Слайд 1Ребенок входит в мир социальных отношений
(развитие социального и эмоционального интеллекта)
Фомина
                                                            
                                    
Ольга Анатольевна, 
старший методист 
отдела дошкольного образования ХК ИРО
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2	Социально-коммуникативное развитие направлено:
на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
                                                            
                                    
включая моральные и нравственные ценности; 
развитие общения и взаимодействия ребенка
                                    со взрослыми и сверстниками; 
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; 
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; 
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3	Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой
                                                            
                                    
продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов).
                                    Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений. Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4	Эмоциональный интеллект - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой
                                                            
                                    
жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции
                                    для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Что является основой хороших отношений с другими людьми?
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6	Положительное отношение к себе является необходимым условием позитивного отношения к
                                                            
                                    
другим людям. 
	«Открытие в себе внутреннего мира приводит ребенка к
                                    осознанию и принятию внутреннего мира в других людях. Только научившись видеть в себе индивидуальность, распознавать свои чувства и состояния, ребенок окажется способным с пониманием и уважением относиться к окружающим». 
	
                Е.Р. Очаренко
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Кто влияет на формирование положительного отношения ребенка к себе? 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Родители
Значимые взрослые
Сверстники
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Юлия Борисовна Гиппенрейтер 
«Общаться с ребёнком. Как?»
	О чём эта книга?
Об
                                                            
                                    
общении. О том, что оно является важнейшей составляющей воспитания. О
                                    роли искренности в отношениях между взрослым и ребёнком, о важности безусловного принятия ребёнка, о пользе активного слушания. 
Автор настойчиво напоминает нам о необходимости уважения к личности ребёнка
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Правила воспитания детей от Юлии Гиппенрейтер
О необходимости уважения к личности
                                                            
                                    
ребёнка
1. «Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей
                                    условные рефлексы».
Воспитание не должно походить на дрессуру и не может представлять собой строгую систему кнутов и пряников. Каждый ребёнок нуждается в проявлениях любви и уважения со стороны близких.
2. «Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребёнок постоянно ищет и даже борется за него».
Мы сами очень страдаем, если ощущаем себя недостаточно любимыми, если нам кажется, что нас не ценят по достоинству. Однако с детьми многие из нас обращаются весьма строго и сухо, боясь «перехвалить» или вообще не находя повода для похвалы. Интересно, что бы мы чувствовали на их месте?
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 12Правила воспитания детей от Юлии Гиппенрейтер
О первопричинах трудностей в воспитании
3.
                                                            
                                    
«Непослушание – единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с
                                    ним». В большинстве случаев детское непослушание является прямым следствием наших поступков, слов и интонаций.
4. «Проблемные», «непослушные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье». Часто родители сетуют на характеры детей, на наследственность – на всё что угодно, только не на свои собственные промахи. Нередко можно слышать от них, что дети их «доводят», заставляя терять самообладание. Именно они изначально взяли неверный тон в общении с ребёнком, и спрашивать им стоит только с себя. 
5. «В число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые». 
Тонко чувствующие дети острее реагируют на жизненные трудности, потрясения, более восприимчивы к тому, как обращаются с ними взрослые. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13	Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений
                                                            
                                    
деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и
                                    прежде всего ребенка.
                         Л.С. Выготский
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14	«Действиями человека по большей части управляет не ум, а чувства
                                                            
                                    
и воля – они и составляют содержание и направление жизни.
                                    В триаде «ум, чувства, воля» чувство наиболее устойчивый элемент. Именно чувство чаще передается по наследству, нежели воля и умственные способности, и «идет решительно впереди ума и воли», с увеличением «этого расстояния» к 7 годам».
И.И. Сикорский
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Правила воспитания детей от Юлии Гиппенрейтер
О необходимости порядка
6. Дисциплина должна
                                                            
                                    
быть «…не до, а после установления добрых отношений, и только
                                    на базе них». Дисциплины невозможно добиться путём исключительно критических замечаний, напоминаний и требований. В этом случае ребёнок, даже если он формально подчиняется родителям, станет хитрить и использовать каждую удачную возможность выйти за рамки установленных правил.
7. «Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной, создает чувство безопасности». Правил не должно быть слишком много, и они не должны противоречить основным потребностям ребёнка. Однако соблюдать их нужно неукоснительно, во благо его же эмоционального здоровья. Здесь приветствуются родительские твёрдость, непреклонность и обязательно – единодушие.
8. «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Для наказаний следует применять такие методы, которые не оскорбят ребёнка, не заставят затаить обиду, а воспримутся им как проявление справедливости.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Правила воспитания детей от Юлии Гиппенрейтер
О воспитании самостоятельности
9. «Не вмешивайтесь
                                                            
                                    
в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи.
                                    Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!»
Одна из самых распространённых ошибок мам – это гиперопека. Она способна подавить в подрастающем человеке формирование ответственности, инициативность и творческое начало. Вот почему крайне важно на корню пресекать проявления желания всё держать под контролем.
10. «Позволяйте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Если не дать ребёнку возможности самому себе «набить шишки», он никогда не станет самостоятельным. Конечная цель воспитания – научить наших любимых детей обходиться без нас. Об этом всегда стоит помнить.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Технологии эффективной социализации дошкольников
Технология развития эмпатических переживаний у дошкольников (5-7
                                                            
                                    
лет). (Е.Р. Овчаренко)
Нормативная проектная деятельности
(Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса)
Психологическая методика «Школа
                                    добрых волшебников» (4-6 лет) ( В.М. Холмогорова)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Норвежская программа «Друзья Зиппи»
В рамках программы "Друзья Зиппи" дети узнают:
Как
                                                            
                                    
распознать свои чувства и говорить о них 
Как сказать то,
                                    что ты хочешь сказать 
Как слушать внимательно 
Как просить о помощи 
Как найти друзей и сохранить дружбу 
Как справляться с одиночеством и отверженностью 
Как попросить прощения 
Как справиться с тем, что тебя обзывают 
Как разрешать конфликты 
Как справиться с изменениями и потерями 
Как адаптироваться к новой ситуации 
Как помогать другим 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Новые технологии эффективной социализации ребенка в детском саду
 (авторская технология Н.П. Гришаевой,
 старший научный сотрудник ФГБУН института социологии РАН)
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Педагогические технологии развития саморегуляции поведения детей
клубный час;
проблемные педагогические ситуации;
круг рефлексии;
дети-волонтеры;
волшебный
                                                            
                                    
телефон;
социальные акции;
ситуации Месяца;
коллективный проект.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Качества, приобретенные ребенком в результате освоения программы:
Способность самостоятельно действовать в
                                                            
                                    
повседневной жизни
Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения
Способность управлять своим
                                    поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения
Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия.
Представления о себе, семье обществе, государстве, мире, природе. 
Любовь к экспериментам. 
Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Значение саморегуляции в старшем дошкольном возрасте
Саморегуляция – это процесс управления
                                                            
                                    
человеком собственными психологическими и физическими состояниями и поступками, который приводит:
К
                                    успешному накоплению социального опыта.
К уверенности в своих силах и пониманию себя.
Успешной подготовке к «позиции ученика».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23	Воспитание следует ориентировать на развитие у ребенка способности культивировать в
                                                            
                                    
себе общественно ценные качества. 
	Для практической реализации данной идеи необходимо
                                    создавать педагогические условия развития эмпатии у детей, так как эмпатические переживания лежат в основе нравственных чувств.