационный менеджмент: учебник - М.: ИНФРА-М, 2004. - 295 c.
3. Краснокутська Н.В. Інноваційний менеджмент: навч.посібник - К.: КНЕУ, 2003. - 504 c.
4. Василенко В.О., Шматько В.Г. Інноваційний менеджмент: навч.посібник - Київ: ЦУЛ, Фенікс, 2003. - 440 c.
Слайд 2Инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов
научных исследований и разработок, выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров
и услуг.
1. Участники, этапы и задачи управления инновационной деятельностью.
Тех, кому часто приходится инициировать привлечение инноваций, называют инноваторами.
Інноваторами есть и фирмы, которые радикально изменяют свою деятельность, диверсифицируют ее соответственно новым требованиям рынка, используют инновационные подходы во взаимодействии с партнерами, потребителями и т.п. Інноватор может инициировать научные исследования и разработку новинки силами самой фирмы, а также приобретение инноваций, которые доказали свою практическую ценность, в других фирмах и их дальнейшее усовершенствование.
Инициирование инноваций - рекомендации относительно усовершенствования научно-технической, организационной, производственной или коммерческой деятельности предприятия, целью которых является начало инновационного процесса или его продолжение (развитие).
Слайд 3Итак, субъектами инновационной деятельности являются физические и юридические лица, которые
ведут инновационную деятельность и (или) привлекают имущественные и интеллектуальные ценности,
вкладывают собственные или заемные средства в реализацию инновационных проектов.
Инновационный процесс - процесс преобразования научного знания в инновацию, которая удовлетворяет новые общественные нужды; последовательная цепь действий, который охватывает все стадии создания новинки и внедрения в практику.
Инновационная деятельность и инновационный процесс по своему смыслу различаются.
Инновационный процесс является более широким понятием и охватывает все стадии создания новинки - от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги, которые используют в хозяйственной практике; все этапы жизненного цикла инновации, в т.ч. ее диффузия в новые условия и места применения.
А инновационная деятельность - это действия людей, направленные на создание или внедрение инновации на определенной стадии инновационного процесса.
Слайд 5Основные этапы процесса:
1. Наука. (Фундаментальные и поисковые работы - прикладные
работы). На этом этапе разрабатывают теоретические основы проблемы. Он охватывает
стадии фундаментальных и прикладных исследований.
- Фундаментальные исследования направлены на изучения теоретических основ процессов или явлений. Толчком к их проведению есть гипотеза, которая нуждается в подтверждении. Результатом фундаментальных исследований могут быть открытия.
Открытие - научный результат, который вносит радикальные изменения в существующие знания, раскрывает неизвестные до сих пор закономерности, свойства и явления материального мира, существенным образом влияет на ход НТП и развитие цивилизации, является источником изобретений.
Изобретение - результат НИОКР, что отображает принципиально новый механизм, который может обусловить появление новых инноваций и инновационных процессов и существенно повлиять на развитие НТП.
Фундаментальные научные исследования осуществляются специализированными научными закладами и финансируются преимущественно государством.
- Прикладные исследования определяют направление прикладного применения знаний, добытых в процессе фундаментальных исследований, их результатом являются новые технологии, материалы, системы. Эти исследования также нуждаются в значительных инвестициях, являются рискованными и выполняются, как правило, на конкурсной основе отраслевыми научно-исследовательскими институтами или высшими учебными заведениями на заказ государства или средствами больших промышленных компаний, акционерных обществ, инновационных фондов и т.п..
Слайд 62. Техника.(Конструкторские и экспериментальные разработки) На этом этапе теоретические конструкции
явлений и процессов воплощают в материальную оболочку. Он охватывает стадии
исследовательско-конструкторских и проектно-конструкторских работ, которые направлены на разработку, проектирование, изготовление и испытание исследовательских образцов новой техники, технологии или нового продукта.
3. Производство (коммерциализация нововведения). Это этап внедрения в производство нового продукта, разработка программы маркетинга и продвижение новинки на рынок. Этот этап охватывает несколько стадий:
- исследование рынка: изучают готовность рынка к восприятию нововведения; оценивают возможность формирования новых потребительских нужд, которые он может удовлетворять; определяют форму продвижения новинки на рынок, возможность ее модификации для отдельных его сегментов;
- конструирование: формируют дизайн новинки с соблюдением эстетичных, эргономичных (связанных с оптимальным приспособлением условий производства для эффективной работы), функциональных требований и с учетом преференций потребителей выбранного сегмента рынка (современность, комфортность, изысканность, лаконичность, ценовые характеристики и т.п.); разрабатывают маркетинговые мероприятия по продвижению товара на рынок;
- рыночное планирование: определяют объемы спроса на новый товар, его ассортиментный ряд, возможные рынки сбыта; оценивают затраты на изготовление и прогнозируют будущие доходы от продажи;
- исследовательское производство: налаживают и отрабатывают технологический процесс; составляют смету затрат;
- рыночное испытание: осуществляют рекламную кампанию к появлению товара на рынке; определяют прогнозную цену; выпускают пробную партию товара, оценивают спрос на нее; по необходимости вносят изменения в тактику маркетинга или дизайн товара;
- коммерческое производство: формируют портфель заказов на изготовление партий товара; заключают соглашения с поставщиками; разрабатывают логистические схемы; выбирают каналы сбыта; проектируют и создают систему управления производством; изготовляют и реализуют продукцию в запланированных объемах; отрабатывают систему управления качеством; совершенствуют политику ценообразования и методы стимулирования сбыта.
Слайд 7Этап коммерциализации нововведения есть завершающим в инновационном процессе. Однако новый
продукт не всегда остается собственностью предприятия, которое его создало. Право
на изготовление нового продукта могут получить и другие предприятия, приобрести соответствующую лицензию (лат. - право), происходит диффузия нововведения.
Итак, диффузия и усовершенствования новации также являются составляющими инновационного процесса. Они дают возможность распространить новацию на другие области. Диффузия технологических нововведений (технологий) осуществляется путем их трансфера.
Трансфер (франц., transfert от лат. transfero- переношу, перемещаю) технологий - передача субъектам, которые не являются авторами технологических новаций, права на их использование через продажу лицензий и предоставление инжиниринговых услуг.
Слайд 8Общую модель инновационного процесса с учетом трансфера технологий, способности нововведения
к усовершенствованию и применению в других сферах изображено на рис
1.
Слайд 9Основными задачами в пределах управления продуктовыми инновациями есть:
- исследование рынка
для новых продуктов (нужды и преимущества потребителей, вместительность рынка, выбор
его целевых сегментов, стратегии продвижения товара к потребителю);
- прогнозирование характера и стадій жизненного цикла нового продукта;
- определение способов продажи нового продукта;
- исследование конъюнктуры рынка ресурсов;
- нахождение субподрядчиков на освоение производства и снабжение комплектующих изделий, оборудование;
- обработка возможных вариантов кооперации с конкурентами относительно разработки и освоение технически сложного или рискованного продукта;
- осуществление комплексного анализа затрат, прогнозирование цены, объемов производства и продажи нового продукта;
- оценивание эффективности инновационного проекта;
- анализ рисков, определение методов их минимизации и страхование;
- выбор организационной формы создания, освоение и размещение на рынке нового продукта;
- исследование целесообразности и планирование адекватных форм передачи технологии в процессе создания, освоение, размещение на рынке и поддержки необходимого объема продажи нового продукта.
Управление инновационной деятельностью — составляющая менеджмента современного предприятия, которое охватывает планирование, организацию и стимулирование инновационной деятельности, реализации инновационных проектов, рассчитанных на получение конкурентных преимуществ и укрепления рыночных позиций предприятия.
Слайд 10Учитывая масштабность указанных задач, управление инновационной деятельностью охватывает стратегические
и оперативные аспекты.
Стратегическое управление инновационной деятельностью состоит в прогнозировании глобальных
изменений в экономической ситуации, поиске и реализации масштабных инновационных проектов, направленных на обеспечение эффективного функционирования и развития организации в долгосрочной перспективе.
Реализация этих задач предусматривает:
- формирование инновационной стратегии организации в контексте ее общей стратегии;
- разработка концептуальных основ и принципов формирования инновационной политики, адекватной инновационной стратегии;
- разработка планов и программ инновационной деятельности;
- обоснование и выбор масштабных инновационных проектов, которые расширяют или диверсифікують деятельность организации;
- определение источников ресурсного обеспечения реализации инновационных программ и проектов;
- формирование организационной структуры, чувствительной и восприимчивой к инновационным изменениям.
Слайд 11Оперативное управление инновационной деятельностью состоит в составлении календарных планов-графиков выполнение
работ и контроле за их выполнением; изучении экономических, организационно-управленческих, социально-психологических
факторов, которые влияют на способность организации осуществлять инновационную деятельность; разработке эффективных организационно-экономических форм организация инновационной деятельности.
Оперативное календарное планирование конкретизирует производственные задачи в пространстве и времени, давая возможность менеджерам среднего и низшего уровней ставить перед подчиненными четкие цели и задачи, обеспечивать их необходимыми материальными и информационными ресурсами, координировать их действия соответственно общим срокам реализации проекта, разрабатывать коригуючі мероприятия в случае отклонения от запланированного графика работ.
Слайд 122. Технология, методы и приемы инновационного менеджмента
Технология инновационного менеджмента -
совокупность способов влияния субъектов управления на участников инновационного процесса с
целью побуждения их к созданию и реализации инноваций, которые имеют практическую ценность для организации и формируют ее конкурентные преимущества.
Технология управления инновационным процессом охватывает:
методы обработки информации,
методы принятия управленческих решений,
методы генерирования (лат. - порождаю) инновационных идей,
разработка последовательности процесса создания нового продукта или нового процесса,
приемы влияния на потребителей нового продукта.
Слайд 13Десять самых потрясающих инновационных архитектурных проектов будущего
http://www.novate.ru/blogs/171207/8006/
Слайд 141. Aqua. США.
Издали может показаться, что этот небоскреб, строительство
которого завершится в 2009-м году, похож на все остальные, коих
в Чикаго тысячи. Но стоит подойти ближе, и вы поразитесь эффектом ряби и волн, который удалось создать архитекторам с помощью балконов, имеющих различные формы и размеры. Ими буквально усыпано все здание сверху донизу.
Слайд 152. Chicago Spire, США
Этот феноменальный шпиль, который построят все
в том же Чикаго в 2010-м году, станет самым высоким
жилым зданием в мире, и самым высоким строением в западном полушарии. Похоже, дизайнеры при разработке проекта случайно наткнулись на сверло, но одно мы знаем точно - это здание, высотой в 609 метров, будет доминировать в чикагском небе.
Слайд 163. CCTV штаб-квартира, Китай
Это здание высотой всего 234 метра
создавалось не для того, чтобы его можно было увидеть издали,
но свою толпу восторженных зевак оно точно соберет. Это здание станет очередным невероятным дополнением к Пекинскому пейзажу, и его открытие планируется как раз к Олимпийским Играм в 2008-м году. Архитекторы назвали форму здания z criss-cross, и, по-видимому, тот угол не будет поддерживаться ни одной опорой. Что ж, остается надеяться, что там будет прозрачный пол.
Слайд 174. Отель Regatta, Джакарта
Разработчики этого дизайна ударились в морскую
тематику и говорят, что десять маленьких зданий - это парусные
лодки, а большое - маяк. Пожалуй, этот маяк - одно из самых необыкновенных зданий, которые я когда-либо видел, и я буду надеяться, что конечный результат будет хотя бы немного напоминать этот трехмерный макет.
Слайд 185. Жилой дом Antilia, Индия.
Строительство этого жилого здания встретило
массу негодований от местных жителей. И неудивительно: в городе, где
65% жителей обитают в трущобах, этот небоскреб смотрится аляповато. Политики благоразумно решили не вмешиваться в строительные дела. После первоначального шока от этого здания, который чем-то напоминает подставку для CD-дисков из Икеи, становится понятно, что это здание вполне может стать уникальной зеленой частью архитектуры города.
Слайд 196. Русская Башня, Россия
А вот и первое из двух
зданий, попавших в этот обзор, которое строится в России. А
точнее, в Москве. Построить его планируют к 2012-му году, и будет оно самым высоким зданием в Европе, примерно вдвое выше Эйфелевой башни. Наверху сделают смотровую площадку, и вид оттуда, судя по всему, будет шикарным. Строительство, между прочим, уже идет полным ходом, и поручено оно компании Foster&Partners, которое занимает зданием «Gherkin»(Корнишон) в главном финансовом районе Лондона и Космопортом в Америке.
Слайд 207. Городской центр Penang, Малайзия
Все последние месяцы шло обсуждение
этого интереснейшего проекта, но сейчас он проходит заключительные стадия одобрения
и в самое ближайшее время начнется его строительство. Правда, в любом случае из-за огромных масштабов проекта окончание строительства вряд ли стоит ожидать ранее, чем через 15 лет. Весь этот центр напоминает город из научной фантастики с двумя двухсотметровыми башнями, и он полностью изменит вид крошечного, малоизвестного до сей поры острова Penang.
Слайд 218. Штаб-квартира Газпрома, Россия
А вот и второе здание из
России, да какое! 300-метровое пламя из стекла в Санкт-Петербурге затмит
все окружающие здания поблизости. В зависимости от положения солнца, оно будет менять цвет до десяти раз за день. Однако бедные петербуржцы, которым старые классические постройки гораздо милее, уже окрестили башню «Кукурузным початком». Как бы то ни было, размах Газпрома поражает.
Слайд 229. Burj Dubai, Дубай
Это очень высокое здание. Настолько высокое,
что когда его закончат в следующем году, оно станет самой
высокой постройкой в мире, когда-либо созданной человеком, причем с большим отрывом. Если не брать в расчет антенны, до сих пор самым высоким зданием считается Тайпэй,101 в Тайване, в котором всего 509 метров. В этом здании по самым предварительным подсчетам будет 818.
Обратите внимание на фотографии. Небоскребы в Дубае раньше выглядели очень высокими.
Слайд 2310. Здание-яйцо (Cybertecture Egg), Мумбай, Индия
По замыслу архитектора здание-яйцо
будет интеллектуальным зданием, которое будет учиться у своих же обитателей.
В этом индийском чудо-доме планируется разместить офисы, причем помещения в нем будут «присматривать» за своими владельцами. Так, например, ванные комнаты, оборудованные по последнему слову техники, должны следить за основными показателями состояния организма, такими как кровяное давление и вес – при отклонении от нормы, данные будут отправляться врачу.
Слайд 24
СМ 1.2. Инновационная деятельность как объект инновационного менеджмента (часть 2)
3.
Особенности принятия решений в инновационном менеджменте.
4. Методы прогнозирования и генерирования
инновационных идей. СРС
5. Инфраструктура инновационной деятельности.