Разделы презентаций


Врачебный контроль в физической культуре

Содержание

Цель врачебного контроля - медицинское обеспечение рационального использования средств и методов физической культуры для гармоничного развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продления творческого долголетия.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Врачебный контроль и самоконтроль в системе физической культуры. Педагогический контроль.

Врачебный контроль и самоконтроль в системе физической культуры. Педагогический контроль.

Слайд 2 Цель врачебного контроля
- медицинское обеспечение рационального

использования средств и методов физической культуры для гармоничного развития человека,

сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продления творческого долголетия.

Цель врачебного контроля -  медицинское обеспечение рационального использования средств и методов физической культуры для

Слайд 3 Задачи врачебного контроля в высшем учебном заведении:
оценка уровня здоровья студентов

и распределение их по учебным группам (основной, подготовительной и специальной);
контроль

состояния здоровья
студентов, осваивающих дисциплину
«Физическая культура» и
занимающихся в отделениях
спортивного совершенствования
в вузе.

Задачи врачебного контроля в высшем учебном заведении:  оценка уровня здоровья студентов и распределение

Слайд 4Основная форма ВК – врачебное обследование
Периодичность врачебного контроля и

осмотра зависит от квалификации занимающихся, а также от специфики видов

спорта.
Студенты должны проходить врачебный осмотр в начале учебного года, а студенты-спортсмены – 2 раза в год.
Врачебный контроль предполагает проведение следующих видов обследований:
первичное;
ежегодное повторное (углубленное);
дополнительное;
этапный, текущий и срочный контроль, включая врачебно-педагогическое наблюдение.

Основная форма ВК – врачебное обследование Периодичность врачебного контроля и осмотра зависит от квалификации занимающихся, а также

Слайд 5
Студенты по результатам врачебного обследования подразделяются на учебные отделения:






Основное отделение

( основная группа и группа спортивного совершенствования).
Подготовительное отделение
Специальное

отделение ( специальная группа и группа временно освобожденных)







Студенты по результатам врачебного обследования подразделяются на учебные отделения:Основное отделение ( основная группа и группа спортивного совершенствования).

Слайд 6 В основную группу
определяются лица без отклонений в состоянии здоровья

и лица, имеющие незначительные функциональные отклонения в состоянии здоровья при

достаточном физическом развитии.
В основную группуопределяются лица без отклонений в состоянии здоровья и лица, имеющие незначительные функциональные отклонения в

Слайд 7В подготовительную группу







распределяются лица с недостаточным физическим развитием и слабой

физической подготовленностью и незначительными отклонениями в состоянии здоровья.

В подготовительную группураспределяются лица с недостаточным физическим развитием и слабой физической подготовленностью и незначительными отклонениями в состоянии

Слайд 8В специальную группу
направляются лица, имеющие органические или стойкие функциональные заболевания,

требующие ограничения физических нагрузок.

В специальную группунаправляются лица, имеющие органические или стойкие функциональные заболевания, требующие ограничения физических нагрузок.

Слайд 9 Врачебное обследование включает
1) Клиническое
обследование
2) Оценка


физического
развития
3) Проведение
функциональных


проб
Врачебное обследование включает1) Клиническое   обследование 2) Оценка  физического  развития3) Проведение  функциональных

Слайд 10Основные методы исследования физического развития:
соматоскопия и антропометрия

(соматометрия).
Соматоскопия (внешний осмотр)
заключается в изучении морфо-
логических особенностей спорт-
смена или

лица, занимающегося
физкультурой.
Антропометрия (измерение параметров тела): рост ; масса тела; окружности частей тела;

Основные методы исследования физического развития:  соматоскопия и антропометрия (соматометрия). Соматоскопия (внешний осмотр)заключается в изучении морфо-логических особенностей

Слайд 11
Индекс пропорциональности развития грудной клетки (Эрисмана) представляет собой разность между

окружностью грудной клетки (в см) в период паузы и половиной

длины тела (в см).
И Э= ОГ(пауза) – ½ роста
Принципы оценки. Средние значения для мужчин +5,8 см, для женщин +3,8 см. У гиперстеников результаты будут выше, а у астеников – ниже средних величин.


Индекс Пирке (Пелидизи) рассчитывается
по формуле: (D – Dc) / Dс х 100,
где D- длина тела стоя, Dc- длина тела сидя.
Принципы оценки. Величина показателя
позволяет судить об относительной длине
ног: менее 87% - малая длина ног; 87 -92% -
пропорциональное физическое развитие;
более 92% - относительно большая
длина ног.




Индекс пропорциональности развития грудной клетки (Эрисмана) представляет собой разность между окружностью грудной клетки (в см) в период

Слайд 12Нормальный вес можно определить методом индексов (формул), например по критерию

Брока.
Вес взрослого человека рассчитывается следующим образом:
Рост (см) – К

(коэффициент)
 К= 100 (при росте менее 155-164 см);
К= 105 (при росте тела от 165 до 174 см);
К = 110 (при росте 175 см и больше).

Нормальный вес можно определить методом индексов (формул), например по критерию Брока.Вес взрослого человека рассчитывается следующим образом: Рост

Слайд 13 Масса – ростовой индекс Кетле (ИК). Весо-ростовой показатель, определяющий

идеальный вес, рассчитывается по формуле:
ИК= масса тела (г)/ рост (см)



Методы

Индексов
Масса – ростовой индекс Кетле (ИК). Весо-ростовой показатель, определяющий идеальный вес, рассчитывается по формуле:ИК= масса тела

Слайд 14
Индекс Пинье рассчитывается по формуле:

D -

(М+О),
где D- длина тела стоя; М-масса тела;
О - окружность грудной клетки.
Принципы оценки: чем меньше величина индекса Пинье, тем лучше показатель (при условии отсутствия ожирения). Величина индекса менее 10 оценивается как крепкое телосложение,
от 10 до 20 – хорошее, от 21 до 25 –
среднее, от 26 до 35 слабое, более 36 –
очень слабое.

Индекс Пинье рассчитывается по формуле:

Слайд 15
Силовой индекс равен отношению силы рук к
массе тела. У

мужчин в норме 0,75 - 0,70, у
женщины 0,50 -

0,60.
Си = сила рук (кг) / массу тела (кг).

Жизненный индекс равен отношению жизненной емкости легких к массе тела.
У мужчин в норме 65 - 70 мл/кг, у женщин 55 - 60 мл/кг.
ЖИ = ЖЕЛ (мл) / масса тела ( кг).

Силовой индекс равен отношению силы рук к массе тела. У мужчин в норме 0,75 - 0,70, у

Слайд 16Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Частота сердечных

сокращений (ЧСС) чаще всего определяется методом пульсометрии. Пульс нащупывают тремя

пальцами у основания кистей рук снаружи над лучевой костью или на основании височных костей. ЧСС у лиц взрослого возраста:
60-80 уд/мин – нормальная;
> 80 уд/мин учащенная (тахикардия);
< 60 уд/мин – замедленная (брадикардия).
Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы   Частота сердечных сокращений (ЧСС) чаще всего определяется методом пульсометрии. Пульс

Слайд 17 При физической нагрузке здоровому человеку не рекомендуется превышать максимальную ЧСС

= 220 – возраст. Сразу после физической нагрузки частота пульса

может быть увеличена в 2 раза по сравнению с состоянием покоя, но спустя 2 минуты ЧСС не должна превышать полуторного отклонения, а через 10 минут должна приблизиться к исходной.
При физической нагрузке здоровому человеку

Слайд 18
Артериальное давление (АД) у лиц молодого возраста:
110-120 мм рт. ст.


систолическое
артериальное давление
(САД)
70-80 мм рт. ст.
диастолическое
артериальное давление
(ДАД).


Артериальное давление (АД) у лиц молодого возраста:110-120 мм рт. ст. систолическое артериальное давление(САД)70-80 мм рт. ст. диастолическое

Слайд 20
Оценка функционального состояния дыхательной системы.
Частота дыханий :

Норма у нетренированного человека ровна 16-18 вдохов и

выдохов в минуту, у спортсменов 10-14.
Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе).
50 сек. - слабая функциональная подготовленность
65 - 75 сек. - средняя
более 75 сек.- хорошая подготовленность.
При заболевании и утомлении дыхание задерживается менее 30 - 35 секунд.
Проба Генчи (задержка дыхания на
выдохе).
35 - 40 сек. - средний показатель
20 сек. – слабая подготовленность
45 секунд и более - хороший уровень
Оценка функционального состояния дыхательной системы.   Частота дыханий :   Норма у нетренированного человека ровна

Слайд 21Жизненная емкость легких –
объем выдыхаемого воздуха, который можно с усилием

выдохнуть
после максимального вдоха.
В норме ЖЕЛ
у мужчин – 3500-4000

см3,
у женщин – 2500-3000 см3.

Жизненная емкость легких – объем выдыхаемого воздуха, который можно с усилием выдохнуть после максимального вдоха.В норме ЖЕЛ

Слайд 22Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы

Вегетативный индекс Кардю (ВИ) определяет

соотношение возбудимости симпатического и парасимпатического отделов ВНС.

ВИ = (1 – ДАД / ЧСС) х 100
Принципы оценки:
Величины ВИ в пределах ±15 свидетельствуют об
уравновешенности симпатических и парасимпатических влияний.
Значения ВИ от 16 до 30 свидетельствуют о симпатикотонии, а ≥31 – выраженной симпатикотонии.
На парасимпатикотонию указывает уровень ВИ от -16 до – 30, на выраженную парасимпатикотонию – ниже 30
Оценка функционального состояния вегетативной нервной системыВегетативный индекс Кардю (ВИ) определяет  соотношение возбудимости симпатического и парасимпатического отделов

Слайд 23Ортостатическая проба
характеризует возбудимость симпатического отдела ВНС.
При изменении положения тела

из горизонтального в вертикальное происходит перераспределение крови, которая подчиняясь закону

тяжести, устремляется вниз. Это вызывает включение рефлексов, регулирующих кровообращение.

Ортостатическая пробахарактеризует возбудимость симпатического отдела ВНС. При изменении положения тела из горизонтального в вертикальное происходит перераспределение крови,

Слайд 25Гарвардский степ-тест.
Теоретической основой этого теста является физиологическая

закономерность, согласно которой продолжительность работы на пульсе, равном 150-170 уд/мин,

и скорость восстановления ЧСС после выполнения физической нагрузки достаточно надежно характеризуют функциональные возможности сердечно-сосудистой системы и как следствие уровень физической работоспособности организма.
Гарвардский степ-тест.   Теоретической основой этого теста является физиологическая закономерность, согласно которой продолжительность работы на пульсе,

Слайд 26 Методика:
Выполняются подъемы на ступеньку высотой 50 см

для мужчин и 43 см для женщин в течении 5

мин (300 с) в темпе 30 подъемов в минуту. Выполнив тест, оценивается состояние в восстановительном периоде. Для этого следует подсчитать пульс за 30 сек. трижды: от 60-й до 90-й сек. (Р 1), от 120-й до 150-й (Р2) и от 180-й до 210-й сек.(Р3). Результаты теста определяются по формуле:
ИГСТ= T х 100 / ( Р1 + Р2 + Р3) х 2;
где Т- фактическое время выполнения теста в сек.
Оценка результатов Гарвардского степ-теста: меньше 56 – плохая; 56 – 65 -ниже средней; 66- 70 – средняя; 71 – 80 – выше средней; 81-90 – хорошая; больше 90 – отличная.

Методика: Выполняются подъемы на ступеньку высотой 50 см для мужчин и 43 см для женщин

Слайд 27
Проба PWC170. Физическая работоспособность
в тесте PWC170 выражается величиной мощности

нагрузки, которую испытуемый может совершить
при ЧСС 170 уд/мин.
Теоретическим

базисом пробы PWC170
являются две физиологические закономерности:
Учащение сердцебиения при мышечной
работе прямо пропорционально ее интенсивности
(мощности). Выбор именно этой частоты основан
на том, что зона оптимального функционирования ССС находится в диапазоне 170-190 уд/мин.

2) Степень учащения сердцебиения при (непредельной) физической нагрузке обратно пропорциональна функциональным возможностям ССС, являющимся косвенным критерием общей физической работоспособности. Взаимосвязь между ЧСС и мощностью выполняемой физической нагрузки имеет линейный характер вплоть до ЧСС 170 уд/мин.
Проба PWC170. Физическая работоспособность в тесте PWC170 выражается величиной мощности нагрузки, которую испытуемый может совершить при ЧСС

Слайд 28Методика выполнения пробы РWC170
Испытуемым выполняется 1-ая нагрузка –

восхождение на ступеньку высотой 30 см – 20 раз в

1 минуту в течение 3 минут. После этого измеряется ЧСС (за 10 сек.).

Отдых в течение 3 минут.

Испытуемым выполняется 2-ая нагрузка – восхождение на ту же ступеньку в темпе 30 раз в 1 минуту в течение 3 мин и измеряется ЧСС (за 10 сек.). По таблице находится коэффициент, который умножается на массу тела. Полученное значение равно PWC170.

Методика выполнения пробы РWC170 Испытуемым выполняется 1-ая нагрузка – восхождение на ступеньку высотой 30 см – 20

Слайд 29Оценка пробы PWC170 с помощью таблицы Л.А. Африканова, Л.П. Африкановой

Оценка пробы PWC170 с помощью таблицы Л.А. Африканова, Л.П. Африкановой

Слайд 30 Полученное значение PWC170 позволяет определить уровень физического состояния. Таблица 3

– Оценка уровня физического состояния (по З.Б. Белоцерковскому)

Полученное значение PWC170 позволяет определить уровень физического состояния.  Таблица 3 – Оценка уровня физического состояния

Слайд 31

Величина максимальное потребление кислорода (МПК ) является важнейшим показателем, характеризующим

максимальную производительность системы транспорта кислорода, предельные возможности аэробного энергообразования. Высокие

показатели МПК являются надежным свидетельством высокого сердечного, дыхательного, эндокринного и других физиологических резервов организма, высокого уровня соматического здоровья.

Расчетная величина МПК определяется по формуле В.Л. Карпмана:
МПК= 1,8 PWC170 + 1240 (для лиц с невысокой степенью тренированности);
МПК= 1,7 PWC170 + 1240 (для лиц слабо подготовленных).
Величина максимальное потребление кислорода (МПК ) является важнейшим показателем, характеризующим максимальную производительность системы транспорта кислорода, предельные возможности

Слайд 32
Оценка уровня физического состояния по Е.А. Пироговой

(УФС).
УФС=(700 – 3*ЧСС – 2,5*АДСР – 2,7*В + 0,28*М)/(350

– 2,6*В+0,21*Р), где
Формулы для расчета: АДСР=АДД+1/3АДП; АДП= АДС - АДД
АДСР - среднее артериальное давление (мм.рт.ст.);
АДД - диастолическое артериальное давление (мм.рт.ст.);
АДС - систолическое артериальное давление (мм.рт.ст.);
АДП - пульсовое артериальное давление (мм.рт.ст.);
В - возраст (количество полных лет);
М - масса тела (кг);
Р - рост стоя (см).
Оценка УФС (Е.А. Пирогова, 1988)
Оценка Показатели
«5» 0,826 и >
«4» 0,825 – 0,676
«3» 0,675 – 0,526
«2» 0,525 – 0,376
«1» 0,375 и <
Оценка уровня физического состояния по Е.А. Пироговой (УФС). УФС=(700 – 3*ЧСС – 2,5*АДСР –

Слайд 33Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом
Самоконтроль - регулярные наблюдения

за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их

изменениями под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.








Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортомСамоконтроль - регулярные наблюдения за состоянием здоровья, физическим развитием и физической

Слайд 34Цель самоконтроля - самостоятельные, регулярные наблюдения простыми и доступными способами

за физическим развитием, состоянием всего организма, влиянием на него физических

нагрузок или конкретного вида спорта.
Основные задачи самоконтроля:
-расширить знания о физическом развитии.
- приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
- ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.
- определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.
Цель самоконтроля - самостоятельные, регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием всего организма, влиянием

Слайд 35Субъективные показатели: самочувствие, сон, настроение, желание тренироваться, аппетит.
Объективные показатели: масса

тела, рост, ЧСС, артериальное давление, данные ортостатической пробы, ЖЕЛ, мышечная

сила, спортивные результаты…





Субъективные показатели: самочувствие, сон, настроение, желание тренироваться, аппетит.Объективные показатели: масса тела, рост, ЧСС, артериальное давление, данные ортостатической

Слайд 36Врачебно-педагогические наблюдения –


совместные наблюдения врача и тренера в условиях

тренировки и соревнований, направленные на

совершенствование тренировочного процесса. Тренер (преподаватель) определяет при этом работоспособность спортсмена, выполнение намеченного плана тренировок, результативность и качество выполнения движений, а врач оценивает состояние занимающегося и его реакцию на нагрузку.
Врачебно-педагогические наблюдения – совместные наблюдения врача и тренера в условиях тренировки и соревнований, направленные на

Слайд 37 Величина нагрузки определяется двумя способами:
- по величине механической работы,

выполняемой спортсменом;
- по показателям функциональных реакций организма на нагрузку.

Величина нагрузки определяется двумя способами:- по величине механической работы, выполняемой спортсменом;- по показателям функциональных реакций организма

Слайд 38
Определение физиологического эффекта тренировки
Физиологическую „стоимость“

физических нагрузок можно рассчитать исходя из показания величины ЧСС и

продолжительности (стационарной) работы.
Интенсивность работы рассчитывается в баллах исходя из рабочей ЧСС:
- при ЧСС 120 – 129 уд/мин присваивается 1 балл;
- при ЧСС 130- 139 уд/мин присваивается 2 балла;
- при ЧСС 140 -149 уд/мин - 3 балла;
- при ЧСС 150 -159 уд/мин - 4 балла;
- при ЧСС 160-169 уд/мин - 5 баллов и т.д.
Нагрузочность тренировочной работы рассчитывается по формуле: Н = Т * И,
где Н – нагрузка (баллы), И – интенсивность (баллах),Т- время (мин)
Определение физиологического эффекта тренировки   Физиологическую „стоимость“ физических нагрузок можно рассчитать исходя из показания

Слайд 39 Если имелось несколько измерений ЧСС на протяжении занятия, то

результаты суммируются. Чем выше балл, чем больше физиологический эффект, а

тренированность соответственно ниже. Для спортсменов от 1 разряда и выше тренировочный эффект можно оценить по ниже указанной шкале.

Шкала оценки тренровочного эффекта нагрузки
Баллы нагрузка
100 -200 малая
300 – 400 средняя
500 – 600 большая
более 600 максимальная
свыше 1000 стрессовая
Если имелось несколько измерений ЧСС на протяжении занятия, то результаты суммируются. Чем выше балл, чем больше

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика