Разделы презентаций


1 Управленческие решения

Содержание

Структура курсаВведениеЭлементы задачи принятия решенияХарактеристики управленческих решенийОбщая схема разработки и реализации управленческого решенияТеория принятия решенийКоллективные методы принятия решенийКачественные методы принятия решенийМногокритериальные решенияПринятие решений в условиях риска и неопределенности Практические занятия

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Управленческие решения

Управленческие решения

Слайд 2Структура курса
Введение
Элементы задачи принятия решения
Характеристики управленческих решений
Общая схема разработки и

реализации управленческого решения
Теория принятия решений
Коллективные методы принятия решений
Качественные методы принятия

решений
Многокритериальные решения
Принятие решений в условиях риска и неопределенности
Практические занятия
Структура курсаВведениеЭлементы задачи принятия решенияХарактеристики управленческих решенийОбщая схема разработки и реализации управленческого решенияТеория принятия решенийКоллективные методы принятия

Слайд 31. Введение
Принятие решений – особый вид человеческой деятельности, направленный на

выбор способа достижения поставленной цели.

1. ВведениеПринятие решений – особый вид человеческой деятельности, направленный на выбор способа достижения поставленной цели.

Слайд 4Виды выбора:
«делать – не делать»
выбор из нескольких вариантов
выбор портфеля вариантов
выбор

дерева вариантов
Решение (в узком смысле) – выбор альтернативы.

Альтернативы –

любые допустимые и взаимоисключающие варианты действий.

Виды выбора:«делать – не делать»выбор из нескольких вариантоввыбор портфеля вариантоввыбор дерева вариантовРешение (в узком смысле) – выбор

Слайд 5процесс – серия действий
акт выбора
результат выбора
Решение (в широком смысле):

процесс – серия действийакт выборарезультат выбораРешение (в широком смысле):

Слайд 6Функции управления

Функции управления

Слайд 7Функции (роли) менеджеров (по Генри Минцбергу)
Межличностное взаимодействие
Обработка информации
Принятие решений
Глава
Лидер
Связующее звено
Получатель
Распространитель
Представитель
Новатор
Регулятор
Распределитель ресурсов
Переговорщик

Функции (роли) менеджеров (по Генри Минцбергу)Межличностное взаимодействиеОбработка информацииПринятие решенийГлаваЛидерСвязующее звеноПолучательРаспространительПредставительНоваторРегуляторРаспределитель ресурсовПереговорщик

Слайд 8Виды решений
Решения
Личные
Деловые
Управленческие
Экспертные

Виды решенийРешенияЛичныеДеловыеУправленческиеЭкспертные

Слайд 9Общая схема управленческого решения
Организация
Субъект принятия решения
Объект исполнения решения
Управленческое решение
(прямая

связь)
Информация об исполнении решения
(обратная связь)
Владелец проблемы
Эксперты
Активные группы

Общая схема управленческого решенияОрганизацияСубъект принятия решенияОбъект исполнения решенияУправленческое решение (прямая связь)Информация об исполнении решения (обратная связь)Владелец проблемыЭкспертыАктивные

Слайд 102. Элементы задачи принятия решения
Параметры
Ограничения
Критерии
Внутренние
Внешние
Управляемые
Неуправляемые
Качественные
Количественные
Определенные
Вероятностные
Неопределенные
Качественные
Количественные
Точечные
Интервальные
«Жесткие»
«Мягкие»
Оптимальности
Пригодности
Номинальные
Порядковые
Интервальные
Относительные

2. Элементы задачи принятия решенияПараметрыОграниченияКритерииВнутренниеВнешниеУправляемыеНеуправляемыеКачественныеКоличественныеОпределенныеВероятностныеНеопределенныеКачественныеКоличественныеТочечныеИнтервальные«Жесткие»«Мягкие»ОптимальностиПригодностиНоминальныеПорядковыеИнтервальныеОтносительные

Слайд 113. Основные характеристики управленческих решений
Решения
Программируемые
Непрограммируемые
Типы решений

3. Основные характеристики  управленческих решенийРешенияПрограммируемыеНепрограммируемыеТипы решений

Слайд 12Подходы к принятию решений
Подходы
Интуитивный
На основе здравого смысла
Рациональный

Подходы к принятию решенийПодходыИнтуитивныйНа основе здравого смыслаРациональный

Слайд 13Требования к управленческим решениям
Требования
Обоснованность
Эффективность
Своевременность
Непротиворечивость
Конкретность
Правомочность и законность

Требования  к управленческим решениямТребованияОбоснованностьЭффективностьСвоевременностьНепротиворечивостьКонкретностьПравомочность и законность

Слайд 14Причины невыполнения управленческих решений
Непредвиденные
обстоятельства
40%

Причины невыполнения  управленческих решенийНепредвиденные обстоятельства40%

Слайд 15Причины низкого качества решений
информационные перегрузки руководителя
трансформация решения при прохождении его

по уровням управления
несбалансированность воздействия решения на различные подразделения
принятие псевдорешения
отсутствие процедуры

согласования решения с исполнителями
установление нереальных сроков
запоздалость решения
несоблюдение стандартов делопроизводства
нехватка информации для принятия решения
принятие решения под влиянием эмоций
принятие стереотипного решения
принятие решения без учета риска и неопределенности
принятие решения для примирения различных точек зрения
Причины низкого качества решенийинформационные перегрузки руководителятрансформация решения при прохождении его по уровням управлениянесбалансированность воздействия решения на различные

Слайд 16Факторы, влияющие на принятие решений
Факторы
Система ценностей субъекта принятия решения
Поведенческие ограничения

субъекта принятия решения
Самооценка руководителя и оценка им возможностей подчиненных


Информационные и временные ограничения

Мнения других лиц

Прошлый опыт

Факторы,  влияющие на принятие решенийФакторыСистема ценностей субъекта принятия решенияПоведенческие ограничения субъекта принятия решения Самооценка руководителя и

Слайд 174. Общая схема разработки и реализации управленческого решения
1. Выявление проблемной

ситуации и постановка целей
2. Сбор информации, анализ параметров и ограничений
3.

Выявление альтернатив и выбор альтернативы

4. Реализация решения

5. Обратная связь

4. Общая схема разработки и реализации управленческого решения1. Выявление проблемной ситуации и постановка целей2. Сбор информации, анализ

Слайд 18Проблема (проблемная ситуация)
Негативный взгляд
Ситуация, когда

что-то не удалось
Позитивный взгляд
Потенциальная

возможность

Проблема – любая ситуация, требующая принятия решения

Проблема (проблемная ситуация)Негативный взглядСитуация, когда          что-то не удалосьПозитивный

Слайд 19хорошо структурированные
слабо структурированные
неструктурированные
Типы проблем (по степени структуризации):

хорошо структурированныеслабо структурированныенеструктурированныеТипы проблем (по степени структуризации):

Слайд 20а) Линейный анализ проблемы

Причины



Следствия

Симптомы

а) Линейный анализ проблемыПричиныСледствияСимптомы

Слайд 21б) Анализ взаимообусловленности факторов
Изучается характер обратных связей между факторами, имеющими

отношение к проблеме.
Существует два типа обратных связей:
а) положительная обратная связь

– изменение одного фактора ведет к изменению другого в том же направлении;
б) отрицательная обратная связь – изменение одного фактора ведет к изменению другого в противоположном направлении.



б) Анализ взаимообусловленности факторовИзучается характер обратных связей между факторами, имеющими отношение к проблеме.Существует два типа обратных связей:а)

Слайд 22Анализ инфляции цен

Анализ инфляции цен

Слайд 23S (specific) – конкретные
M (measurable) – измеримые
A (achievable) – принципиально

достижимые
R (result-oriented) – ориентированные на результат
T (time-bounded) – ограниченные во

времени

Требования к целям (SMART):

S (specific) – конкретныеM (measurable) – измеримыеA (achievable) – принципиально достижимыеR (result-oriented) – ориентированные на результатT (time-bounded)

Слайд 24Диаграмма Парето (производство ламп накаливания)
http://www.spc-consulting.ru/app/Pareto.htm

Диаграмма Парето (производство ламп накаливания)http://www.spc-consulting.ru/app/Pareto.htm

Слайд 25Причинно-следственная диаграмма Ишикавы (производство фольги)
http://www.spc-consulting.ru/app/Isikava.htm

Причинно-следственная диаграмма Ишикавы  (производство фольги)http://www.spc-consulting.ru/app/Isikava.htm

Слайд 265. Теория принятия решений
Нормативный (предписывающий, количественный) подход
Дескриптивный (описательный, психологический) подход
Концепция

максимизации полезности
Рациональный (экономический) человек
Концепция ограниченной рациональности
Административный

человек

Критика:
Человек не знает всех альтернатив и их последствий
Человек часто руководствуется расплывчатыми и противоречивыми целями
Человек живет в условиях дефицита времени

Правила:
Человек рассматривает несколько альтернатив и их последствий
Человек устанавливает уровни притязаний по последствиям альтернатив
Человек выбирает первую альтернативу, удовлетворяющую всем уровням притязаний

5. Теория принятия решенийНормативный (предписывающий, количественный) подходДескриптивный (описательный, психологический) подходКонцепция максимизации полезностиРациональный (экономический) человекКонцепция ограниченной рациональностиАдминистративный

Слайд 27Феномены индивидуальных решений
феномен частных событий
феномен сложных событий
закон «малых чисел»
феномен доступности
иллюзия

контроля
феномен валентности
«якорный» эффект
эффект реактивного сопротивления
инерционный эффект
феномен когнитивного диссонанса

Феномены индивидуальных решенийфеномен частных событийфеномен сложных событийзакон «малых чисел»феномен доступностииллюзия контроляфеномен валентности«якорный» эффектэффект реактивного сопротивленияинерционный эффектфеномен когнитивного

Слайд 28а) Модель «мусорной корзины» (Джеймс Марч)
Особенности принятия решений в организациях:
квазиразрешение

конфликта
избегание неопределенности
проблемный поиск
организационное обучение
«Организация представляет собой скопление выборов, ищущих проблемы;

идей и чувств, ищущих ситуации, где они могут быть выражены; решений, ищущих вопросы, на которые они могут быть ответом; и людей, которые принимают решения, ищущих работу»
а) Модель «мусорной корзины»  (Джеймс Марч)Особенности принятия решений в организациях:квазиразрешение конфликтаизбегание неопределенностипроблемный поискорганизационное обучение«Организация представляет собой

Слайд 29б) Теория локальных приращений (Чарльз Линдблом)
Особенности принятия решений в организациях:
ограниченность
ориентация

на средства
реконструктивизм
серийность
фрагментпрность
Принятие решений имеет целью не кардинальные изменения в организации

(как при использовании рационального подхода), а небольшие изменения, которые вносятся маленькими приращениями. Процесс принятия решений в организациях осуществляется путем неопределенной и неупорядоченной серии маленьких движений от «болевых точек» дня, а не в направлении заранее определенных целей, которые обычно остаются недостижимыми.
б) Теория локальных приращений  (Чарльз Линдблом)Особенности принятия решений в организациях:ограниченностьориентация на средствареконструктивизмсерийностьфрагментпрностьПринятие решений имеет целью не

Слайд 30в) Модель принятия решения руководителем (Виктор Врум)
Стили принятия решений руководителем:
АI.

Руководитель принимает решение самостоятельно, используя имеющуюся у него информацию.
AII. Руководитель

принимает решение самостоятельно, используя информацию, полученную у подчиненных.
CI. Руководитель принимает решение самостоятельно, выслушав индивидуальные предложения подчиненных.
СII. Руководитель принимает решение самостоятельно, выслушав коллективное предложение подчиненных.
G. Руководитель принимает решение коллективно с подчиненными.
в) Модель принятия решения руководителем  (Виктор Врум)Стили принятия решений руководителем:АI. Руководитель принимает решение самостоятельно, используя имеющуюся

Слайд 31Выбор стиля принятия решения

Выбор стиля принятия решения

Слайд 32г) Конфликтно-игровая модель (Мишель Круазье)
Особенности принятия решений в организациях:
неопределенность ситуации
«программирование»

решений руководителями
сопротивление подчиненных
ограничение информации подчиненными
«Организация может рассматриваться как набор игр

между партнерами»
г) Конфликтно-игровая модель  (Мишель Круазье)Особенности принятия решений в организациях:неопределенность ситуации«программирование» решений руководителямисопротивление подчиненныхограничение информации подчиненными«Организация может

Слайд 33Методы принятия решений
По содержанию
По числу участников
Количественные
Качественные
Неформальные
Индивидуальные
Коллективные (групповые)

Методы принятия решенийПо содержаниюПо числу участниковКоличественныеКачественныеНеформальныеИндивидуальныеКоллективные (групповые)

Слайд 346. Коллективные методы принятия решений
Недостатки:
Высокая стоимость
Отсутствие оперативности
Снижение ответственности участников принятия

решения
Достоинства:
Повышение качества решений
Увеличение роли работника в управлении организацией
Снижение ответственности руководителя

6. Коллективные методы принятия решенийНедостатки:Высокая стоимостьОтсутствие оперативностиСнижение ответственности участников принятия решенияДостоинства:Повышение качества решенийУвеличение роли работника в управлении

Слайд 35Принципы принятия коллективных решений
Принцип большинства
Принцип вето
Принцип диктатора

Принципы принятия коллективных решенийПринцип большинстваПринцип ветоПринцип диктатора

Слайд 36Виды спора

Виды спора

Слайд 37Способы рассадки
склонность к конфликту
склонность к сотрудничеству

Способы рассадкисклонность к конфликту склонность к сотрудничеству

Слайд 38Феномены коллективных решений
эффект поляризации риска
феномен «group-think»
эффект социальной фасилитации – ленности
феномен

выученного диссонанса
феномен ложного согласия – демонстративного несогласия
феномен «виртуального решателя»

Феномены коллективных решенийэффект поляризации рискафеномен «group-think»эффект социальной фасилитации – ленностифеномен выученного диссонансафеномен ложного согласия – демонстративного несогласияфеномен

Слайд 397. Качественные методы принятия решений
Экспертные методы (методы экспертных оценок)
Методы стимулирования

творческой фантазии (методы психологической активизации мышления)
Другие методы

7. Качественные методы принятия решенийЭкспертные методы (методы экспертных оценок)Методы стимулирования творческой фантазии (методы психологической активизации мышления)Другие методы

Слайд 407.1. Экспертные методы принятия решений
Эксперт – любой специалист в определенной

области.
Требования к экспертам:
незаинтересованность в результате
высокая квалификация
психологическая независимость

7.1. Экспертные методы принятия решенийЭксперт – любой специалист в определенной области.Требования к экспертам:незаинтересованность в результатевысокая квалификацияпсихологическая независимость

Слайд 41а) Метод комиссии
Недостатки:
Влияние мнения авторитетов
Влияние мнения большинства
Эффект «говоруна»
Достоинства:
Увеличение степени информированности

экспертов о проблеме
Свободный обмен мнениями
Представляет собой открытую дискуссии по обсуждаемой

проблеме для выработки единого мнения экспертов. Коллективное мнение определяется в результате тайного или открытого голосования.
а) Метод комиссииНедостатки:Влияние мнения авторитетовВлияние мнения большинстваЭффект «говоруна»Достоинства:Увеличение степени информированности экспертов о проблемеСвободный обмен мнениямиПредставляет собой открытую

Слайд 42б) Метод суда
Эксперты делятся на три группы. Первая группа –

сторонники альтернативы решения – выступают в качестве ее защиты. Вторая

группа – противники альтернативы – пытаются выявить ее отрицательные стороны. Третья группа регулирует ход экспертизы и выносит окончательное решение.

Достоинства и недостатки те же, что и у метода комиссии.
б) Метод судаЭксперты делятся на три группы. Первая группа – сторонники альтернативы решения – выступают в качестве

Слайд 43в) Метод сценариев
Этапы:
руководитель составляет подробное существующей проблемной ситуации;
руководитель и его

подчиненные (а также, возможно, и приглашенные эксперты) разрабатывают возможные сценарии

развития событий при различных вариантах решения проблемы;
тексты сценариев рассылаются всем работникам, которые на разных стадиях должны принять участие в разработке и реализации решения;
созывается совещание по обсуждению сценариев, на котором осуществляется выбор варианта решения, приводящий к наилучшему сценарию развития событий.
в) Метод сценариевЭтапы:руководитель составляет подробное существующей проблемной ситуации;руководитель и его подчиненные (а также, возможно, и приглашенные эксперты)

Слайд 44г) SWOT-анализ

г) SWOT-анализ

Слайд 45д) Метод Дельфи
Открытое обсуждение в методе Дельфи заменено тщательно разработанной

программой последовательных индивидуальных опросов, проводимых обычно в форме анкетирования. При

подготовке ответов экспертам запрещается общение с кем-либо, кроме организаторов экспертизы. Ответы экспертов обобщаются организаторами и вместе с новой дополнительной информацией поступают в распоряжение экспертов, после чего они уточняют свои первоначальные ответы. Такая процедура повторяется несколько раз до достижения приемлемой сходимости совокупности высказанных мнений.

Недостатки:
Нет свободного обмена мнениями
Значительное время и стоимость
Отрицательная реакция экспертов на необходимость пересмотра своего мнения

Достоинства:
Отсутствие влияния мнения авторитетов
Отсутствие влияния мнения большинства
Отсутствие влияния экспертов с даром убеждения

д) Метод ДельфиОткрытое обсуждение в методе Дельфи заменено тщательно разработанной программой последовательных индивидуальных опросов, проводимых обычно в

Слайд 46Первый тур метода Дельфи
Экспертам сообщают цель экспертизы и формулируют вопросы,

ответы на которые составляют основное содержание экспертизы. Вопросы для эксперта

предъявляются в виде анкеты, иногда с пояснительной запиской.
Информация, полученная от экспертов, поступает в распоряжение аналитической группы. Наибольший интерес представляет средняя оценка экспертов

и степень согласованности оценок, которая оценивается графически или с помощью статистических показателей (например, дисперсии и среднеквадратического отклонения):

и

Первый тур метода ДельфиЭкспертам сообщают цель экспертизы и формулируют вопросы, ответы на которые составляют основное содержание экспертизы.

Слайд 47Второй и третий туры метода Дельфи
Если разброс экспертных оценок, полученных

в первом туре велик, экспертам предъявляются средняя экспертная оценка и

анонимные обоснования экспертов, высказавших крайние оценки. После получения дополнительной информации эксперты, как правило, корректируют свои оценки. Скорректированная информация вновь поступает в аналитическую группу.

Если разброс экспертных оценок и по результатам второго тура превосходит допустимые значения, проводят третий тур, аналогичный второму.

Если в течение трех туров согласованное мнение так и не удается получить, экспертиза прекращается, а проблема считается неразрешимой.
Второй и третий туры метода ДельфиЕсли разброс экспертных оценок, полученных в первом туре велик, экспертам предъявляются средняя

Слайд 48Слабые стороны экспертных методов
Эксперты плохо работают с количественными параметрами
Эксперты различают

не более 7 градаций качественных параметров
Эксперты не могут непосредственно назначать

точные веса критериям (см. Многокритериальные решения)
Слабые стороны экспертных методовЭксперты плохо работают с количественными параметрамиЭксперты различают не более 7 градаций качественных параметровЭксперты не

Слайд 497.2. Методы стимулирования творческой фантазии
а) Метод фокальных объектов
б) Морфологический анализ
в)

Метод контрольных вопросов
г) Мозговой штурм
д) Синектика

7.2. Методы стимулирования  творческой фантазииа) Метод фокальных объектовб) Морфологический анализв) Метод контрольных вопросовг) Мозговой штурмд) Синектика

Слайд 50б) Морфологический анализ
Этапы:
определение важнейших параметров объекта;
определение возможных значений параметров объекта

и занесение их в морфологическую таблицу (морфологический ящик);
критическая оценка всех

комбинаций имеющихся в таблице вариантов;
выбор наиболее перспективного варианта.
б) Морфологический анализЭтапы:определение важнейших параметров объекта;определение возможных значений параметров объекта и занесение их в морфологическую таблицу (морфологический

Слайд 51Пример морфологического анализа (поиск новой упаковки для соков)

Пример морфологического анализа (поиск новой упаковки для соков)

Слайд 52в) Метод контрольных вопросов
Вариант списка вопросов для разработки новых товаров:
Переход

к более высокому классу
Переход к более низкому классу
Соединение
Разъединение
Транспортировка
Выход на массовый

рынок
Сужение рынка
Расширение ассортимента товаров
Уменьшение ассортимента товаров
Ценовая конкуренция
в) Метод контрольных вопросовВариант списка вопросов для разработки новых товаров:Переход к более высокому классуПереход к более низкому

Слайд 537.3. Другие методы
а) Функционально-стоимостной анализ
б) Теория решения изобретательских задач
в) Метод

«адвоката дьявола»
и др.

7.3. Другие методыа) Функционально-стоимостной анализб) Теория решения изобретательских задачв) Метод «адвоката дьявола»  и др.

Слайд 548. Многокритериальные решения
Основные проблемы:
Обеспечение хороших значений по всем критериям решения
Определение

набора критериев
Назначение весов критериев

8. Многокритериальные решенияОсновные проблемы:Обеспечение хороших значений по всем критериям решенияОпределение набора критериевНазначение весов критериев

Слайд 55Проблемная ситуация (выбор кандидата на должность)

Проблемная ситуация  (выбор кандидата на должность)

Слайд 56а) Использование принципа Парето
Множество
Парето
Принцип Парето. Среди нескольких вариантов решения

один лучше, если хотя бы по одному критерию он лучше,

а по другим не хуже остальных вариантов.
а) Использование принципа ПаретоМножество ПаретоПринцип Парето. Среди нескольких вариантов решения один лучше, если хотя бы по одному

Слайд 57б) Выбор главного критерия
Один из критериев признается наиболее значимым. Этот

критерий становится единственным критерием, а остальные критерии уходят в ограничения.


б) Выбор главного критерияОдин из критериев признается наиболее значимым. Этот критерий становится единственным критерием, а остальные критерии

Слайд 58в) Метод последовательных уступок
Критерии эффективности располагаются в порядке уменьшения степени

важности. Вначале находится решение, обращающее в оптимум главный критерий. Затем

из практических соображений назначается некоторая «уступка» по этому критерию. Находится решение, оптимизирующее второй критерий с учетом «уступки». Назначается «уступка» по второму критерию и находится решение, оптимизирующее третий критерий с учетом первых двух «уступок» и т. д.

Профессиональный
уровень, баллы

Зарплата,
долл.

1

2

3

4

5

500

1000

1500

A

B

C

D

E

в) Метод последовательных уступокКритерии эффективности располагаются в порядке уменьшения степени важности. Вначале находится решение, обращающее в оптимум

Слайд 59Использование составных критериев
г) аддитивный критерий:
При использовании составных критериев необходимо:
провести нормирование

критериев (по одной шкале и направлению)
назначить критериям веса
д) мультипликативный критерий:
При

использовании мультипликативного критерия критерии должны быть нормированы от 0 до 1, а сумма весов должна составлять 1.
Использование составных критериевг) аддитивный критерий:При использовании составных критериев необходимо:провести нормирование критериев (по одной шкале и направлению)назначить критериям

Слайд 60Нормирование критериев

Нормирование критериев

Слайд 61Назначение весов
Веса можно назначать:
1) напрямую (большие погрешности)
2) методом парных

сравнений

Назначение весовВеса можно назначать: 1) напрямую (большие погрешности)2) методом парных сравнений

Слайд 62г) Аддитивный критерий
Недостатки:
Маленькие вклады по важным критериям могут компенсироваться большими

по малозначительным
Критерии должны быть попарно независимы по предпочтениям
Достоинства:
Простота
Совместимость с моделями

линейного программирования
г) Аддитивный критерийНедостатки:Маленькие вклады по важным критериям могут компенсироваться большими по малозначительнымКритерии должны быть попарно независимы по

Слайд 63д) Мультипликативный критерий
Недостатки:
Сложность
Возможность применения только в нелинейных моделях
Достоинства:
Плохие значения по

отдельным критериям приводят к значительному снижению всего произведения

д) Мультипликативный критерийНедостатки:СложностьВозможность применения только в нелинейных моделяхДостоинства:Плохие значения по отдельным критериям приводят к значительному снижению всего

Слайд 64е) Правило «близости к идеалу»
Идеал – вариант (обычно не существующий

в действительности) с наилучшими возможными значениями всех критериев.

е) Правило «близости к идеалу»Идеал – вариант (обычно не существующий в действительности) с наилучшими возможными значениями всех

Слайд 65ж) Метод Электрá
Пусть I – множество критериев,
I+ – подмножество критериев,

по которым вариант A лучше B,
I= – подмножество критериев, по

которым вариант A равноценен B,
I- – подмножество критериев, по которым вариант A хуже B.

Сравним варианты A и B.

Введем индекс согласия с тем, что A лучше B,

и индекс несогласия с тем, что A лучше B,

а также две константы: порог согласия (p<1) и порог несогласия (q>0).

Правило: вариант A будет лучше B тогда и только тогда, когда индекс согласия будет выше порога согласия, а индекс несогласия ниже порога несогласия.

В нашем примере индекс согласия и индекс несогласия (что A лучше B) составляют 0,4.

ж) Метод ЭлектрáПусть I – множество критериев,I+ – подмножество критериев, по которым вариант A лучше B,I= –

Слайд 66з) t-упорядочение
Правило 1. Если критерии равнозначны, можно переносить часть оценки

с одного критерия на другой; при этом привлекательность варианта не

изменяется.

Пример 1. Дано: А = (1; 0,5; 0,1; 0,2) и 1 = 2.
Тогда А’ = (1-0,4; 0,5+0,4; 0,1; 0,2) = (0,6; 0,9; 0,1; 0,2) = A.

Правило 2. Можно переносить часть оценки с менее значимого критерия на более значимый; при этом привлекательность варианта увеличивается.

Пример 2. Дано: А = (1; 0,5; 0,1; 0,2) и 1 < 2.
Тогда А’’ = (1-0,4; 0,5+0,4; 0,1; 0,2) = (0,6; 0,9; 0,1; 0,2) > A.

Используя правила 1 и 2, можно в некоторых случаях сравнивать варианты, не сравнимые по Парето.

Пример. Дано А = (1; 0,5; 0,1; 0,2) и B = (0,8; 0,9; 0,1; 0,2). Варианты А и B не сравнимы по Парето.
Если 1 < 2, то А’’ = (1-0,4; 0,5+0,4; 0,1; 0,2) = (0,6; 0,9; 0,1; 0,2) > A, B > A’’, а, следовательно, B > A.

з) t-упорядочениеПравило 1. Если критерии равнозначны, можно переносить часть оценки с одного критерия на другой; при этом

Слайд 67В нашей примере А = (1; 0,6) и B =

(0,5; 1).
Если 1 > 2, то B’ = (0,5+0,4;

1-0,4) = (0,9; 0,6) > B, A > B’, и, следовательно, A > B.
Если 1 = 2, то B’’ = (0,5+0,4; 1-0,4) = (0,9; 0,6) = B, A > B’’, и, следовательно, A > B.
Если 1 < 2, то А’ = (1-0,4; 0,6+0,4) = (0,6; 1) > A, A’ > B. Таким образом, варианты не сравнимы и методом t-упорядочения.
В нашей примере А = (1; 0,6) и B = (0,5; 1). Если 1 > 2, то

Слайд 689. Принятие решений в условиях риска и неопределенности
Решения в условиях

риска принимаются в ситуациях, когда хотя бы один из параметров

решения является вероятностным, а все остальные – определенными.

Решения в условиях неопределенности принимаются в ситуациях, когда хотя бы один из параметров решения является неопределенным, а все остальные – определенными и/или вероятностными.

9. Принятие решений  в условиях риска и неопределенностиРешения в условиях риска принимаются в ситуациях, когда хотя

Слайд 69Причины риска и неопределенности
Недостаток информации
Случайный характер событий
Сознательное противодействие

Причины риска и неопределенностиНедостаток информацииСлучайный характер событийСознательное противодействие

Слайд 70Меры по снижению риска и неопределенности
Меры
Страхование
Резервирование
средств
Диверсификация деятельности
Контроль над

другими элементами рынка
Уклонение от риска
Прогнозирование
Передача риска

Меры по снижению риска и неопределенностиМерыСтрахованиеРезервирование средствДиверсификация деятельности Контроль над другими элементами рынкаУклонение от рискаПрогнозированиеПередача риска

Слайд 71Выбор метода принятия решения в условиях риска и неопределенности
Отклонения параметров


от прогнозируемых значений маловероятны
и/или незначительны?
Решение принимается
в условиях определенности

(обычные методы)

Решение принимается
в условиях риска
или неопределенности?

Ситуация повторяется
много раз?

а) Риск рассматривается
как один из критериев

б) Элементы теории вероятностей
(метод дерева решений, метод Монте-Карло и др.)

в) Элементы теории игр

Выбор метода принятия решения  в условиях риска и неопределенностиОтклонения параметров от прогнозируемых значений маловероятны и/или незначительны?Решение

Слайд 72а) Риск как один из критериев решения (качественная оценка риска)
Эффект
Планируемая
прибыль
Затраты
Прибыль
Выручка

а) Риск как один из критериев решения (качественная оценка риска)ЭффектПланируемая прибыльЗатратыПрибыльВыручка

Слайд 73б) Метод дерева решений
Для финансирования проекта бизнесмену нужно занять сроком

на один год 15000 ф. ст. Банк может одолжить ему

эти деньги под 15% годовых или вложить в дело со 100%-ным возвратом суммы, но под 9% годовых. Из прошлого опыта банкиру известно, что 4% таких клиентов ссуду не возвращают. Что делать? Давать ему заем или нет?

http://www.prepod2000.kulichki.com/item_219.html

б) Метод дерева решенийДля финансирования проекта бизнесмену нужно занять сроком на один год 15000 ф. ст. Банк

Слайд 74в) Теория игр
Молочный завод может выпускать три вида продукции: молоко,

кефир и сметану, получая при этом прибыль, зависящую от спроса,

который может быть в одном из четырех состояний: C1, C2, C3 и C4. В табл. 3 (так называемой платежной матрице) представлена прибыль (в у. е.), которую может получить завод, выпуская продукцию каждого вида при каждом из состояний спроса.
Необходимо:
1) определить продукт, выпуск которого обеспечит заводу минимальный гарантированный уровень прибыли;
2) выработать рекомендации по возможному увеличению среднего гарантированного уровня прибыли завода.
в) Теория игрМолочный завод может выпускать три вида продукции: молоко, кефир и сметану, получая при этом прибыль,

Слайд 751) Определение минимального гарантированного уровня прибыли
min
3
2
4
Чтобы обеспечить минимальный гарантированный уровень

прибыли в размере 4 у. е., заводу необходимо выпускать сметану (применение

чистой стратегии).
1) Определение минимального гарантированного уровня прибылиmin324Чтобы обеспечить минимальный гарантированный уровень прибыли в размере 4 у. е., заводу необходимо

Слайд 762) Определение среднего гарантированного уровня прибыли
max
9
10
6
8

2) Определение среднего гарантированного уровня прибылиmax91068

Слайд 77Поиск оптимальной смешанной стратегии производится на основе теоремы об активных

стратегиях. Активные стратегии игрока – это чистые стратегии, которые входят

в смешанную стратегию с ненулевой вероятностью. Теорема формулируется так: «Если один из игроков придерживается своей оптимальной смешанной стратегии, то его выигрыш остается неизменным и равным цене игры, если второй игрок не выходит за пределы своих активных стратегий». Дополнение к теореме: «Если второй игрок выйдет за пределы своих активных стратегий, то выигрыш первого игрока может стать больше».

Если нижняя и верхняя цена игры не совпадают

Если нижняя и верхняя цена игры не совпадают

Если нижняя и верхняя цена игры не совпадают, то игра не имеет седловой точки. В этом случае применение чистых стратегий не дает оптимального решения игры. Оптимальное решение можно получить в так называемых смешанных стратегиях, чередуя случайным образом с определенной вероятностью чистые стратегии.

Поиск оптимальной смешанной стратегии производится на основе теоремы об активных стратегиях. Активные стратегии игрока – это чистые

Слайд 78Если нижняя и верхняя цена игры не совпадают
Если нижняя

и верхняя цена игры не совпадают
Задача нахождения оптимальной смешанной

стратегии молокозавода
Если нижняя и верхняя цена игры не совпадают Если нижняя и верхняя цена игры не совпадают Задача

Слайд 79Если нижняя и верхняя цена игры не совпадают
Если нижняя

и верхняя цена игры не совпадают
Использование первой, второй и

третьей чистых стратегий молокозаводом с вероятностями 0,42, 0,02 и 0,56 соответственно (производство 42% молока, 2% кефира и 56% сметаны) позволит ему увеличить среднюю гарантированную прибыль с 4 (нижняя цена игры) до 5,39 (цена игры). А если второй игрок выйдет за пределы своих активных стратегий, то, возможно, и еще больше.

Оптимальная смешанная стратегия молокозавода

Если нижняя и верхняя цена игры не совпадают Если нижняя и верхняя цена игры не совпадают Использование

Слайд 80Проблемная ситуация (выбор профиля производства)
Правление автомобилестроительной компании должно принять стратегическое

решение о перспективном профиле производства. При этом есть три варианта

предпочтения: а) производство малолитражных автомобилей, б) производство легковых автомобилей с объемом цилиндра более 1200 см3 и в) производство грузовых автомобилей.

В зависимости от ситуации на рынке эксперты определили следующие показатели прибыли:

Проблемная ситуация  (выбор профиля производства)Правление автомобилестроительной компании должно принять стратегическое решение о перспективном профиле производства. При

Слайд 81а) выбор наиболее вероятного варианта. Так как наиболее вероятен вариант

«а» (50%), нужно выбрать производство легковых автомобилей с объемом цилиндра

более 1200 см3 (прибыль 100 у. е.)

1) Выбор в условиях риска

Пусть эксперты также оценили вероятности ситуаций на рынке:

б) выбор по математическому ожиданию

а) выбор наиболее вероятного варианта. Так как наиболее вероятен вариант «а» (50%), нужно выбрать производство легковых автомобилей

Слайд 82в) максиминный критерий (критерий крайнего пессимизма)
2) Выбор в условиях неопределенности

в) максиминный критерий (критерий крайнего пессимизма)2) Выбор в условиях неопределенности

Слайд 83г) критерий Гурвица (критерий пессимизма-оптимизма)
где k – коэффициент пессимизма (от

0 до 1), i – номер стратегии фирмы (строка), j

– номер варианта (столбец).
г) критерий Гурвица (критерий пессимизма-оптимизма)где k – коэффициент пессимизма (от 0 до 1), i – номер стратегии

Слайд 84д) критерий Сэвиджа (критерий минимаксного риска)

д) критерий Сэвиджа (критерий минимаксного риска)

Слайд 85Практические занятия

Практические занятия

Слайд 86Занятие 1. Определение роли в команде
Роли в команде по Белбину

Занятие 1. Определение роли в командеРоли в команде по Белбину

Слайд 87Тест Белбина
Тест состоит из 7 отдельных блоков по 8 вопросов

или утверждений, с которыми Вы можете согласиться или не согласиться.

На

каждый блок у Вас есть 10 очков. Присваивать очки можно не больше, чем трем или четырем утверждениям в блоке. Если Вы согласны с каким-либо утверждением на все 100%, Вы можете отдать ему все 10 очков. При этом одному утверждению можно присвоить минимум 2 очка. Проверьте, чтобы сумма всех очков по каждому блоку не превышала 10 баллов.

После ответа на все 7 блоков вопросов, перенесите очки из каждого блока опросника в итоговую таблицу. Проследите, чтобы общая сумма всех баллов в итоговой строке была равна 70. Если итог не равен 70, пересчитайте, пожалуйста, еще раз, где-то была допущена ошибка.

http://www.hr-bo.ru/page_pid_439.htm

Тест БелбинаТест состоит из 7 отдельных блоков по 8 вопросов или утверждений, с которыми Вы можете согласиться

Слайд 88Блок 1. Что я могу предложить команде

Блок 1. Что я могу предложить команде

Слайд 89Блок 2. Что характеризует меня как члена команды

Блок 2. Что характеризует меня как члена команды

Слайд 90Блок 3. Когда я работаю с другими над проектом:

Блок 3. Когда я работаю с другими над проектом:

Слайд 91Блок 4. Мое отношение и интерес к групповой работе

Блок 4. Мое отношение и интерес к групповой работе

Слайд 92Блок 5. Я чувствую удовлетворение от работы, потому что:

Блок 5. Я чувствую удовлетворение от работы, потому что:

Слайд 93Блок 6. Когда задание трудное и незнакомое

Блок 6. Когда задание трудное и незнакомое

Слайд 94Блок 7. Проблемы, возникающие при работе в группах

Блок 7. Проблемы, возникающие при работе в группах

Слайд 95Итоговая таблица теста

Итоговая таблица теста

Слайд 96Ролевой портрет команды

Ролевой портрет команды

Слайд 97Занятие 2. Мозговой штурм
Разминка.
Генерация идей:
запрещена любая критика,
запрещено приводить доказательства,


нельзя показывать собственного превосходства,
идеи высказываются по мере поступления.
Оценка

и отбор идей.

Занятие 2. Мозговой штурмРазминка.Генерация идей:запрещена любая критика, запрещено приводить доказательства, нельзя показывать собственного превосходства, идеи высказываются по

Слайд 98Ситуация. Завод минеральных вод «Ломоносовский», выпускающий под торговой маркой «Аропаккузи»

лимонады и морсы в самостоятельно разработанных упаковках, привязанных к популярным

героям мультфильмов и пр., начал борьбу с проблемой, которая касается всех рынков, зависящих от сезона. Спрос на безалкогольные напитки осенью-зимой падает на 20-40%. В компаниях эту проблему решают по-разному. Чаще всего речь идет о сокращении наемного персонала (около 30%) до следующего сезона, что не очень удобно – не всегда на предприятие возвращается тот же, уже обученный персонал. С другой стороны – естественный спад делает проблему неизбежной. Как могли поступить менеджеры компании, чтобы не терять прибыль и сохранять персонал в течение круглого года?
Ситуация. Завод минеральных вод «Ломоносовский», выпускающий под торговой маркой «Аропаккузи» лимонады и морсы в самостоятельно разработанных упаковках,

Слайд 99Занятие 3. Метод «635»

Занятие 3. Метод «635»

Слайд 100Ситуация. Компания – производитель строительных материалов (сухих строительных смесей «ПЛИТОНИТ»)

несколько лет назад при интенсивном росте вслед за бурным развитием

рынка столкнулась со следующей проблемой. Рост продаж сопровождался интенсивным расширением ассортимента выпускаемой продукции. За 3 года количество ассортиментных позиций увеличилось с шести до 50, при этом каждая позиция может быть дополнительно упакована в 3-, 5-, 15- и 25-килограммовые пакеты. При этом одна из основных проблем, с которой пришлось столкнуться, – поставка упаковки (трех-четырехслойные пакеты из крафт-бумаги с верхним слоем из белой бумаги с нанесенным на него текстом и рисунками). Как известно, в основном новые товары начинают продаваться медленно, небольшими партиями. Для них, соответственно, нужно закупать небольшие партии упаковки, чтобы не забивать склад и не замораживать деньги. Но поставщики упаковки либо отказываются от мелких партий вообще, либо предлагают такую цену, что стоимость упаковки становится дороже содержимого. Что мог предпринять менеджмент компании?
Ситуация. Компания – производитель строительных материалов (сухих строительных смесей «ПЛИТОНИТ») несколько лет назад при интенсивном росте вслед

Слайд 101Занятие 4. Метод фокальных объектов
Солнечные
Защитные
Модные
Теплые
Мягкие
Деревенские
Раскрывающийся
Цветной
Надежный

Занятие 4. Метод фокальных объектовСолнечныеЗащитныеМодныеТеплыеМягкиеДеревенскиеРаскрывающийсяЦветнойНадежный

Слайд 102Задание.
выбрать объект (товар, услугу) для модификации;
выбрать 4 случайных объекта из

каталога;
записать по 5 свойств случайных объектов;
ассоциировать свойства случайных объектов с

исходным объектом и развить каждую из ассоциаций;
выбрать 1-2 наиболее перспективных варианта модификации исходного объекта.
Задание.выбрать объект (товар, услугу) для модификации;выбрать 4 случайных объекта из каталога;записать по 5 свойств случайных объектов;ассоциировать свойства

Слайд 103Занятие 5. Обратный мозговой штурм
Два этапа:
Мозговой штурм, направленный на выявление

максимального количества недостатков существующего решения проблемы.
Обычный мозговой штурм (серия штурмов),

направленная на поиск способов устранения выявленных недостатков.

Занятие 5. Обратный мозговой штурмДва этапа:Мозговой штурм, направленный на выявление максимального количества недостатков существующего решения проблемы.Обычный мозговой

Слайд 104Ситуация. Компания MS - один из крупнейших российских производителей автомобильных

охранных систем. Это научно-производственное объединение с полным циклом научно-исследовательских, опытно-конструкторских

разработок. Успешно работает на рынке с 1991 года, сертифицирована по ISO 9000/1994 г. и является победителем нескольких крупнейших конкурсов в области качества. Важное направление компании - коммерческие и поисковые проекты. Заказчиком коммерческих проектов выступает отдел маркетинга и сбыта, исполнителем - технический отдел (ТО). Поисковые проекты - задача самих сотрудников ТО. Руководство компании хочет получать от каждого работника минимум 4 разработки в год, предоставляя сотрудникам 20% рабочего времени на свободный поиск и учебу. При получении технического задания работа строится по проектному принципу: есть руководитель проекта и исполнители отдельных частей. В настоящий момент в разработке ТО 43 проекта, а это значит, что каждый из 24-х сотрудников отдела принимает участие одновременно в 3-4 проектах и в разных качествах (от руководителя проекта в одном до исполнителя отдельных заданий в другом). Критерии оценки выполнения коммерческих проектов - сроки и качество. Говорить же о сроках поисковых проектов не приходится: некоторые из них длятся по полтора года, к тому же - не все из них принимаются в производство. Система стимулирования сотрудников ТО сложилась уже давно. При выполнении проектов в срок и сдаче с первого-второго предъявления идут премиальные в размере годового оклада: З/п = оклад (50%) + премия (50%) + сдача проекта: с 1 раза - (+10%), со 2-го - (-10%), с 3-го - (-20%) Однако, после недавно проведенной аттестации, выяснилось, что руководителям проектов не хватает рычагов управления сотрудниками внутри проекта. Более того, многие новые идеи встречаются сотрудниками словами "нет" и объяснениями, "почему это сделать нельзя". Руководство компании всерьез обеспокоено тем, что исчезает необходимый "драйв" в работе технического отдела и возникает ощущение "болота" в самой компании.  Что и как нужно изменить в компании, чтобы "вдохнуть в нее жизнь"?
Ситуация. Компания MS - один из крупнейших российских производителей автомобильных охранных систем. Это научно-производственное объединение с полным

Слайд 105Занятие 6. Синектика
Использование двух видов механизмов творчества:
неуправляемых (интуиция, вдохновение и

т. п.)
управляемых:
прямая аналогия,
личная аналогия,
символическая аналогия,
фантастическая аналогия.

Занятие 6. СинектикаИспользование двух видов механизмов творчества:неуправляемых (интуиция, вдохновение и т. п.)управляемых:прямая аналогия, личная аналогия, символическая аналогия,

Слайд 106Ситуация. АПК «Черкизовский», владеющий несколькими птицефабриками, поставил себе задачу изменить

структуру управления птицефабриками, для того чтобы повысить качество выращиваемых птиц.

Проблема была характерна для всего птицеводческого комплекса: кур плохо кормили и хранили. Разрабатывать новые технологии управления производством менеджеры начали с Петелинской фабрики, находящейся в Подмосковье. Что могли сделать менеджеры компании, чтобы после реорганизации можно было оценивать и отслеживать эффективность всех подразделений, например, таких, как технический цех, бройлерный цех и инкубатор, а также избавиться от традиционной ментальной черты: «синдрома колхозника». А именно – ориентации работников на постоянную зарплату и отсутствия ответственности за «народное добро» – кур, свет, газ, комбикорм и т.д. (Известно, например, что комбикорм многих предприятий часто становится достоянием домашнего хозяйства работников)
Ситуация. АПК «Черкизовский», владеющий несколькими птицефабриками, поставил себе задачу изменить структуру управления птицефабриками, для того чтобы повысить

Слайд 107Приложения

Приложения

Слайд 108
Организация

Факторы

прямого воздействия

Факторы

косвенного воздействия

Внутренние и

внешние параметры
Назад

Организация Факторы прямого воздействия Факторы косвенного воздействия Внутренние и внешние параметрыНазад

Слайд 109Внутренние переменные организации
Назад

Внутренние переменные организацииНазад

Слайд 110Внешние переменные прямого воздействия
Назад

Внешние переменные  прямого воздействияНазад

Слайд 111Внешние переменные косвенного воздействия:
экономические;
политические;
социокультурные;
технологические
и др.
Назад

Внешние переменные  косвенного воздействия:экономические;политические; социокультурные;технологические	и др.Назад

Слайд 112Управляемые и неуправляемые параметры

Внутренние



Внешние




Управляемые


Неуправляемые


Неуправляемые


Назад

Управляемые и неуправляемые параметрыВнутренниеВнешниеУправляемыеНеуправляемыеНеуправляемыеНазад

Слайд 113Качественные и количественные параметры
Назад

Качественные и количественные параметрыНазад

Слайд 114Согласованность экспертных оценок
Назад

Согласованность экспертных оценокНазад

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика