Слайд 19.Выделите систему ценностей, лежащих в основе трудового воспитания, эстетического воспитания,
нравственного воспитания
Выполнила: Гайфуллина Р.Р.
Гр.1181
Слайд 2Основные направления воспитания
В воспитательном процессе можно выделить несколько направлений: нравственное,
эстетическое, и трудовое (профессиональное) .
Трудовое и профессиональное воспитание предполагает формирование
общетрудовых знаний, профессиональную ориентацию и пр. Осуществляется через процесс вовлечения обучающихся в различные виды общественно-полезного труда. Его критериями являются наличие трудолюбия, определенных профессиональных знаний, умений и навыков, ориентация на определенную профессию.
Слайд 3Трудовое воспитание : цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.
Труд
– основной источник материального и духовного богатства общества. Труд является
основой воспитания личности, обязанностью каждого человека.
Трудовое воспитание - вовлечение обучающихся в организованную трудовую деятельность.
Цель: формирование у обучающихся положительное отношение к труду.
Слайд 4Задачи:
· развитие познавательного интереса к знаниям о профессии, о себе.
·
Развитие потребности в творческом труде
· Стремление применять знания на практике
·
Воспитание трудолюбия дома и ответственности честности, целеустремленности
· Вооружение трудовыми умениями и навыками
· Воспитание основных культуры умственного и физического труда.
Слайд 5Трудовое воспитание : цель, содержание, ценности, формы и методы.
Ценности: труд.,
любовь к труду, творческий труд, трудовая активность, научить организация труда.
Содержание:
умственный и физический труд, общественно полезный труд, производительный, бытовой, сельскохозяйственный.
Формы: коллективная, индивидуальная, совместные.
Методы: субботники, упражнения, поручение, требование, соревнование.
Слайд 6Нравственное воспитание
Содержание нравственного воспитания: моральное, этическое воспитание, нравственное просвещение в
вопросах морали, этики, политики, воспитание ответственности за свои поступки, развитие
механизмов нравственного самовоспитания.
Нравственное воспитание осуществляется через образование и в процессе педагогического общения. Критериями являются наличие и проявление у индивида глубокого нравственного чувства, его способность к эмоциональному переживанию, мукам совести, страданиям, стыду, сочувствию, а также устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, высокая культура отношений в коллективе.
Слайд 7Нравственное воспитание : цель, задачи, содержание, ценности.
Нравственное воспитание — это
целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие
на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества. Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности.
Слайд 8Нравственное воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности.
Нравственная культура личности -освоенный
личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий,
суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору. Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:
1. отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);
2. отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.).
3. отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);
4. отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и др.);
5. отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей). Методологической основой нравственного воспитания является этика — отрасль философии, изучающая мораль.
Слайд 9Нравственное воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности.
Мораль — форма общественного
или индивидуального сознания, интегрирующая категории, принципы, правила, нормы, идеалы, которые
регулируют взаимодействия между людьми. Моральная норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Нравственность — освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности. Нравственное сознание — синтез нравственных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивов и т. д.
Нравственные чувства — форма переживания человеком своего отношения к природным и общественным явлениям, к другим людям и к самому себе.
Слайд 10Нравственная воспитанность — общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся
в отношениях, общении, деятельности. Нравственно-этическая культура личности включает в качестве
важнейшей своей составляющей культуру поведения — синтез культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры. Культура поведения представлена формами поведения человека в повседневной жизни (в трудовой деятельности, в быту, в общении с другими людьми и т. п.).
Осуществляя нравственное воспитание, педагогу следует:
1. Организовать целенаправленную работу по нравственному просвещению обучающихся, направленную на формирование у них понимания нравственных основ общества, на развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания и др.), на воспитание моральных качеств, формирование норм этикета.
2. Включить детей в разнообразные виды деятельности и общение, предполагающие нравственный выбор и оценку. Большое значение в процессе воспитания нравственной культуры имеет ценностно-ориентационная (оценочная) деятельность учащихся.
3. Актуализировать все источники нравственного опыта школьников (межличностные отношения в семье, учебной группе, стиль общения и методы взаимодействия воспитателей с учащимися, родителями, друг с другом.
Слайд 11Пути нравственного воспитания: использование нравственного потенциала учебного процесса, в том
числе предметов гуманитарного цикла; использование воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения,
правоохранительных органов; нравственное просвещение учащихся во внеклассной воспитательной работе. В процессе нравственного воспитания применяются такие методы и формы воспитания, как убеждение, внушение, пример, совет, одобрение, порицание, создание воспитывающих ситуаций, приучение и упражнение, дискуссии, ролевые игры, тренинги, поручение, требование, беседы, лекции, вечера, встречи, конференции и другие.
Слайд 12Основными критериями сформированности нравственной культуры личности являются:
1. развитость эмоциональной сферы
(нравственных чувств, эмпатии);
2. развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических
норм, способность к нравственному выбору;
3. сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения
Слайд 13Эстетическое воспитание
Понятие «эстетическое воспитание» содержит в себе следующие элементы: развитие
эстетического восприятия окружающего мира, эстетических чувств, формирование эстетических отношений. Осуществляется
через образование и в процессе обучения, через соприкосновение с миром прекрасного. Критерий: развитый художественно-эстетический вкус.
Слайд 14Эстетическое воспитание: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.
Эстетическое воспитание
- процесс формирования у детей эстет. культ., способностей восприятия и
понимания прекрасного в искусстве и жизни.
Цель: формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:
1)Эстет восприятие (способность увидеть в искусстве и жизни прекрасное).
2)Эстетические чувства (эмоциональные состояния).
3)Эстетические потребности (нужда в общении с прекрасным).
4)Эстетические вкусы (способность оценивать произведения искусства и т.д.).
5)Эстетические идеалы (представления о совершенной красоте).
Слайд 15Задачи:
· Формирование эстетических знаний и идеалов (умение различных прекрасны и
безобразные в природе, искусстве, жизни.)
· Прекрасно все что способствует расцвету
жизни, безобразно все что способствует болезни, деградации, смерти.
· Формирование эстетического отношения к деятельности
· Развитие эстетических чувств
· Формирование стремления быть прекрасным во всем.
· Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием — формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.
Слайд 16Эстетическое воспитание: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.
Ценности: Духовная
культура включает в себя: интеллектуальную, эстетическую, нравственную.
Содержание :формирование эстетических вкусов,
чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей.
Эстетическое воспитание реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах.
Формы : все формы, индивидуальные формы.
Методы :беседы, экскурсии, конкурсы, эстетическое творчество.