Разделы презентаций


33. Огюст Роден

Содержание

1840-1915Франсуа Огюст Рене Роден, из Парижа, его отец работал в префектуре. Начал учился в школе рисования и математики. Еще важна его работа в мастерской скульптора-анималиста (Бари), а еще он был декоратором

Слайды и текст этой презентации

Слайд 133. Огюст Роден
«Пусть единственной вашей богиней будет природа»

33. Огюст Роден«Пусть единственной вашей богиней будет природа»

Слайд 21840-1915
Франсуа Огюст Рене Роден, из Парижа, его отец работал в

префектуре. Начал учился в школе рисования и математики. Еще важна

его работа в мастерской скульптора-анималиста (Бари), а еще он был декоратором (учился в Малой школе, она для декораторов, ювелиров и тд), трижды пытался поступить в Школу изящных искусств. В 1862 умерла его сестра, его это потрясло, забросил искусством, потом его переубедил священник, когда он вернулся, стал делать анонимные работы. Он первый по-настоящему выходит из кризиса и делает что-то новое.
1840-1915Франсуа Огюст Рене Роден, из Парижа, его отец работал в префектуре. Начал учился в школе рисования и

Слайд 3Не сумев поступить в Школу изящных искусств (он пытался поступить

туда четыре раза), Роден начинает работать помощником в мастерской Альбера

Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре, постигая там все нюансы работы скульптора: «Необходимость заработка заставила меня изучить все стороны моего ремесла, — писал впоследствии Роден. — Я... обтёсывал мрамор, камень, работал по орнаменту и в ювелирном деле. Для меня всё это послужило своего рода обучением... я изучил, таким образом, всестороннее мастерство скульптора». Роден выполняет значительную часть работы, хотя в качестве автора фигурирует его патрон.

Не сумев поступить в Школу изящных искусств (он пытался поступить туда четыре раза), Роден начинает работать помощником

Слайд 4После франко-прусской войны (1870-1871) Роден вместе с Каррье-Беллезом, получившим большой

заказ в Бельгии, выезжает в Брюссель, где он пробудет до

1877 года. Вскоре работу возглавил местный мастер Ван Расбург, и Роден продолжает свою деятельность уже под его руководством. Также в Брюсселе Роден оформил монументально-декоративной скульптурой здание Биржи, дворца Академии, многих особняков, декорировал фонтан в Антверпене, лепил каменные статуэтки; также продолжил самообразование, в основном в области средневекового искусства и творчества Рубенса.
В 1875 году, скопив немного денег, Роден смог впервые поехать в Италию, где познакомился со скульптурами Микеланджело, Донателло, стилем готики. Работы итальянского зодчества открыли Родену, насколько выразительной может быть пластика человеческого тела. "В Италии я... увлекся великим флорентийским мастером, и эта страсть, без сомнения, отразилась на моем творчестве... Микеланджело, — писал Роден, — это дыхание жизни...". Находясь под влиянием великого мастера, Роден исполняет одно из самых знаменитых своих произведений – «Бронзовый век» («Раненый воин» или «Побежденный», 1876-1880гг.).
После франко-прусской войны (1870-1871) Роден вместе с Каррье-Беллезом, получившим большой заказ в Бельгии, выезжает в Брюссель, где

Слайд 5ВИИ (развлечения ради в основном)
Роден стремился к утверждению положительного героя,

к воспеванию значительных качеств человека. Поэтому в его творчестве раскрылась

вся мера возможностей и все трудности художественного развития, присущие пластике в эпоху капитализма. Роден не смог, особенно в годы, следовавшие за Парижской коммуной, подняться над неопределенным гуманизмом своих воззрений и увидеть и почувствовать, что единственно реальный, связанный с жизнью положительный образ, достойный героически-монументального воплощения, мог быть только образом человека труда, в частности образом пролетария. Бельгийский скульптор Менье сумел пойти по этому пути, сумел увидеть в человеке труда не только объект эксплуатации, но и единственного носителя достоинства и величия человека. Роден не смог пойти по этому пути. Его искусство, очень широкое по кругу идей, переживаний, чувств, по страстной бурности творческих исканий, по своему драматизму, вместе с тем было обречено на трагически неразрешимые противоречия.
ВИИ (развлечения ради в основном)Роден стремился к утверждению положительного героя, к воспеванию значительных качеств человека. Поэтому в

Слайд 6Роден учился у довольно посредственных представителей салонного академизма. В юности

он был вынужден зарабатывать на жизнь, работая над различной декоративной

лепниной, «украшавшей» фасады вновь воздвигаемых уродливых Эклектических домов Брюсселя и Парижа. Эта тяжелая поденщина воспитала в нем органическое отвращение к современной ему «расхожей» скульптуре. Его подлинными учителями стали близкие его творческим исканиям правдивого, драматически страстного искусства мастера французской готической скульптуры и Микеланджело.
Самостоятельные работы делал уже в зрелом возрасте
Роден учился у довольно посредственных представителей салонного академизма. В юности он был вынужден зарабатывать на жизнь, работая

Слайд 7Хотя во французской скульптуре 19 века и были крупные мастера,

к которым Роден относился с уважением, – Рюд, Карпо, Далу,

– но все же прямо на них Роден не мог опираться. Скорее всего, следует видеть его предвестников в скульптурных работах непрофессионалов – Жерико и Домье, в живописи – Делакруа и Курбе.
И плюс Микеланджело как отправная точка
Хотя во французской скульптуре 19 века и были крупные мастера, к которым Роден относился с уважением, –

Слайд 8Человек со сломанным носом, 1860е. Ранняя работа. Это небольшой этюд,

но даже здесь появляются черты, которые ему будут характерны. Это

правда с правом на преувеличение. Физиологический дефект для него - это интересный прием. Сам Роден будет говорить, что скульптура - это сопоставление выпуклости и глубины, сопоставление светотени. Запавшие глаза, ярко выраженные надбровные дуги, морщины. Довольно драматический образ, тут уже есть то, что потом будет во многих его работах. Это тема противостояния внешнему миру, тема борьбы. Хотя это только небольшой этюд (причем реальный человек).
Человек со сломанным носом, 1860е. Ранняя работа. Это небольшой этюд, но даже здесь появляются черты, которые ему

Слайд 9Бронзовый век, 1877г. Это важная скульптура. За пластическую основу он

берет микеланджеловскую мысль о долгом, тяжелом, мучительном пробуждении (аналогии с

умирающим рабом). Бронзовый век - это то время, когда человек из полуживотного состояния превращается в сознательное существо. Средства очевидны, тоже берут начало от Микеланджело. Движение фигуры подобно медленно раскручивающейся изнутри спирали, потом это будет для него характерно. При том, что фигура достаточно статична, есть классические приемы хиазма и контрапоста, она пронизана непрерывным движением. Получается динамика организма и непрерывный процесс жизни. Тело - это уже не замкнутый организм.
В бронзе светотеневые контрасты ярче и резче, это будет ему важно явно. Чувство глубины нужно укреплять в себе. «Всякая жизнь начинается из центра, а затем раскрывается изнутри вовне». То есть с самого начала для него важной, если не основной, была проблематика движения. Интересно, что он сначала хотел показать его как французского солдата, в руках было копье, но потом тему страдания он превратил в тему пробуждения.
Бронзовый век, 1877г. Это важная скульптура. За пластическую основу он берет микеланджеловскую мысль о долгом, тяжелом, мучительном

Слайд 11Иоанн Креститель. Потом он почти повторит этот торс, только без

рук и без головы. Движение сложное и противоречивое, рваные контуры,

обнаженная фигура открывается миру. Опирается и на Микеланджело, но видно и кватроченто, а также и более старые СВ примеры. При этом здесь скрыта еще и драма. Светотеневые переходы, контрасты света и тени. Очень энергичная моделировка.
Открыт рот, открытая поза – это проповедь
К нему пришел итальянский крестьянин и сказал, что хочет позировать, назвал Крестителем, тк крестьянин вызвал у него такую ассоциацию.
Иоанн Креститель. Потом он почти повторит этот торс, только без рук и без головы. Движение сложное и

Слайд 12Торс (Идущий). Здесь впервые у Родена используется прием фрагментарности. Это

от статуи Крестителя. Он просто отсек голову и руки, оставил

то, что ему было важно - торс и широкий шаг. Отсюда момент этюдности, идет в сторону упрощения и геометризации, повышается динамика.
Это эскиз к Крестителю на самом деле
Торс (Идущий). Здесь впервые у Родена используется прием фрагментарности. Это от статуи Крестителя. Он просто отсек голову

Слайд 14ВИИ
в своем «Идущем человеке» (Торс, 1877) и особенно в «Бронзовом

веке» (1876), Роден стремится перейти к созданию монументальных, значительных произведений.

Чрезвычайно характерно, что скульптор при этом ищет для этих образов некий характерно выразительный, полный внутреннего эмоционального содержания мотив движения. Таков широкий, уверенный, стремительный шаг в «Идущем человеке», затем переосмысленный в образе «Иоанна Предтечи» (1878). В «Бронзовом веке» передан образ жизненной силы, пробуждающейся от сковывающего ее сна. Чистая ясность силуэта и энергичная, полная сдержанной динамики моделировка придают этому мотиву переходного движения ощущение подлинной монументальной значимости.
ВИИв своем «Идущем человеке» (Торс, 1877) и особенно в «Бронзовом веке» (1876), Роден стремится перейти к созданию

Слайд 15Памятник гражданам Калле, 1880, 1895 в бронзе. Это средневековая история,

связанная с войной 14 века. Англичане осаждали город, жители в

итоге вынесли ключ. По сути, выходя с ключом, они становятся заложниками.
Памятник гражданам Калле, 1880, 1895 в бронзе. Это средневековая история, связанная с войной 14 века. Англичане осаждали

Слайд 16В 1884 г. Родену был заказан памятник Эсташу де Сен-Пьеру,

жителю города Кале. Французский город Кале был осаждён в 1347

г. войсками английского короля Эдуарда III. Англичане пообещали сохранить жизнь горожанам при условии, что шесть знатных жителей Кале — босые, в лохмотьях и с верёвками на шее — придут к ним в лагерь, отдадут ключи от города и будут затем казнены. Эсташ де Сен-Пьер решился первым, затем к нему присоединились ещё пять человек.
В 1884 г. Родену был заказан памятник Эсташу де Сен-Пьеру, жителю города Кале. Французский город Кале был

Слайд 17ВИИ (соу-соу)
Чувство внутренней цельности, законченной полноты художественного воплощения идеи —

характерные черты роденовского искусства периода его расцвета. К этому периоду

относятся и его «Граждане Кале» — одно из немногих значительных явлений реалистической монументальной скульптуры второй половины 19 в. Роден сумел отойти от литературных образов и символических ассоциаций и обратиться к реальному историческому событию прошлого. Доблесть граждан Кале, их горькая и величавая судьба взволновали художника по-иному, чем дантовская поэма. И Роден действительно сумел в «Гражданах Кале», правдиво воплотив красоту человека, жертвующего жизнью ради блага родного города, создать образ подлинно народный и жизненно значительный.
ВИИ (соу-соу)Чувство внутренней цельности, законченной полноты художественного воплощения идеи — характерные черты роденовского искусства периода его расцвета.

Слайд 19А вот такие они в Стэнфорте

А вот такие они в Стэнфорте

Слайд 20Человек, который оказывается лицом к лицу со смертью - эта

тема от Гойи.
У него были разные противоречивые идеи. Хотел

без постамента, чтобы скульптуры смешались с толпой, показать, что они такие же как мы. Или хотел наоборот на очень высокий постамент. В итоге, оставил небольшой постамент. Интересно, что нет точки зрения, при которой все 6 фигур будут хорошо видны, изъян с точки зрения монументального искусства - группа не читается как монументальная.
Человек, который оказывается лицом к лицу со смертью - эта тема от Гойи. У него были разные

Слайд 21Эта группа показывает целую палитру человеческих эмоций. Через движение, через

изображение частей тела дается их психологическое состояние. Широкое средневековое одеяние,

крупные складки создают ощущение медленного тяжелого шага, ноги будто налились свинцом, они буквально скованы страхом.
Получается, что здесь есть разные возможные психологические реакции на смертельную опасность - от старика с ключом (он страх преодолел, готов собой пожертвовать) до человека, у которого все лицо трясется от страха. Одна из фигур показывает отчаявшегося человека: он хватается руками за голову, руки огромные, гипертрофированные, вообще это очень характерно для него. Напряженная борьба, преодоление. Это своего рода шедевр психологизма. До Родена никто такого не делал. Это то новое, что началось с эпохи реализма.
Эта группа показывает целую палитру человеческих эмоций. Через движение, через изображение частей тела дается их психологическое состояние.

Слайд 22Казалось, что выразить это языком скульптуры нельзя. Можно, но это

состояние дается в ущерб целостности памятника. Но целостность -это еще

не все, обособленность фигур - это тоже мысль: человек перед лицом смерти остается с собой один на один.
В любой скульптурной группе есть композиционный центр, но здесь они равнозначны, центра нет. Благодаря этому их легко можно отлить поодиночке.
Это не только проблема творчества Родена, это проблема всего 19в, и в монументальной живописи очень редки удачи. В скульптуре тоже редки проблемы монумента, да и скульптурные группы редки. Здесь, даже несмотря на масштаб, мы понимаем, что это все же станковое произведение.
Еще интересно, что все фигуры почти изокефаличны, равны, это тоже не дает возможности выделить центр. Нельзя сказать, что идет движение от сомнения, к страху и преодолению. Все равнозначны. Общий ритм композиции беспокойный, дробный, сложный. Композиция построена на понятном контрасте - статика/динамика, жестикуляция/покой.
Казалось, что выразить это языком скульптуры нельзя. Можно, но это состояние дается в ущерб целостности памятника. Но

Слайд 23ВИИ
Композиция «Граждан Кале» на первый взгляд может показаться хаотичной. Она

не только свободна от напыщенной эффектности мизансцен академического натурализма тех

лет. Она лишена и той ясной кристаллической законченности, которая присуща классическому искусству. Однако Роден знал, что старые традиционные идеально обобщенные формы не давали возможности убедительно выразить сложные психологически дифференцированные пути восприятия мира современным ему человеческим сознанием.

ВИИКомпозиция «Граждан Кале» на первый взгляд может показаться хаотичной. Она не только свободна от напыщенной эффектности мизансцен

Слайд 24ВИИ
Общий силуэт композиции не соотнесен художественно ни к какому архитектурному

фону или к пространственной конфигурации данной площади. Однако группа не

носит станкового характера. Первоначально Роден предполагал, что его группа будет поставлена вровень с мостовой площади в Кале. Поток спешивших по своим повседневным делам людей вдруг как бы внезапно рассекался мерным движением полных могучей внутренней силы и значимости бронзовых фигур, вносящих напряженный и полный трагической силы ритм в повседневную суету обычного движения жизни. Зритель как бы должен был остановиться, пораженный Этим властным вторжением великого и значительного в повседневность. Общая приподнятость над обыденностью, высокий духовный подъем, которым наделены герои, и вызывает ощущение внутреннего единства группы в целом.
Тяжко и медленно ступая, с трагическими ритмическими паузами, идут добровольно на казнь ради родного города лучшие люди Кале. Тяжелые складки грубых хламид, грубые веревки, повязанные на шее, как бы влекут вниз фигуры, создают ощущение роковой силы, давящей на их плечи. Впереди идут двое: юноша и зрелый бородатый муж. В юноше не чувствуется напряженного ожидания смерти, он спокойно и свободно шагает, погруженный в свои мысли, и вместе с тем вопрошающий жест его взметнувшейся вверх правой руки оттеняет скорбное спокойствие мысли, написанной на его лице. Образ же рядом идущего мужчины полон глубокой сосредоточенной, ушедшей в себя думы — это человек, примиренный с роком, судьбой. Третий в порыве страха перед ожидаемой смертью отшатнулся, закрыв руками глаза. Его откинувшаяся назад нервная беспокойная фигура как бы вносит диссонанс в торжественно медлительную поступь людей, добровольно обрекших себя на смерть. Так в общую суровую гармонию целого врывается аккорд острой человеческой скорби и муки. Но вновь сурово и необоримо движутся фигуры могучего старца и гневно-скорбного, с вызовом глядящего в лицо смерти бургомистра, несущего ключи городских ворот. Вдвоем они загораживают последнюю фигуру — фигуру человека дрогнувшего, схватившегося руками за голову в отчаянии и страхе. Он последний, он и слабейший из всех, но и его как бы завлекает, подчиняет себе, сохраняет в группе притягивающая сила суровых, идущих навстречу смерти героев. Как и в «Расстреле» Гойи, Роден в нескольких фигурах воплотил образ народной трагедии.
ВИИОбщий силуэт композиции не соотнесен художественно ни к какому архитектурному фону или к пространственной конфигурации данной площади.

Слайд 31Врата Ада. 1880 г - гос заказ, двери для музея

Декоративного искусства в Париже. Музей так и не открылся, сроки

прогорели, но работу Роден продолжал, и так и не закончил. В бронзе статуи отлили уже после его смерти.
Это главная работа его жизни, с этого времени все, что он будет делать, будет так или иначе связано с Вратами. Первые идеи возникают еще в 1876г.
Врата Ада. 1880 г - гос заказ, двери для музея Декоративного искусства в Париже. Музей так и

Слайд 32Многие фигуры отсюда потом получили свою жизнь и вне врат
Противоречивость:

врата Ада, сразу вспоминаются врата Рая Гиберти. Так или иначе,

есть диалог меду ними.
Композиция другая, здесь нет отдельных вещей, все врата целостные.
Сюжетика очень сложная. Данте в основе, но обрастает другими мотивами, тут и Библия, и античные мифы (Икар, Сизиф, Орфей), и современная и древняя французская поэзия.
Есть общий стержень - мир человеческих страстей и тщетность человеческих усилий. Это одна из самых пессимистических вещей во всем искусстве 19в. Мифы Роден берет самые безнадежные.
Многие фигуры отсюда потом получили свою жизнь и вне вратПротиворечивость: врата Ада, сразу вспоминаются врата Рая Гиберти.

Слайд 33ВИИ
По замыслу Родена это должна была быть синтетически монументальная композиция,

воплощающая в образах одновременно реалистических, предельно жизненных и вместе с

тем символически обобщенных как бы судьбы человечества в целом.
ВИИПо замыслу Родена это должна была быть синтетически монументальная композиция, воплощающая в образах одновременно реалистических, предельно жизненных

Слайд 34В Орсе это выглядит вот так

В Орсе это выглядит вот так

Слайд 38Тимпан

Тимпан

Слайд 40https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c1/La_puerta_del_Infierno_.jpg - тут можно хорошо поразглядывать все, это очень большая

картинка

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c1/La_puerta_del_Infierno_.jpg - тут можно хорошо поразглядывать все, это очень большая картинка

Слайд 41Работа так и не была доделана. Это уровень первоначальных эскизов.


Противоречива сама идея - совместить высокий рельеф и круглую скульптуру.


Мыслитель по центру над вратами. Фигур очень много, они подчинены единому движению. Получается, что трудно все соединить, эпос распадается на отдельные куски.
У Гиберти была четкая связь с архитектурой, у Родена этого нет. Отдельные части - шедевры, но в целом это довольно случайные пропорции, вялые композиционные линии, странные гирлянды.
В общем и целом, когда идет речь о монументальном произведении, Роден терпит крах. Это не из-за него, это общее состояние искусства 19 века.
Работа так и не была доделана. Это уровень первоначальных эскизов. Противоречива сама идея - совместить высокий рельеф

Слайд 42В процессе работы над Вратами возникли идеи многих композиций, которые

затем (в увеличенном масштабе) стали самостоятельными произведениями. Таковы «Мыслитель», «Тень»,

«Три тени», «Уголино», «Адам», «Ева», «Данаида», «Та, которая была прекрасной Ольмьер», «Поцелуй», «Вечная весна» и другие.
Важно: они часто будут менять свое безысходное настроение на нечто более светлое (Поцелуй тот же и Вечная весна)
В процессе работы над Вратами возникли идеи многих композиций, которые затем (в увеличенном масштабе) стали самостоятельными произведениями.

Слайд 43Мыслитель, 1888.
отлив установлен в Париже перед Пантеоном в 1904 г.

Показательно то, что отдельные фигуры и группы из врат могут

существовать сами по себе.
Через пластику показывается внутреннее состояние персонажа: предельно мучительное раздумие и попытка разрешить задачу.
Соотношение фигуры и постамента важно, он слишком мал, кажется, что фигура прикладывает усилие, чтобы удержаться на месте. Пальцы ног даже поджаты, чтобы не дать ему съехать. Мускульное усилие передает и мыслительное.
Мыслитель, 1888.отлив установлен в Париже перед Пантеоном в 1904 г. Показательно то, что отдельные фигуры и группы

Слайд 48«Мой „Мыслитель“ думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися

ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины

и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног» - отсюда физическая тяжесть этих дум, напряжение и динамика внутренняя
«Мой „Мыслитель“ думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом

Слайд 49Ева. Начало Книги Бытия. Это грехопадение. Иконография интересна - это

Венера Стыдливая (руками в отчаянии прикрывает грудь, другая рука закрывает

лицо, она прячется), спираль другая - не раскручивается, а стремительно закручивается.

Ева. Начало Книги Бытия. Это грехопадение. Иконография интересна - это Венера Стыдливая (руками в отчаянии прикрывает грудь,

Слайд 50ГМИИ
Небольшая статуя Евы интересна не только сдержанно драматически выразительной передачей

образа горестного отчаяния, но и тем, что в ней ярко

выражены особенности художественной манеры Родена. Тело передано во всей его ощутимой теплоте и упругости. Мрамор как бы дышит, переходы от света к тени полны сдержанно беспокойного мерцания. (ВИИ)
ГМИИНебольшая статуя Евы интересна не только сдержанно драматически выразительной передачей образа горестного отчаяния, но и тем, что

Слайд 52Адам, 1880

Адам, 1880

Слайд 55ВИИ (по делу очень)
Принято говорить о живописности пластического языка Родена.

Это, однако, лишь отчасти так, поскольку мастер сохраняет объемные материальные

формы. Выразительность языка пластических форм используется художником в полной мере, хотя одновременно он и стремится связать их с окружающим пространством, со световой средой. Иногда в связи с этим говорят и об импрессионистичности манеры Родена, что тоже весьма неточно. В отличие от импрессионистов Роден стремится к сюжетно и образно значительным композициям, к воплощению больших идей и событий. Художественный язык Родена в 70—80-е гг. принципиально отличен от художественного языка импрессионистов. Фактура приобретает у него образно выразительный, подчеркнуто эмоциональный, драматический характер. Она подчинена задаче раскрытия общего эмоционального, духовного состояния героя.
ВИИ (по делу очень)Принято говорить о живописности пластического языка Родена. Это, однако, лишь отчасти так, поскольку мастер

Слайд 56Так, в его «Поцелуе» (1886) (сл. слайд) мягкая нежная дымка

окутывает тело девушки, а сдержанно напряженные вспышки света и тени

скользят по бугристой мускулатуре торса юноши. В то же время эти же тени сгущаются, становятся тяжелыми, а вспышки света — резкими и напряженными в еле обработанной, сохраняющей всю грубую шершавость фактуры камня голове Евы. Грубая обработка мрамора в этом случае, сохраняя природную структуру камня, не только передает ощущение спутанных косм волос. Она, давая почувствовать тяжесть камня, усиливает ощущение придавленности тяжким грузом стыда и раскаяния Евы. Стремление сохранить в скульптуре недоработанные поверхности мрамора, так называемую «шубу», в лучших произведениях Родена строго подчинялось образной задаче усиления реалистической и психологической выразительности произведения в целом.
Так, в его «Поцелуе» (1886) (сл. слайд) мягкая нежная дымка окутывает тело девушки, а сдержанно напряженные вспышки

Слайд 57Поцелуй. Эротическая тема для него очень важна! Это целый ряд

работ (Паола и Франческо, Вечная весна). Это эротизм, очень чувственный.

Также у него всегда пробегает и трагизм.
Поцелуй. Эротическая тема для него очень важна! Это целый ряд работ (Паола и Франческо, Вечная весна). Это

Слайд 58Его лучшие вещи относятся к середине 1880х. Тяготение к усложненным

символическим образам. Изображение человеческих эмоций и страстей, эмоции полярны, это

характерно для него.
Еще интересен такой прием: его скульптура не всегда круглая, поэтому использует прием нон финито, это часто для поздних вещей. Скульптура еще не вырвалась из аморфной массы, она на наших глазах освобождается из нее, вырывается. Он не боится сложных, рваных контуров, а в античности ценится цельность.
Когда станковое произведение, это не вызывает у зрителей отрицательной реакции. Иногда он нарушает академические законы, утрирует там, где ему нужно. Там, где ему не очень важно, он может оставить фигуру не очень проработанной. Часты сложные ракурсы, прихотливый тон. Совершенно не заботится о том, чтобы все было пропорционально точно.
Его лучшие вещи относятся к середине 1880х. Тяготение к усложненным символическим образам. Изображение человеческих эмоций и страстей,

Слайд 62Античность. Это еще один пласт, важный для врат Ада. Долго

в умах господствовал миф Винкельманна: античность светлая, ясная, прекрасная. Теперь

он разрушен. У Родена античность ужасна, трагична. Он берет драматическую кульминацию. Икар - падение, разбившийся. Орфей и Эвридика - все неизбежно кончится очень плохо, он выходит из Царства смерти, закрыв глаза, вот-вот он глаза откроет .

Античность. Это еще один пласт, важный для врат Ада. Долго в умах господствовал миф Винкельманна: античность светлая,

Слайд 63 Уголино и его дети

Уголино и его дети

Слайд 64Икар

Икар

Слайд 65Орфей и Эвридика

Орфей и Эвридика

Слайд 66Три тени, венчали композицию

Три тени, венчали композицию

Слайд 67«Вечная весна» (около 1900 года, мрамор, 77 см, Государственный Эрмитаж,

Санкт-Петербург).
Скульптурная группа «Вечная весна» была задумана Роденом как часть

композиции главных дверей Музея декоративно-прикладного искусства в Париже. В процессе работы круг тем менялся, но тема чистой и возвышенной любви, противостоящей горю и отчаянию, трагизму человеческой жизни, за которую предстоит дать ответ в день Страшного суда, осталась ведущей темой взволнованного и страстного произведения Родена. Образы влюбленных, созданные скульптором, олицетворяют поэзию юного чувства. Мастер применяет особый прием в обработке камня: он обобщает форму, не до конца выбирая мрамор в ее углублениях. Очертания фигур становятся тающими, белая толща мрамора слегка пропускает свет, рождая впечатление чистоты и целомудренности любовной сцены.
На сюжет Овидия:
Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,  Он полетел за мной: был он сильнее меня.  Право девиц похищать Борей ему дал: он и сам ведь  Дочь Эрехтея увлек прямо из дома отца.  Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,  И на свой брачный союз я никогда не ропщу.  Вечной я нежусь весной, весна - это лучшее время:  В зелени все дерева, вся зеленеет земля.  Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных:  Нежит его ветерок, ласково воды журчат.  Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,  Так мне сказав: 'Навсегда будь ты богиней цветов!'  Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,  Я никогда не могла: нет и числа их числу.
«Вечная весна» (около 1900 года, мрамор, 77 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Скульптурная группа «Вечная весна» была задумана

Слайд 70«Мысль» («Камилла Клодель», 1886–1889 гг., мрамор, 74 см). В 1885 г.

Огюст Роден взял помощницей в свою мастерскую девятнадцатилетнюю Камиллу Клодель

(сестру писателя Поля Клоделя), мечтавшую стать скульптором. Камилла была талантливой ученицей, моделью и возлюбленной Родена, несмотря на разницу в возрасте в двадцать шесть лет и, несмотря на то, что Роден продолжал жить с Розой Бёре, ставшей спутницей его жизни с 1866г., и не собирался разрывать с ней отношения. Камилла позировала для скульптурных композиций «Данаида», «Поцелуй», «Вечная весна».
«Мысль» («Камилла Клодель», 1886–1889 гг., мрамор, 74 см). В 1885 г. Огюст Роден взял помощницей в свою мастерскую

Слайд 71Данаида

Данаида

Слайд 75Та, которая была прекрасной Ольмиер (та же натурщица, что и

у Голубкиной в «Старости»)
Вроде бы тоже вытекла из Врат
Вместе с

тем в своих скульптурах Роден стремится преодолеть холодную красивость моделировки академизма; скульптор, так же как, впрочем, и многие живописцы, литераторы того времени, ищет прекрасное не в отвлеченно-идеальном, а в характерно-выразительном, драматически-содержательном. Иногда Роден в этом своем стремлении обращается к прямому изображению уродства стареющей плоти. Такова его навеянная одной из баллад Вийона «Некогда прекрасная Омьер» (ок. 1885) — образ скорби и отчаяния увядшей, вступающей в зиму своей жизни женщины.

Та, которая была прекрасной Ольмиер (та же натурщица, что и у Голубкиной в «Старости»)Вроде бы тоже вытекла

Слайд 76Портреты
В 1890-1900-х годах Роден стал регулярно получать заказы на портреты

богачей и знаменитостей своего времени. Среди его клиентов были Бернард Шоу, Густав

Малер, Жорж Клемансо, президент Аргентины Доминго Фаустино Сармьенто, химик Марселен Бертло, филантроп Берта Палмер. В 1914 и 1915 годах Роден путешествовал в Рим, чтобы сделать бюст папы Римского Бенедикта XV. Известен отзыв Клемансо, который был недоволен своим портретом, считая, что получился похожим на «монгольского генерала».
От романтической напряженности здесь ничего нет. Острая и цельная характеристика.
ПортретыВ 1890-1900-х годах Роден стал регулярно получать заказы на портреты богачей и знаменитостей своего времени. Среди его

Слайд 77Клод Лоррен

Клод Лоррен

Слайд 79Жуль Бастьен-Лепаж

Жуль Бастьен-Лепаж

Слайд 81Камилла Клодель

Камилла Клодель

Слайд 82Виктор Гюго, 1886

Виктор Гюго, 1886

Слайд 83Виктор Гюго, 1890

Виктор Гюго, 1890

Слайд 84Виктор Гюго и музы, 1909

Виктор Гюго и музы, 1909

Слайд 85 Final Head of Eustache de Saint Pierre by Auguste Rodin,

Musée Rodin

Final Head of Eustache de Saint Pierre by Auguste Rodin, Musée Rodin

Слайд 86Жуль Далу

Жуль Далу

Слайд 87Густав Малер

Густав Малер

Слайд 88Он же

Он же

Слайд 89Антуан Бурдель, 1900

Антуан Бурдель, 1900

Слайд 90Bust of Albert-Ernest Carrier-Belleuse, 1882, terracotta

Bust of Albert-Ernest Carrier-Belleuse, 1882, terracotta

Слайд 91Бюст Клемансо работы Родена (1911)

Бюст Клемансо работы Родена (1911)

Слайд 92 Alexandre Falguière

Alexandre Falguière

Слайд 93Памятник Бальзаку, 1891-1898г. Последняя крупная работа. Это большой монумент, но

выполнен он как некий эскиз. Интересно, что он придумывает. Для

любого скульптора большая проблема - современный костюм, это не поэтично. Роден показывает Бальзака в какой то хламиде, а прием такой. Бальзаку часто вдохновение приходило ночью, это было известно. Так вот он вставал, что то записать прямо в ночной сорочке, здесь она и показана. Это не реалистический Бальзак, а как бы фантаст - другие стороны его природы. Сама фигура, будучи закутанной, дематериализуется. Мы не чувствуем плотности, плоти. Это призрак, сотканный из света. Утрачивается плотность, вес, появляется ощущение фантастичности, неустойчивости. Это гениальная находка, но как монумент нельзя сказать, что это очень удачно. Берется схваченный момент, здесь и сейчас. Когда смотришь вблизи, понимаешь, что это расчет. Что смотреть надо с определенного расстояния, Бальзак дается очень обобщенно.
Памятник Бальзаку, 1891-1898г. Последняя крупная работа. Это большой монумент, но выполнен он как некий эскиз. Интересно, что

Слайд 961897 (?)

1897 (?)

Слайд 97ВИИ
Значителен вклад Родена в развитие скульптурного портрета, где его реалистическое

мастерство получило свое наиболее ясное воплощение. Большинство портретов отличает непринужденное

раскрытие наиболее выразительных черт как физического, так и эмоционального характера модели. Таков артистический, аристократичный Далу (1883), внешне мешковатый и духовно сосредоточенный Вертело (1906), нервно вызывающий, чуть насмешливый Рошфор (1897). Таковы то полные нежной задумчивости, то порывистые женские портреты. Все они вместе образуют своеобразный роденовский мир, мир духовно интересный,
артистически приподнятый над повседневной прозой. В портретном бюста Гюго (1897) раскрыты черты человека, охваченного могучей силой творческого горения. Черты лица передают индивидуальную неповторимость его физического облика, но одновременно в них мастер раскрывает и духовную силу великого писателя: пафос концентрированной творческой воли и страсти передан с большой убедительностью. По сравнению с бюстом проект памятника Гюго (1893), изображающего писателя обнаженным, сидящим на скале с возбужденно вопящей над его ухом музой, производит несколько искусственное, надуманное впечатление и в какой-то мере характерен для захлестнувшего Родена уже с конца 90-х гг. стремления к литературной символике и «загадочной многозначительности» таких композиций, как «Орфей», «Любовь убегает» и т. д. В них стареющий мастер не только отдал дань символическим и модернистическим течениям времени, но стал одним из его типичных представителей.
ВИИЗначителен вклад Родена в развитие скульптурного портрета, где его реалистическое мастерство получило свое наиболее ясное воплощение. Большинство

Слайд 98Одним из излюбленных методов Родена была работа с профилями. Он

ставил натурщика так, чтобы был отчётливо виден его профиль, и

затем воспроизводил этот силуэт на глиняной модели. Затем Роден менял угол зрения, получая новый силуэт и снова воспроизводя его. Таким образом он постепенно создавал всю скульптуру.
Одним из излюбленных методов Родена была работа с профилями. Он ставил натурщика так, чтобы был отчётливо виден

Слайд 99Французское правительство предоставило Родену целый павильон на Всемирной выставке 1900 года,

проводившейся в Париже. Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора

начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». В предисловии к каталогу критик Арсен Александр сравнивал Родена с Рихардом Вагнером, также не сразу нашедшим ценителей своего таланта. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200 000 франков (правда, 60 000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий)
Французское правительство предоставило Родену целый павильон на Всемирной выставке 1900 года, проводившейся в Париже. Для выставки, которая стала

Слайд 100Заработки Родена позволили ему нанимать в свою мастерскую ассистентами талантливых

молодых скульпторов. Среди тех, кто работал у Родена в 1890-х

и 1900-х, были Антуан Бурдель, Шарль Деспьо, Жюль Дебуа, Франсуа Помпон и Аристид Майоль. В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина. В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора). Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет». В то же время, по словам Шампиньоля, Роден не оставил подлинных учеников, которые развили и продолжили бы его стиль и эстетику. Все скульпторы, долго работавшие с ним и считающиеся его учениками, принадлежали к классической традиции. В 1905—1906 годах личным секретарём Родена был немецкий поэт Райнер Мария Рильке, позднее написавший восторженную биографию скульптора.
Заработки Родена позволили ему нанимать в свою мастерскую ассистентами талантливых молодых скульпторов. Среди тех, кто работал у

Слайд 101Роден с точки зрения стилистики - явление очень сложное. Он

современник импрессионистов. Но у него интересно соединен реализм и психологизм,

есть и романтические настроения. Отголоски романтизма в Европе слышатся очень долго. Это очень сложный и противоречивый узел стилистических проблемы.
Есть еще одна проблема - хочется воскресить монументальное искусство, но это не получается удачно, кризис монументальных форм налицо.
Безусловно, с Родена начинается все то, что дальше происходит в скульптуре.
Роден с точки зрения стилистики - явление очень сложное. Он современник импрессионистов. Но у него интересно соединен

Слайд 102Мнение Википедии по поводу стилистики
Сам Роден не относил себя к

какому-либо течению. Корни его творчества лежали в реализме и романтизме. Роден был близок

со многими французскими импрессионистами, а одним из повлиявших на него скульпторов был его современник Медардо Россо (справа), стремившийся перенести открытия импрессионистов в скульптуру. В то же время от современников-живописцев Родена отличало тяготение к символичности образов и вневременным сюжетам. С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи. Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела».
Мнение Википедии по поводу стилистикиСам Роден не относил себя к какому-либо течению. Корни его творчества лежали в реализме и романтизме.

Слайд 103Работам Огюста Родена посвящены три музея. Музей Родена находится в Отель Бирон,

в котором Роден жил последние годы. Основой его собрания стали

скульптуры, рисунки и коллекция произведений искусства, которые Роден завещал государству. Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году. Другой французский музей Родена был создан в 1930 году в Мёдоне, где находилась вилла Родена и где он был похоронен. В 1929 году на основе коллекции, принадлежавшей владельцу сети кинотеатров и филантропу Жюлю Мастбауму, был открыт музей Родена в Филадельфии.
Роден позволял массово производить копии своих скульптур для продажи, а после его смерти право изготавливать копии перешло музею Родена. Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя». По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира
Работам Огюста Родена посвящены три музея. Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы. Основой

Слайд 104La Cathédrale (Руки любовников?), 1904

La Cathédrale (Руки любовников?), 1904

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика