Слайд 11.Тенденция развития мировой экономики в послевоенный период
2.Политика модернизации в середине
40-80 СССР
3.Политика перестройки и ее итоги
Слайд 2Военные действия, а следовательно, и разрушения не коснулись территории США,
и ресурсы страны с населением почти в 150 млн. человек
в несколько раз превосходили ресурсы других развитых государств.
Экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи
Слайд 3 Национальные программы возрождения экономики.
На общем фоне послевоенного состояния экономики
западноевропейских стран особенно удручающе выглядела Германия. В 1946 г. промышленное
производство составляло около 1/3 от довоенного 1939 г., лет на 30 назад было отброшено сельское хозяйство.. В порядке частичного возмещения убытков странам антигитлеровской коалиции Германия должна была выплатить репарации в объеме 20 млрд. долл., в том числе в виде оборудования.
Слайд 4· изъятие из национального богатства
Источники репараций:
· товарные поставки сельскохозяйственной продукции;
·
использование труда военнопленных;
· доход из зон оккупации стран-победителей.
Слайд 5Основные тенденции развития мировой экономики в 50-70-е.
В экономической литературе 50-е
гг. обычно называют “серебряными”, а 60-е – “золотыми”, что связано
с необычайно высокими темпами экономического роста.
Самым влиятельным из всех факторов послевоенного развития западных стран являлся феномен так называемого "наверстывания".
Слайд 6"Наверстывание" – особая стратегия по осуществлению активной политики индустриализации и
модернизации примитивной экономики, проявляющаяся в темпах развития настолько высоких, насколько
велико было отставание данной страны от группы лидеров.
Содержание стратегии “навёрстывания”.
1. Стимулирование спроса:
· увеличение уровня потребления населения;
· нехватка квалифицированной рабочей силы;
· принятие социальных программ.
Слайд 7Другим важнейшим фактором послевоенного развития стало вступление развитых стран в
эпоху НТР – научно-технической революции.
НТР началась в 40-50-х гг. XX
в. в результате крупнейших научных и технических открытий, в частности создания ЭВМ, атомной энергетики, полимерных материалов, ракетно-космической техники и др
НТР – качественный скачок в
развитии общества,
обусловленный использованием передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребностей людей.
Слайд 8Политика Модернизации
Стратегия модернизации, как в прошлом, так и теперь, базировалась
на необходимости перехода России от общества традиционного типа к индустриальному
обществу, а так же соблюдения стратегического паритета с внешним миром. Решить эти взаимообусловленные задачи не позволяла прежде всего структурная отсталость российского народного хозяйства, диспропорции, накопившиеся в нём. Советскому руководству предстояло не просто увеличить мощности имевшихся в стране сырьевых и промышленных центров, резко поднять товарность сельского хозяйства, а серьёзно преобразовать сам тип экономического развития.
Слайд 9Для успеха реформ подобного размаха требовалось постепенно сместить центр тяжести
экономической политики из традиционно ведущего в России сельскохозяйственного сектора экономики
в промышленный. Внутри самой индустрии предполагалось сконцентрировать первостепенное внимание на тяжёлой промышленности — в первую очередь горнодобывающей, металлообрабатывающей и машиностроительной отраслях. Без этого, без создания собственных станков, тракторов, электротурбин дальнейшее развитие представлялось в те годы невозможным.
Основные источники послевоенного экономического роста СССР. Возвращение к довоенным методам управления экономикой, т.е. усиление командно-административной системы. Энтузиазм народа. СССР располагало значительными собственными сырьевыми, в том числе топливно-энергетическими ресурсами. Репарационные платежи с Германии и др. побежденных стран (оборудование, документация)
Слайд 10. Первые результаты реформы были обнадеживающими – прирост национального дохода
в 58 г. составил 12% по сравнению с 7% в
57 г. темпы роста в экономике во второй половине 50-х гг., хотя и продолжали оставаться относительно высокими, стали снижаться по сравнению с первой половиной десятилетия. Главное – замедлились этапы роста производительности труда.
Повысились доходы колхозников и продолжали повышаться до 57-58 гг. в то же время были допущены крупные просчеты в аграрной политике: ликвидация малых деревень, сокращение личных хозяйств, «кукурузная кампания». Освоение целинных земель происходило в зонах рискованного земледелия, которые отличались большой уязвимостью почв
Слайд 11 Осенью 65 г. началась осуществляться экономическая реформа в промышленности.
Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем
реализованной продукции. Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Вводились изменения в систему управления промышленностью.
Слайд 12 Зоны производства зерновых все больше удалялись от районов потребления,
что обострило проблему транспорта. С целью ускорения социальных преобразований в
деревне укрупнялись колхозы. Это требовало крупных капиталовложений. Тем не менее уровень жизни людей вырос. Регулярно повышалась з/п. Был принят закон о пенсиях. Прекратился выпуск обязательных займов. Государство поощряло строительство кооперативных квартир
Слайд 13В 50-60-х гг. в промышленности рост производства по-прежнему осуществлялся, прежде
всего, за счет нового строительства (введено в строй более 8000
крупных промышленных предприятий). В то же время серьезное внимание было обращено на необходимость интенсификации производства. В 1954 г. в стране была построена первая АЭС. Появились новые отрасли промышленности, новые виды транспорта, расширились масштабы электрификаци ж.д. Удалось решить острую жилищную проблему: переселить людей из бараков, подвалов, перенаселенных коммунальных квартир в более приемлемые
Слайд 14С другой стороны, этот гигантский по объему размах жилой застройки
сопровождался снижением архитектурного качества по сравнению с мировыми стандартами. Вместе
с тем массовое жилищное строительство на окраинах города сопровождалось созданием необходимой инфраструктуры и транспортной системы такими быстрыми темпами, которые уже в 70-80-е гг. были значительно снижены. Успешно развивалось при Хрущеве дорожно-мостовое строительство, был достигнут пик строительства московского метрополитена. Москва изменила свой облик и в основном приобрела свои нынешние границы и очертания.
Слайд 15К началу 70-х гг. реформы 65 г. постепенно сворачиваются –
в министерствах и ведомствах проявилось тяготение к привычным, централизованным методам
управления. Всю дополнительную прибыль приходилось перечислять в госбюджет. Для передовых предприятий увеличивали плановые задания в следующем году.
Преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической, социальной и культурной областях. Трудовые коллективы не были заинтересованы в внедрении новой техники, т.к. получение гарантированных премий можно было достичь, используя давно освоенную технику. Хозяйственный механизм мало поощрял новаторов. Шел процес старения производственного оборудования.
Слайд 16Связь науки и техники оставалась слабым звеном советской экономики.
Министерства
и ведомства превратились в монополии и сверхмонополии. Предприятия строились без
учета местной специфики.
Не учитывался трудовой вклад работника, качество, производительность его труда.
Слабый научный подход к практической управленческой деятельности. Управленческий аппарат разросся.
Малоэффективный, затратный характер нашей экономики подрывал притягательную силу социализма, авторитет СССР в глазах зарубежной общественности. Наш экономический механизм превратился в серьезный тормоз социалистической интеграции.
Слайд 18– попытка сверху реформировать экономическую и политическую систему советского общества.
Связана с именем её инициатора М.С. Горбачёва. Хронологические рамки перестройки
охватывают 1985-1991 гг. Затем начинается кардинальная ломка всех общественных и государственных структур поиск новой модели общественного развития уже на либерально- буржуазной основе. Причины перестройки - ставшие очевидными к концу 80-х г. отставание СССР от ведущих стран мира по темпам экономического развития и его качественным характеристикам (энерговооружённость и производительность труда, эффективность производства) и застойные тенденции в социально-политической и духовной сферах советского общества.
Перестройка
Слайд 19С наступлением второй половины 1980 г. в жизни советского общества
наступил серьезный перелом. Кризис командно-административной системы и падение авторитета СССР
в восточноевропейских странах предопределили коренные преобразования советской системы. Начало перестройки связано с подготовкой реформ по всем направлениям, инициатива подготовки которых шла сверху. Руководством КПСС для осуществления реформ были созданы 3 комитета: аналитический, занимающийся критикой системы; перспективный элемент, в задачи которого входило планирование необходимых целей и связанных с этим действий; тактический элемент – занимался механизмами достижения целей. Цель перестройки – переход к гуманитарному социализму. 10 марта 1985 г. ЦК КПСС возглавил новый генеральный секретарь М.С. Горбачев.
Слайд 20Социальные и экономические проблемы
Апрельский пленум ЦК КПСС 1985 г. впервые
раскрыл наличие в Советском Союзе социальных и экономических проблем. М.С.
Горбачев отметил, что в стране назрела критическая обстановка. Особенно тяжело было сельскому хозяйству, терявшему до 30 % своей продукции. Ежегодно при транспортировке и заготовке скота потери составляли 100 тыс. т продукции, овощей – 1–1,5 млн т, а рыбы – 1 млн т. На этом пленуме было предложено активно взяться за техническое перевооружение и модернизацию производства, прежде всего за ускоренное развитие машиностроения, на которое возлагались определенные надежды как на основу всего перевооружения народного хозяйства. Отсюда и пошло так называемое ускорение. В 1986 г. была принята программа «Интенсификация-90», в рамках которой предполагалось опережающее развитие технологической отрасли в 1,7 раза по отношению к другим отраслям. Такая инвестиционная диспропорция привела к упадку неприоритетных промышленных отраслей
Слайд 21. В теории предполагалось, что принятые меры помогут повысить качество
и производительность труда. Но практика показала, что такие меры убыточны.
Государство теряло огромные деньги в результате вырубки садов и виноградников и почти полной остановки винно-водочного производства. В стране были утеряны уникальные сорта винограда. Страдали даже садоводы-любители. С экономической точки зрения эффект от реформы был явно отрицательный, тем более что пьянство не уменьшилось, а наоборот, возросло. Только народ употреблял уже не качественные заводские напитки, а дешевый теневой самогон. За 4 года реформы государство недополучило в бюджет 63 млрд руб.
Советское правительство в мае 1985 г. издало постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», пытаясь таким способом решить задачи по дисциплине труда и др. Ежегодно планировалось сокращать производство водки и ликероводочной продукции на 10 %, а к 1988 г. должен быть прекращен выпуск плодово-ягодных вин
Слайд 22Увеличение денежной эмиссии привело к тому, что повсеместно с прилавков
магазинов стал исчезать товар (включая самое необходимое – мыло, сахар,
табачные изделия и многое другое). Чтобы хоть как-то разрешить проблему, власти вводили талоны и карточки покупателя на продукты питания (на кур, сахар, табачные изделия, масло, крупы и др.).
В стране нарастал дефицит бюджетных средств. В 1985 г. он составил около 18 млрд руб., в 1986 г. уже свыше 51 млрд руб. Возникновению дефицита способствовали война в Афганистане, трагедия Чернобыльской АЭС, горбачевская антиалкогольная кампания и сокращение валютных поступлений.
Слайд 23На фоне общей тревоги за будущее по Советскому Союзу прошла
волна митингов, лозунги которой пестрели от требований не повышать цены.
М.С. Горбачев, пообещав стабилизировать цены, отложил проведение реформы и направил правительству программу на доработку.
Слайд 24В 1986 г. становится понятным, что поставленные цели не могут
быть реализованы из-за устаревшей системы государственного планирования. Резкое повышение темпов
экономического роста, запланированное в новой пятилетке, не привело к положительному результату. Вскоре ситуация в стране вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная компания еще больше усугубила состояние государственного бюджета. В январе 1987 г. произошел спад производства, что послужило началом экономического кризиса. Неудачный первый этап «перестройки» заставил новое молодое руководство задуматься о комплексной экономической реформе, главной целью которой выступало движение в сторону рыночной экономики.
Слайд 26Правительство летом 1987 г. представило на утверждение Пленуму ЦК КПСС
план реформ, представляющих собой программу перехода к «социалистическому рынку». Новая
экономическая стратегия включала в себя перевод предприятий на полный хозрасчет, расширение их самостоятельности, частичное самоуправление; привлечение иностранного капитала путем создания совместных организаций; развитие кооперативной и частной форм собственности. При этом реформа должна была сохранить старые институты государственного управления и социалистической собственности.
Принятый в июне 1987 г. закон о государственном предприятии позволял организациям самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять совместную деятельность с иностранными партнерами. Изменив положение предприятий, правительство должно было изменить и систему экономики на разных уровнях. С принятием нового закона директора государственных предприятий не контролировались ни чиновниками, ни рынком.
Слайд 27Происходило дальнейшее ухудшение финансового и экономического положения страны. Национальный доход
в 1990 г. по сравнению с прошлым годом снизился на
9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия.
Слайд 28В 1991 г. советская экономика находилась в глубоком кризисе. Спад
производства и задолженность по заработной плате предприятий своим работникам достигли
небывалого размаха. Дефицит бюджета составлял до 30 %, а внешний долг СССР оценивался в 103,9 млрд долл. Страна переживала нелегкие времена.