Слайд 1Тема Семинара: «Концепция А.В.Соколова».
Преподаватель: Эртман Е.И.
Работу выполнили: Зеленская Валерия ФСКТ
БО 441 1/3
Баранова Екатерина ФСКТ БО 441 1/1
Слайд 2Аркадий Васильевич Соколов
Аркадий Васильевич Соколов родился в Ленинграде в 1934
году.
С детства он был окружен книгами, так как его
мать, всю свою жизнь посвятила работе в библиотеках.
Тем самым воспитала в нем истинного ценителя литературы и почитателя книг.
Искушение поступить в Библиотечный институт было все же вначале подавлено.
По настоянию отца была избрана "настоящая, мужская" - инженерная - профессия.
Соколов принимает приглашение стать преподавателем-почасовиком Библиотечного института.
Слайд 3"Не смог устоять перед искушением быть рядом с книгами", -
признался Аркадий Васильевич.
Слайд 4.В 1992 году Аркадия Васильевича приглашают в Санкт-Петербургский гуманитарный университет
профсоюзов. Здесь в это время создается первая в стране кафедра
социально-культурной деятельности. И ее главный идеолог - профессор В. Е. Триодин - загорается интересом к давно вынашиваемой Соколовым метатеории социальной коммуникации.
«Метатеория», т. е. «теория теорий», редко встречается в обществоведении, но в трудах Соколова – это ключевое слово.
Слайд 5Общая теория социальной коммуникации
«Коммуникация" в значении "переговор, сообщение".
В
качестве участников коммуникации выступают два субъекта, которыми могут быть: отдельный
человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). Согласно этому признаку из понятия коммуникации исключается взаимодействие неодушевленных объектов.
Слайд 7Обязательно наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга,
речь, жест, милостыня, подарок и т. д.) или не иметь
ее. Например, коммуникант может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему доверие, симпатию, антипатию, любовь.
Вырожденная форма коммуникации — общение человека с самим собой (внутренняя речь, размышления, воспоминания и т. п.).
Слайд 8В зависимости от пространственно-временной среды получается типизация коммуникации, представленная на
рисунке
Слайд 9В целесообразной, а не хаотичной социальной коммуникации коммуниканты и реципиенты
осознанно преследуют три цели:
1.познавательную — распространение (коммуникант) или приобретение (реципиент)
новых знаний или умений;
2.побудительную — стимулирование других людей к каким-либо действиям или получение нужных стимулов;
3.экспрессивную — выражение или обретение определенных переживаний, эмоций.
Слайд 10Для достижения этих целей содержание коммуникационных сообщений должно включать:
знания
и умения (коммуникант нечто знает или умеет и может поделиться
этим опытом с другими людьми);
стимулы (волевые воздействия, побуждающие к активности);
эмоции (коммуниканту важно эмоционально "разрядиться", получить сочувствие, а реципиент ищет положительных эмоций и душевного комфорта).
Слайд 11Единственный способ овладеть смыслами — их понимание. Понимание присутствует в
двух умственных процессах: в познании и в коммуникации. Когда речь
идет о понимании причинно-следственной связи, устройства машины, мотивов поведения человека, особенностей сложившейся ситуации, имеет место познавательное понимание. Когда же речь идет о понимании сообщения, имеется в виду коммуникационное понимание.
Слайд 12«идеальными инструментами" в социальной коммуникации служат понятия социальное пространство и
социальное время.
Социальное пространство — это интуитивно ощущаемая людьми система социальных
отношений между ними. Социальные отношения многочисленны и разнообразны — родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и т. д., поэтому социальное пространство должно быть многомерным. Когда говорят, что человек "пошел вверх" или "опустился на дно жизни", имеется в виду социальное пространство.
Социальное время — это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками.
Слайд 13Выводы, которые стоит сделать из ранее рассказанной информации:
Коммуникация вообще —
это опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов.
Смыслы, движущиеся в социальном
времени и пространстве от коммуниканта к реципиенту, представляют собой знания, умения, стимулы, эмоции.
Понятие социальной коммуникации является межнаучным. В его разработке участвуют науки: герменевтика, лингвистика, логика, психология, социология, философия, эстетика, но главную роль должна сыграть обобщающая метатеория социальной коммуникации (МТСК), для которой это понятие является базовой научной категорией, служащей отправной точкой и основой для метатеоретического исследования
Слайд 14Также в своей теории, А.В. Соколов рассматривает следующие темы:
Коммуникационная деятельность
и общение
Социальная память
Коммуникационные каналы
Эволюция социальных коммуникаций
Семиотика социальной коммуникации
Социальная информация
Коммуникационные потребности
Социально-коммуникационные
институты
Социальная коммуникация как объект и предмет научного познания
Слайд 15Список используемой литературы:
Соколов А.В. «Общая теория социальной коммуникации.»
Сосновская А. Статья
«Личности Петербурга».
Триодин В.Е. Статья «Книжник-интеллигент А. В. Соколов».